Найти в Дзене

Модель системы менеджмента качества

Модель системы менеджмента качества является концентрированным обобщением накопленного мирового опыта в области управления качеством продукции и охватывает все основные требования стандарта ИСО 9001, не детализируя их. Модель включает в себя четыре блока требований, соответствующих одноименным разделам стандарта. Данная модель отражает существенную роль потребителей и других заинтересованных сторон при определении входящих данных. При этом важно понимать, что мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии степени выполнения требуемых ими показателей качества продукции [5]. Основными элементами системы менеджмента качества продукции на предприятии являются: 1) цели в области качества – постановка целей на первоначальном этапе формирования системы менеджмента качества является одним из основных требований стандартов СМК. Так как с помощью этих целей предприятие может определить свои стратегические цели и потребность в системе менеджмента качества, запла
Рисунок 1. Модель системы менеджмента качества
Рисунок 1. Модель системы менеджмента качества

Модель системы менеджмента качества является концентрированным обобщением накопленного мирового опыта в области управления качеством продукции и охватывает все основные требования стандарта ИСО 9001, не детализируя их. Модель включает в себя четыре блока требований, соответствующих одноименным разделам стандарта.

Данная модель отражает существенную роль потребителей и других заинтересованных сторон при определении входящих данных. При этом важно понимать, что мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии степени выполнения требуемых ими показателей качества продукции [5].

Основными элементами системы менеджмента качества продукции на предприятии являются:

1) цели в области качества – постановка целей на первоначальном этапе формирования системы менеджмента качества является одним из основных требований стандартов СМК. Так как с помощью этих целей предприятие может определить свои стратегические цели и потребность в системе менеджмента качества, запланировать ее формирование или оптимизацию;

2) руководство по качеству – это первичная документации системы менеджмента качества, в рамках которой отражаются все цели управления качеством и особенности реализации системы. В руководстве по качеству необходимо выделить область применения СМК, а также изложить все требования к ее структуре;

3) организационная структура – это совокупность структурных подразделений и сотрудников предприятия, в должностные обязанности которых входят процессы, связанные с функционированием системы управления качеством;

4) управление данными – данный элемент располагается в основе современных подходов к тотальному управлению качеством (TQM). Если предприятие направлено на достижение целей в рамках системы менеджмента качества, то ему необходимо эффективно управлять данными в этой сфере. Так, данные, связанные с показателями качества продукции, должны быть достоверными, своевременными и комплексными. Кроме того политика управления данными должна охватывать вопросы типов данных, источников, методов сбора, ответственности, хранения, удаления и анализа;

5) процессы системы менеджмента качества – это тип процессно-ориентированного подхода к контролю и обеспечению качества. Стандарты менеджмента качества помогают предприятию тщательно анализировать все организационные процессы. С учетом полученных результатов анализа определяются те процессы, которые необходимо улучшить, перестроить или устранить;

6) удовлетворенность клиентов качеством продукции – если потребитель не удовлетворен продуктом, то ее реализация не принесет предприятию необходимого объема выручки. Поэтому удовлетворение потребностей покупателей является важным элементом системы менеджмента качества;

7) постоянное совершенствование – каждое предприятие должно постоянно развиваться, чтобы не терять свои конкурентные позиции, усиливать свое присутствие на рынке. Для обеспечения непрерывного совершенствования на каждом этапе бизнес-операций большинство организаций прибегают к процедурам планирования качества, требованиям соответствия, проектированию безопасности, корректирующим действиям, прорывным улучшениям, инновациям и оценке СМК;

8) качественные инструменты – предприятию необходимо использовать самые передовые инструменты для измерения качества данных в абсолютном выражении. Это способствует повышению результативности функционирования системы менеджмента качества [1].

Также необходимо отметить, что продукция, производимая предприятием, обязана соответствовать определенным характеристикам и эталонам качества или предприятию не удержаться на рынке. При этом продукт должен иметь эти свойства не только вовремя, когда продукция сходит со сборочного конвейера: требуемые характеристики не должны пропасть при хранении и транспортировке продуктов. Конечно же, они должны сохраняться и при использовании продукции потребителем.

Для каждого определенного вида товаров правительство и межгосударственные организации устанавливают свои нормы качества. Это – минимальный уровень, которому должны соответствовать продукты, чтоб они могли выйти на рынок. Естественно, компания, стараясь лучше соответствовать ожиданиям возможных клиентов, может предъявлять к собственной продукции более жесткие требования и устанавливать свои, боле высокие стандарты. Комплекс мер, предпринимаемых руководителем предприятия, для обеспечения соответствия выпускаемых товаров предписанным правилам, и является управлением качеством [2].

Таким образом, система управления качеством на предприятии представляет собой определенным образом структурированный подход к управлению всеми аспектами, связанными с качеством производимой и реализуемой продукции. Она включает в себя набор процессов, процедур и стандартов, направленных на обеспечение соответствия продукции установленным требованиям и ожиданиям потребителей. От эффективности функционирования системы менеджмента качества в полной мере зависит финансовая результативность деятельности предприятия и занимаемое им место в выбранной сфере деятельности.

1. Лукина, В. В. Система менеджмента качества: восемь основных элементов / В. В. Лукина // Молодой ученый. – 2021. – № 17 (359). – С. 116-117.

2. Пугачева, М. А. Место и роль управления качеством в системе управления предприятием / М. А. Пугачева, Е. Ю. Гирфанова // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: Сборник научных трудов 12-й Международной научно-практической конференции. В 3-х томах, Курск, 2023. – С. 173-176