История появления BMW M5 — это история гениальной идеи, родившейся почти что в тайне, которая навсегда изменила представление о том, каким может быть спортивный автомобиль.
Вот как это произошло, шаг за шагом.
Предыстория: Успех Motorsport GmbH
В 1972 году было основано подразделение BMW Motorsport GmbH (сегодня BMW M GmbH). Его задачей было развитие гоночной программы BMW и создание дорожных автомобилей на основе гоночных технологий. Первой ласточкой стал легендарный BMW M1 в 1978 году — средне-моторный суперкар.
Рождение легенды: Секретный проект E28 M5
Сама история создания первой M5 напоминает сценарий шпионского триллера.
- Год: 1983.
- Место: Отделение BMW Motorsport в Гархинге.
- Идея: Инженерам и руководителям, включая тогдашнего технического директора Клауса Лута и главу отдела двигателей Пауля Роше, пришла в голову, казалось бы, безумная мысль: установить мотор от суперкара M1 в кузов обычного, ничем не примечательного седана BMW 5-й серии (E28).
- Почему это было гениально? В то время мощные автомобили были либо двухдверными спорткарами, либо неповоротливыми «босс-карами». Идея совместить четыре двери, практичность бизнес-седана и характер суперкара была революционной.
- Секретность: Проект разрабатывался практически в тайне от высшего руководства BMW. Изначально он даже не планировался как серийный автомобиль, а скорее как небольшой эксперимент или специальная версия для омологации в гонках.
Инженерная магия: Что было под капотом?
- Двигатель: Взят модернизированный 24-клапанный рядный шестицилиндровый двигатель M88/3 от BMW M635 CSi (который, в свою очередь, был «обузданной» версией мотора от M1).
Объем: 3.5 литра
Мощность: 286 л.с. (для рынка США, из-за экологических норм, использовался менее форсированный мотор M106 мощностью 256 л.с.) - Шасси: Подвеска, тормоза и рулевое управление были серьезно доработаны, чтобы справляться с мощностью и сохранять знаменитую управляемость BMW.
- Внешность: Автомобиль был намеренно сделан максимально неброским. От обычной 528i его отличали лишь легкий спойлер, другие бамперы, шильдик «M5» и уникальные легкосплавные диски. Родилась философия «волк в овечьей шкуре».
Почему это было революцией?
Появление BMW M5 в 1984 году не просто дало миру еще один быстрый автомобиль. Оно создало абсолютно новый класс автомобилей — «суперседан» (super saloon).
Она доказала, что:
- Практичность и экстремальная производительность не исключают друг друга.
- Спортивный автомобиль может быть сдержанным и элегантным, не крича о своей мощи.
- Высокие технологии из мира гонок могут и должны спускаться на дороги общего пользования.
Именно с этой скромной с виду темно-красной или синей «пятёрки» началась легенда, которая продолжается вот уже почти 40 лет.
BMW F10 M5 (2011-2016) — это поколение, которое ознаменовало собой революционный поворот в истории легендарного суперседана. Оно отказалось от знаменитого атмосферного мотора в пользу турбонаддува, что вызвало споры среди пуристов, но при этом вывело производительность на совершенно новый уровень.
Вот детальный разбор эпохи F10 M5.
Философия: Мощь и Роскошь
Если предыдущие M5 были «заряженными спортивными седанами», то F10 стала высокотехнологичным суперседаном класса «люкс». Она выросла в размерах, стала невероятно комфортабельной, но при этом обрела такую мощь и крутящий момент, которые были немыслимы для её предшественников.
BMW F90 M5 (2017-2023) — это поколение, которое совершило самую радикальную революцию в истории модели. Оно стало титаном, сокрушившим прежние устои и установившим новые, невероятные стандарты производительности и технологичности для суперседана.
Вот детальный разбор эпохи F90 M5.
Философия: Абсолютное всепогодное превосходство
Если предыдущие M5 были мощными, но требовательными к водителю заднеприводными автомобилями, то философия F90 была простой: стать самым быстрым, технологичным и безопасным седаном на планете в любых условиях. Ключом к этому стал полный привод.
Главная революция: Полный привод M xDrive
Это было самое значимое изменение с 1984 года.
- Система: M xDrive — полноценный полный привод с электронно управляемой многодисковой муфтой.
- Режимы работы (гениальная особенность):
4WD: Стандартный режим для повседневной езды, обеспечивающий максимальное сцепление.
4WD Sport: Передает больше мощности на заднюю ось для более спортивной и агрессивной манеры езды.
2WD: Полностью отключает переднюю ось! Превращает M5 в классический заднеприводный автомобиль с отключенной системой стабилизации, позволяя водителю полностью контролировать занос. Это был ответ на критику со стороны пуристов.
Двигатель: Улучшенная мощь
- Модель: Улучшенный S63B44T4, 4.4-литровый V8 с двойным турбонаддувом.
- Мощность: 600 л.с. (с 2018 года)
- Крутящий момент: 750 Н·м
- Эволюция: Двигатель получил новые турбокомпрессоры, систему охлаждения и впрыска топлива, что повысило не только мощность, но и отзывчивость.