В последние пару лет активную позицию по продвижению через спорт на российском рынке начали занимать банковские структуры, как на национальном, так и на региональном. Ярким примером такой работы долгое время был Банк ВТБ, который активно поддерживал спортивные проекты в футболе, хоккее, баскетболе и во многих других видах спорта. Но в настоящее время к этому тренду присоединились и другие банки федерального уровня Альфа-Банк, «Газпромбанк», «Промстройбанк», «Совкомбанк» и региональные банки - Ак Барс Банк, УРАЛСИБ и многие другие. На этом фоне очень серьезно выделяется системная работа в этом направлении со стороны Альфа-Банка.
Чемпионат мира по футболу 2018
В 2016 начал активно развивать благотворительные направления и продвигаться через спорт и начал с получения статуса официального европейского банка чемпионата мира FIFA 2018. В 2016 году Альфа-Банк стал первым региональным партнером чемпионата мира FIFA в России и получил эксклюзивное право предлагать банковские услуги болельщикам. Председатель правления Андрей Соколов рассказал, как банку удалось окупить средства, потраченные на спонсорство мундиаля, и добиться значительного маркетингового эффекта.
В этом проекте была очень важна имиджевая составляющая. Банк хотел повысить спонтанную узнаваемость бренда. Однако основная задача спонсорства FIFА для банка состояла в привлечении как можно большего количества новых клиентов, которые остались бы с банком и после чемпионата мира. Накануне принятия решения о спонсорстве банк начал активно входить в массовый сегмент. А футбол и спорт в целом – хороший инструмент для реализации этой задачи. Банк обеспечил эквайринг интернет-продаж билетов на Кубок конфедераций и чемпионат мира, организовывал инкассацию всех объектов.
По расчетам банка, затраты окупились в течение трех лет после чемпионата, что сделало партнерство с FIFA выгодным не только с имиджевой, но и с финансовой точки зрения. Безусловно, расходы банк тоже понес. Например, по контракту мы обязаны были обеспечить работу билетных центров в городах, где пройдут матчи.
Банк получил права на всю интеллектуальную собственность FIFA (логотипы, названия), которую могли использовать для продвижения своих продуктов и активаций спонсорства. В качестве лица рекламной кампании банка стал Лионель Месси. Вторая часть пакета – это гарантированная возможность приобрести билеты необходимой категории, доступ на стадионы, аккредитации и другие опции в рамках Кубка конфедераций и чемпионата мира. Третья – эксклюзив в категории. Другие банки на объектах Кубка конфедераций и чемпионата мира представлены не были.
На стадионах было установлено 154 банкомата, общий оборот средств через них составил более 150 млн. рублей. На стадионах выдано более 40 000 предоплаченных карт, браслетов и колец, болельщики пополнили их 51 000 раз на сумму более 153 млн. рублей. Общее количество транзакций по ним составило 201 600 на сумму 117 млн. рублей. Реализовано более 21 тыс. памятных и инвестиционных золотых и серебряных монет. За два года продуктами и сервисами Альфа-Банка в рамках поддержки мундиаля воспользовались более 140 тыс. новых клиентов.
В марте 2023 Альфа-Банк стал титульным спонсором Чемпионата России по лыжным гонкам, а в 2024 спонсором московского ФК «Спартак». Альфа-Банк поддерживает: множество футбольных и медиафутбольных клубов, клубы хоккея с шайбой и хоккея с мячом, в том числе ХК «Салават-Юлаев» (Уфа), баскетбольные и медиабаскетбольные клубы, федерацию художественной гимнастики и союз биатлонистов, а также малопопулярные виды спорта, такие как BMX-гонки и серфинг. Одно из популярных направлений спонсорской поддержки — беговое комьюнити.
ФК «Спартак» (Москва)
Альфа банк занял опцию официального партнера футбольного клуба «Спартак» (Москва) 18 июля 2024 года. В рамках партнерства, помимо активаций и брендинга площадки и формы, была реализована программа лояльности, при покупке билета картой Альфы кэшбэк 20% и при покупке мерча 40%. Также были выпущены стикеры ФК «Спартак» и Альфа-Банка. Благодаря этому сотрудничеству Альфа зашла и в премиум сегмент. На Лукойл арене был открыт один из Alfa Only Lounge, ресторан для Vip клиентов Альфа-Банка. Вложения для таких масштабных активаций составили 750 млн руб.
Медийная футбольная лига и клуб «Банка»
Альфа-Банк имеет и другие активы в футболе, например, в Медиалиге он является генеральным партнером МФЛ и титульным партнер у клуба ФК «Банка». У Альфы своя рубрика в каналах медиалиги, Alfa Given Monday и свой этап игры в матчах – Альфа-мяч. Конечно же есть и другие активации, такие как логотипы на арене.
Год назад у ФК «Банка» закончился контракт с БК «Пари» и полгода команда была в подвешенном состоянии без спонсора, и весной, 18 апреля 2025 года, пришел Альфа-Банк, как титульный партнер. ФК Банкой был проведен ребрендинг, была выпущена новая форма, в медиаканалах клуба начали выходить спецрубрики брендированные логотипом банка и имя титульного спонсора закрепилось в названии клуба. Кроме того, при поддержке банка был организовал трансфер португальца Луиша Нани в ФК «Альфа-Банку», который успел поиграть за множество именитых европейских клубов.
Федерация гимнастики и Союз биатлонистов России
Помимо футбола у Альфа-Банка есть еще заметные спонсорские активы, например, Федерация гимнастики и Союз биатлонистов России. Контракты были заключены в 2024 году, подразумевает активации на спортивных аренах и титульное спонсорство турниров, самые крупные это – Альфа-Банк Первенство России, Альфа-Банк Чемпионат России и Альфа-Банк Кубок России и был рассчитан на год, но был продлен.
Альфа-Банк — крупнейший частный банк в России, входящий в ABH Holdings S.A. и занимающий, по данным Forbes, топ 4 в России по показателям надежности, активов (11.4 трлн рублей) и величины капитала (0.97 трлн рублей). В 2025 году количество частных клиентов банка превышает 36 млн человек, количество клиентов малого и среднего бизнеса — 1,9 млн. Альфа-Банк учреждён 20 декабря 1990 года как товарищество с ограниченной ответственностью и через год получил лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций. Свою банковскую деятельность Альфа начала с обслуживания корпоративных клиентов, а в 1992 начала работу и с частными лицами, попутно получая лицензии основных платежных и карточных систем.
Альфа-Банк проводит комплексную и многогранную спонсорскую стратегию в мире спорта. Банк не ограничивается простым размещением логотипов, а активно развивает глубокую интеграцию бренда, используя широкий спектр инструментов: от программ лояльности и ребрендинга клубов до организации премиум-зон и титульного спонсирования крупных турниров. Эта стратегия позволяет охватывать и массовую аудиторию, и премиум-сегмент. Таким образом, Альфа-Банк демонстрирует модель современного спортивного спонсорства, где партнерство превращается во взаимовыгодный симбиоз, приносящий ценность как бренду, так и спортивным клубам, и федерациям.
Валерий Гореликов,
консалтинговое агентство «SportTeam».
Вячеслав Капитанский.
Нам интересно ваше мнение - комментарии и лайки приветствуются.
Подписывайтесь на наш канал!