Найти в Дзене

Франция vs Италия : отличия в музыке эпохи барокко

Идея этой статьи пришла мне на ум совершенно неожиданно, когда я готовился к лекции, которую читал совсем недавно. Она не будет посвящена большому количеству отличий, я расскажу всего о двух. Первое: в эпоху барокко эти две страны принципиально отличались друг от друга своими излюбленными музыкальными направлениями. Так уж исторически сложилось, что Франция была в первую очередь страной балета, а душа француза всегда танцевала, причём в любых обстоятельствах. Италия же всегда делала упор на опере, итальянская душа поёт, и тоже в любых обстоятельствах. В этом заключалось довольно длительное противостояние между двумя этими странами в период эпохи барокко. В один момент французский король Людовик XIV решил вывести эту борьбу на новый уровень. Сделал он это самым неожиданным образом: по принципу «не можешь победить – возглавь». Иными словами, он решил создать французскую оперу. И вот, в 1671 году Францию ожидала премьера оперы «Помона» Робера Камбера. Опера имела успех, однако, компози

Идея этой статьи пришла мне на ум совершенно неожиданно, когда я готовился к лекции, которую читал совсем недавно. Она не будет посвящена большому количеству отличий, я расскажу всего о двух.

Первое: в эпоху барокко эти две страны принципиально отличались друг от друга своими излюбленными музыкальными направлениями. Так уж исторически сложилось, что Франция была в первую очередь страной балета, а душа француза всегда танцевала, причём в любых обстоятельствах. Италия же всегда делала упор на опере, итальянская душа поёт, и тоже в любых обстоятельствах. В этом заключалось довольно длительное противостояние между двумя этими странами в период эпохи барокко. В один момент французский король Людовик XIV решил вывести эту борьбу на новый уровень. Сделал он это самым неожиданным образом: по принципу «не можешь победить – возглавь». Иными словами, он решил создать французскую оперу.

Людовик XIV в роли Аполлона в Балете ночи (1653г.)
Людовик XIV в роли Аполлона в Балете ночи (1653г.)

И вот, в 1671 году Францию ожидала премьера оперы «Помона» Робера Камбера. Опера имела успех, однако, композитору не удалось долго продержаться у штурвала французской оперы — скоро король Франции отдаст это место другому звездному композитору придворного общества, к которому он испытывал сильную душевную привязанность — Жану Батисту Люлли. С этого момента начался новый этап противостояния между двумя странами. Теперь они уже не сражались в споре какой жанр лучше, а стали соперничать на одном поле — поле оперы.

Представление «Альцесты» Жана Батиста Люлли в Версале (1674г.) Французская гравюра
Представление «Альцесты» Жана Батиста Люлли в Версале (1674г.) Французская гравюра

В связи с этим, мы приступим ко второму отличию. Внимательно прослушав оперные произведения этих двух стран, можно прийти к выводу, что оркестровка в операх Франции и Италии очень разная. Сравним наиболее яркие оперы того времени: «Орфей» Монтеверди (Италия) и «Фаэтон» Люлли (Франция) и зададимся вопросом: что общего у этих опер? И там, и там оркестр, одинаковая градация голосов, струнные, континуо и духовые. Но вот тут-то нам и открывается новый горизонт событий: духовые инструменты у Люлли предстают совсем в ином качестве, нежели у Монтеверди - французские духовые не такие агрессивные как итальянские. Вспомните, как тромбоны играют во вступлении к «Орфею»: это – громогласный звук, который повествует нам о начале путешествия в мир древнегреческих трагедий. А что же Франция? Франция добивается таких звучаний за счет струнных инструментов, а не медных. Это не влияет на качество музыкального материала, а просто создаёт совершенно иное, более «мягкое» звучание, в силу природы и тембра струнных инструментов. 

«Фестиваль в театре в Риме», картина Джованни Паоло Паннини (1747г.)
«Фестиваль в театре в Риме», картина Джованни Паоло Паннини (1747г.)

Отличия, о которых я рассказал, не являются стопроцентным и постоянным правилом. Где-то общий музыкальный корпус будет нарушаться исключениями, но основа будет одной. А по мере развития музыковедения, возможно, мы найдём еще больше исключений, и в итоге они станут общепринятым взглядом на различия между французской и итальянской оперой. 

Слушайте музыку и формируйте собственное мнение! Возможно, именно ваши мысли заставят мир взглянуть на оперу разных стран с новой стороны.

Автор: Андрей Поляков

#МузыкальныйИНедиванный 

#НеДиванныйКультуролог