Найти в Дзене
Marga: просто история

"До последнего вздоха"

- Прошу тебя как друга, займись моей женой, - с мольбой выдохнул Рене. Поль не мог скрыть изумления. О всепоглощающей любви художника Магритта к Жоржетте в богемных кругах, известных весьма фривольными нравами, ходили самые невероятные слухи. И поэт Поль Колине, лучший друг Рене, не мог предположить, что ему так внезапно достанется эта красивая женщина. Жоржетта и Рене Магритт ...У Жоржетты Берже - тринадцатилетней дочери мясника - были ясные глаза и тёмные вьющиеся волосы. Тонкая и хрупкая, как мамина фарфоровая балерина, к которой юном Рене Магритту строго-настрого запрещено было прикасаться, Жоржетта казалась ему настоящим произведением искусства. В свои пятнадцать он не встречал никого красивее. И потому очень хотел нарисовать её. Запечатлеть на бумаге угловатые черты полудетского лица. Прослывший в школе хулиганом, Рене преуспевал только в одном предмете – в рисовании. Его отец – господин Леопольд Магритт, состоятельный торговец тканями, – возлагал на своего первенца большие надеж

- Прошу тебя как друга, займись моей женой, - с мольбой выдохнул Рене.

Поль не мог скрыть изумления. О всепоглощающей любви художника Магритта к Жоржетте в богемных кругах, известных весьма фривольными нравами, ходили самые невероятные слухи. И поэт Поль Колине, лучший друг Рене, не мог предположить, что ему так внезапно достанется эта красивая женщина.

Жоржетта и Рене Магритт
Жоржетта и Рене Магритт

...У Жоржетты Берже - тринадцатилетней дочери мясника - были ясные глаза и тёмные вьющиеся волосы. Тонкая и хрупкая, как мамина фарфоровая балерина, к которой юном Рене Магритту строго-настрого запрещено было прикасаться, Жоржетта казалась ему настоящим произведением искусства. В свои пятнадцать он не встречал никого красивее. И потому очень хотел нарисовать её. Запечатлеть на бумаге угловатые черты полудетского лица.

Прослывший в школе хулиганом, Рене преуспевал только в одном предмете – в рисовании. Его отец – господин Леопольд Магритт, состоятельный торговец тканями, – возлагал на своего первенца большие надежды. Он хотел бы видеть сына продолжателем своего дела или, может быть, управляющим большим магазином... Но заметив, что Рене немало времени проводит с карандашом в руках, и не обнаружив в нем других талантов, Магритт-старший не поскупился на расходы, наняв сыну хороших учителей.

худ. Р. Магритт, 1936 г.
худ. Р. Магритт, 1936 г.

Не слишком ладя с Рене, Леопольд чувствовал перед сыном глубокую вину. И это давило на него, заставляя поддерживать стремления мальчика. Нескольких лет не прошло, как дети Магритта лишились матери.

Об этом случае судачили все тридцать тысяч жителей их родного городка Шатле: участливо косились, приносили соболезнования Леопольду... И много болтали за его спиной.

Магритту так тяжело давалась эта жалость, что он предпочел сменить место жительства, перебравшись в Шарлеруа, где его не знали.

В прошлом остались и дом, и друзья, но Леопольд готов был отдать многое, только бы снять страшную тяжесть, которая обрушилась на его семью.

На Регине - хорошенькой модистке, знавшей толк в тканях, - он женился по большой любви. Родился один сын, потом второй, третий... Дела Магритта шли в гору: к кухарке и горничной добавилась нянька. Однако ни дети, ни достаток не радовали Регину. Прежде веселая и яркая, она превратилась в бледную тень. И часами лежала, равнодушно глядя в стену.

Вид вечно печальной жены раздражал Леопольда. Сначала он требовал, чтобы Регина встречала его за завтраком, играла с детьми, занималась домашним хозяйством, ходила в субботу в гости и в церковь по воскресеньям. Словом, вела себя как нормальные жены. Затем начал скандалить. Потом махнул рукой и попросту перестал ее замечать.

худ. Р. Магритт
худ. Р. Магритт

Когда 23 февраля 1912 года Регину нашли в реке Самбре, Леопольд был скорее зол и растерян, чем огорчен. Как она могла?! Не пощадила ни его, ни детей. Теперь на репутации Магритта появилось темное пятно: о гибели Регины ходили самые разные слухи и домыслы. Да и сыновья - Рене, Поль и маленький Раймон - тяжело восприняли потерю матери.

Рене - самый старший, и потому понимающий больше других, - не выпускал карандаш из рук. Но Леопольд боялся вглядываться в картины сына. В наскоро набросанных силуэтах ему мерещился облик жены.

Когда Регину вынесли из воды и положили на мостовую, кто-то накинул ей на лицо кусок белой ткани. Этот пугающий образ навсегда въелся в память Магриттов. Леопольд видел его в кошмарах, Рене - доверял бумаге.

Юная Жоржетта, с которой Рене познакомился на ярмарке в Шарлеруа, стала для него спасением. С ней - веселой и яркой, как луч солнца, - он забывал о том холоде, который царил в доме Магриттов.

Жоржетта во всем поддерживала Рене: в его играх и проделках, и в его мечтах. Рене собирался стать великим художником. "Ты еще услышишь мое имя", - говорил он Жоржетте.

В 17 лет, закончив свою первую большую картину - лошадей, выбегающих из объятой пламенем конюшни, - Магритт решил, что созрел для славы. Бросив школу в Шарлеруа, он отправился покорять Брюссель.

Поступив вольнослушателем в Академию художеств, Рене, однако, не стремился оттачивать мастерство. Новая - студенческая - жизнь закружила его, увлекая в водоворот доступных развлечений. Рене перепробовал себя во многом - издавал журнал, рисовал афиши и плакаты...Правда, все это было слишком далеко от "чистого искусства", которому он рассчитывал полностью себя посвятить. Однако фоне Первой мировой коллекционеры и покровители искусств не интересовались ни кубофутуризмом, ни "визуальными поэмами" молодого поколения живописцев, и Магритту приходилось браться за те заказы, за которые готовы были платить.

Рене едва не опустил руки. Если бы не очаровательная Жоржетта - все такая же нежная и сияющая, - которую он внезапно встретил, гуляя в парке, все могло бы сложиться иначе.

Рене Магритт и Жоржетта, 1922 г.
Рене Магритт и Жоржетта, 1922 г.

В 1920 году Жоржетта оставила родной городок. Без Магритта ей не сиделось на месте. Тоже неплохо рисовавшая, она устроилась художником-оформителем. Не претендуя на большее, Жоржетта готова была поддерживать любые начинания Рене, став его моделью и музой.

В июне 1922 года брюссельская богема гуляла на свадьбе: Рене и Жоржетта поженились. А спустя год к Магритту пришел первый успех: Рене продал свою первую картину - портрет певицы Эвелин Брелиа.

Европа постепенно восстанавливалась после Первой мировой. Успевшие затосковать по ярким краскам и веселью, люди стремились наверстать упущенное. В этой погоне за впечатлениями нашлось место и для Рене: ему предложил контракт модный дом "Норин", где создавались авангардные творения для модниц, желавших привлекать внимание.

Принцесса-солнце: чайное платье от "Норин" / худ. Р. Магритт
Принцесса-солнце: чайное платье от "Норин" / худ. Р. Магритт

Хотя заказчики были довольно щедры, Магритт мечтал о большем. В 1927 году он вместе с Жоржеттой перебрался в пригород Парижа. И, хотя его первая персональная выставка провалилась, Рене был твердо намерен покорить французскую столицу.

Однако едва завязавшаяся с парижской богемой дружба долго не продлилась. 14 декабря 1929 года Магритт и Жоржетта присутствовали на званом ужине в доме Андре Бретона, писателя и основоположника сюрреализма. Увидев на Жоржетте золотой крестик - семейную реликвию, которую она гордо носила напоказ, - Бретон заявил, что такие символы противоречат духу сюрреализма и потребовал снять украшение. Жоржетта отказалась, и муж ее поддержал. Разразился настоящий скандал: Магритты быстро покинули дом Бретона, а спустя несколько месяцев, - ощущая разлад с прежними друзьями, - вернулись в Брюссель.

Рене Магритт и Жоржетта
Рене Магритт и Жоржетта

Привязанность Магритта к его ясноглазой жене долго обсуждали в богемных кругах. Нежное чувство - такое необычное для свободолюбивых художников - не могло не удивлять. Для Рене будто не существовало других женщин. Он ни разу не был замечен в романе!

Однако в марте 1937 года Магритт отправился в Лондон, где - при поддержке главы Лондонской галереи - собирался открыть свою выставку. Именно там, вдали от Жоржетты, он второй раз в жизни потерял голову. Манящий взгляд художницы Шейлы Легг потряс его до глубины души.

Шейла Легг
Шейла Легг

Не найдя сил отказаться от страстного романа с Шейлой и не желая признаваться Жоржетте, Магритт решил на время отвлечь жену. Он договорился со своим другом Полем Колине, чтобы тот проводил время с Жоржеттой, развлекая ее во время отлучек Рене. Театры, рестораны, кино...

Однажды, когда Магритт вернулся из Лондона, Жоржетта попросила о разводе. Нет, она все еще не знала о Шейле. Просто ее отношения с Полем - поначалу не выходившие за рамки приличий - переросли в нежную связь. Магритт устроил жене бурную сцену, но Жоржетта, - спокойная и решительная, - твердо стояла на своем: Поль ей дорог, и она выбирает его.

Все, чего удалось добиться Магритту, - на время отложить развод.

худ. Р. Магритт
худ. Р. Магритт

В мае 1940 года немецкие войска вторглись в Бельгию. Магриттам стало не до семейных проблем. Нависшая опасность неожиданно сплотила их: Рене, оставивший Шейлу, добился примирения с Жоржеттой. Когда-то поклявшись делить с женой горе и радость, перед лицом неизвестности он не хотел ее потерять.

Судьба дала Рене и Жоржете больше четверти века. К 1960 году Магритт оказался всемирно признанным художником. Широкая публика знала его по картинам с джентльменами в котелках.

Слава, пришедшая в поздние годы, мало повлияла на жизнь Рене Магритта. Он уже не был пылким юношей, готовым перевернуть мир. Вместе с любимой женой он тихо жил в уютном доме недалеко от Брюсселя, свободное время проводил время за шахматами и неспешными прогулками с собакой Лу-лу.

Тяжело заболев и предчувствуя свой скорый уход, он проводил все время с Жоржеттой. 15 августа 1967 года она была рядом с ним, когда его не стало.

"Империя огней", последняя незаконченная картина Магритта, 1967 г.
"Империя огней", последняя незаконченная картина Магритта, 1967 г.

До последнего Магритт продолжал трудиться на картинами, оставив после себя незаконченное полотно. Картина была заказана молодым немецким коллекционером из Кёльна, которому так и не суждено было стать ее владельцем. Незаконченная работа так и осталась на мольберте в доме художника до самого ухода Жоржетты в 1986 году.