Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Фильм о том, что в жизни разное случается - “Второй шанс” (2014) с Алем Пачино

“Второй шанс” – это режиссерский дебют сценариста и продюсера Дэна Фогельмана (Dan Fogelman). Его успешным сценарным проектом можно назвать драмеди “Эта дурацкая любовь” (Crazy, Stupid, Love.) 2011 года. Главные роли в ней исполнили Стив Карелл и Райан Гослинг. Этот проект является одним из сотрудничеств Фогельмана с творческим дуэтом режиссеров/сценаристов Гленна Фикарры и (Glenn Ficarra) и Джона Рекуа (John Requa). Другим успехом для Фогельмана был сериал “Это мы” (This Is Us), в котором он выступал и сценаристом, и продюсером. Этот сериал получил в целом 40 номинаций Emmy (четырежды в номинации Лучший драматический сериал). В нем он снова сотрудничал с дуэтом Фикарра-Рекуа. Он также был соавтором сценария для их криминальной комедии “Фокус” 2015 года (правда, в титрах он не указан). Что касается жанра фильма “Второй шанс”, то я скажу, что это драмеди (и комедийная составляющая преобладает). В сюжете затрагиваются серьезные темы (страх славы и бремя славы, сожаление о прошлом, обиды,
Оглавление

“Второй шанс” – это режиссерский дебют сценариста и продюсера Дэна Фогельмана (Dan Fogelman). Его успешным сценарным проектом можно назвать драмеди “Эта дурацкая любовь” (Crazy, Stupid, Love.) 2011 года. Главные роли в ней исполнили Стив Карелл и Райан Гослинг. Этот проект является одним из сотрудничеств Фогельмана с творческим дуэтом режиссеров/сценаристов Гленна Фикарры и (Glenn Ficarra) и Джона Рекуа (John Requa).

Другим успехом для Фогельмана был сериал “Это мы” (This Is Us), в котором он выступал и сценаристом, и продюсером. Этот сериал получил в целом 40 номинаций Emmy (четырежды в номинации Лучший драматический сериал). В нем он снова сотрудничал с дуэтом Фикарра-Рекуа. Он также был соавтором сценария для их криминальной комедии “Фокус” 2015 года (правда, в титрах он не указан).

постер к фильму “Второй шанс” (2014), режиссер Дэн Фогельман | источнико фото  imdb
постер к фильму “Второй шанс” (2014), режиссер Дэн Фогельман | источнико фото imdb

Что касается жанра фильма “Второй шанс”, то я скажу, что это драмеди (и комедийная составляющая преобладает). В сюжете затрагиваются серьезные темы (страх славы и бремя славы, сожаление о прошлом, обиды, тяжелое заболевание, понятие хорошего человека), но это делается не для того, чтобы сгустить краски, наоборот, здесь происходит что-то плохое, чтобы в следующей сцене показать, что все непременно наладится.

Изюминкой сюжета является один правдивый факт – история фолк-музыканта Стива Тилстона (Steve Tilston), кому сам Джон Леннон прислал письмо, а Стив получил его только спустя 34 года.

Сюжет

Название фильма локализовано как “Второй шанс”, чтобы отобразить основной посыл сюжета, но, на самом деле, оригинальное название – “Дэнни Коллинс”, по имени главного героя. А первоначальным вариантом названия было “Представь” (Imagine), что отсылает к знаменитой песне Джона Леннона.

Дэнни Коллинс (в исполнении Аля Пачино) – очень известный певец, его музыкальная биография началась в 1971 году. В июне 1971 года он давал интервью редактору журнала Chime In Гаю ДеЛоучу. ДеЛоуч предрек парню большое будущее и был прав. Но одного Дэнни не знал – это интервью в журнале прочитал Джон Леннон, оно его затронуло, он написал письмо для Дэнни и оставил в нем номер своего домашнего телефона. Правда, письмо было отправлено в редакцию, и Дэнни в 70-х его так и не получил.

Дэнни Коллинс (в исполнении Аля Пачино) | скриншот из фильма
Дэнни Коллинс (в исполнении Аля Пачино) | скриншот из фильма

Письмо попало ему в руки только через 43 года. В свой день рождения, когда ему исполнилось 74 года, его менеджер Фрэнк (в исполнении Кристофера Пламмера) преподнес его как подарок. Он выкупил письмо у одного коллекционера.

скриншот из фильма
скриншот из фильма

Письмо заставило Дэнни задуматься о своей жизни – как бы она сложилась, если бы он получил его вовремя.

Одиночка пытается начать новую жизнь

Любопытно получается, в 2014 году у Аля Пачино вышли три фильма, которые в целом похожи между собой судьбой главного героя – “Унижение” Барри Левинсона, “Манглхорн” Дэвида Гордона Грина и этот. Но их можно выстроить по степени нарастания оптимизма.

“Унижение” Левинсона – это полная противоположность драмеди “Второй шанс” Фогельмана. В “Унижении” герой Пачино тоже является публичной личностью, он – актер Саймон Экслер, который ушел со сцены и обнаружил себя в полнейшем одиночестве, которое толкнуло его на ужасный шаг (на его удачу произошла осечка). Он сближается с молоденькой девушкой по имени Пигин (в исполнении Греты Гервиг) и погружается в грезы о том, что у них могут сложиться настоящие отношения; а потом обнаруживается, что его финансы истощаются, и ему нужно предпринять определенные шаги, чтобы не разориться. Финал истории Саймона двоякий – в человеческом смысле он, конечно, печальный и даже трагичный; но в драматургическом, иначе и не представить.

Во “Втором шансе” невероятно популярный певец Дэнни Коллинс тоже оказывается у некого рубежа в своей жизни, его грандиозная личность спотыкается о какую-то мелочь, заставляющую его задуматься (именно задуматься, чтобы развить мысль, а не отмахнуться от нее как от назойливой мухи, отвлекающей от порошка и легкомысленных пташек, стремящихся к большому кушу).

Дэнни и его лкчший друг и менеджер Фрэнк (в исполнении Кристофера Пламмера) | скриншот из фильма
Дэнни и его лкчший друг и менеджер Фрэнк (в исполнении Кристофера Пламмера) | скриншот из фильма

Разница между Саймоном и Дэнни в том, что у второго есть чувство юмора, лучший друг и оптимистичный настрой. Более того, если у Саймона Экслера не было ни жены, ни детей, то Дэнни трижды был женат, а от одной внебрачной пьяной связи у него появился сын. Правда, он никогда его не видел, тем не менее, старался поддерживать регулярной отправкой чеков.

Не важно, что линия выстраивания отношений с сыном получилась предсказуемой; но она выигрывает благодаря актерам. Том (в исполнении Боба Каннавале) и Саманта (в исполнении Дженнифер Гарнер) составили прекрасную пару, которой несложно верить, будто они и правда женаты. В их скромную жизнь врывается эксцентричный Дэнни, кого не смущает (или, по крайней мере, он искусно это не показывает) отстраненность Тома.
Линия получилась трогательной и очень живой.

И вот в качестве мелочи во “Втором шансе” свою роль играет письмо. То, что Дэнни одновременно и сожалеет о том, что не получил письма вовремя, и тут же решает встретиться с сыном, чтобы попробовать наладить с ним общение, выдает в Дэнни сильного человека, бойца, того, кто предпочитает предпринимать попытки, а не размышлять и вспоминать.

Вот Анджело Манглхорн из драмы “Манглхорн” Дэвида Гордона Грина является промежуточным героем между Саймоном и Дэнни. Если Саймон был совсем уж депрессивным, а Дэнни – неунывающим весельчаком, то Анджело как будто получал удовольствие именно от страданий, хотя у него была возможность встречаться с Доун из банка и устраивать пикники с сыном и внучкой.

Из этих трех фильмов я ставлю “Второй шанс” на первое место (но, справедливости ради, мне нравятся все три), потому что Дэнни Коллинс вызывает улыбку, когда его видишь. Как он общается с окружающими, как реагирует на происходящее, как умеет скрывать, если его что-то задевает.

И потом, “Второй шанс” связывает героя Пачино с настоящим Алем Пачино. Когда Фрэнк говорит Дэнни, что у того проблемы со счетами, сразу вспоминается реальная история актера, когда его ограбил его же бухгалтер. Дэнни Коллинс живет не по средствам, несмотря на то, что взял и отменил мировое турне. Если он будет и дальше летать на частном самолете, разбрасываться деньгами на чаевые и подарки, содержать огромный особняк, то его деньги испарятся. Если же он возобновит мировой тур, то финансовое состояние удастся восстановить и денег хватит до конца жизни. Аль Пачино выбирался из финансового тупика благодаря съемкам в рекламе, чего он раньше не любил, и во всех предлагаемых фильмах, где готовы были хорошо заплатить, а также платными лекциями в разных городах. Использование такого элемента для портрета героя очень оживило его, сделало ярче.

Фолк-музыкант Стив Тилстон и письмо от Джона Леннона

В открывающих титрах сказано, что фильм основан как бы на реальных событиях. Имеется в виду, что из реальности взят факт того, что Леннон действительно направил письмо молодому музыканту, а тот узнал о нем спустя десятилетия. Все, что происходит в фильме с Дэнни Коллинсом, вымысел Дэна Фогельмана.

А Стив Тилстон давал интервью британскому андеграундному журналу ZigZag, которое было опубликовано в 1971году. Настоящее письмо Леннона было менее пафосным, чем в фильме, но начиналось с фразы, которая позаимствована для сюжета: “Богатство не меняет твой жизненный опыт так, как ты думаешь”.

Тилстон давал интервью, когда ему был 21 год. Тогда он только выпустил дебютный альбом An Acoustic Confusion. Во время интервью ему было неловко, потому что он не считал себя уникальным. Он прочитал биографию поэта Дилана Томаса, и его по-настоящему захватила идея искусства и того, что поэт долженчто-то сказать. И, следуя такому посылу, Тилстон и создал свой альбом. “Я не был уникальным. Я думаю, что у нас было такое чувство, как будто мы были на пороге чего-то нового”.

Слава, которой опасался Тилстон, вскоре на короткое время сошла на нет. Он подписал контракт с крупнейшим лейблом Великобритании и США на запись второго альбома (Collection 1972года), продюсером которого был знаток блюза Сэмюэл Чартерс, но результаты его не порадовали.

Особой свободы творчества не было, он работал так, как требовали. Тем не менее, его дискография пополнилась благородными и вдохновляющими работами. Он выпустил 19 сольных альбомов и остается прекрасным гитаристом и автором текстов.

Что касается письма Леннона, то он узнал о нем в 2005 году, когда увидел опубликованное фото. Письмо было украдено из штаб-квартиры журнала ZigZag и продано коллекционерам. Тилстона захватили эмоции, что он не прожил какой-то очень важный период своей жизни. Словно у него отняли что-то важное, а он этого и не заметил.

Он постепенно смирился с этим и позабыл. Вскоре на связь с ним вышел Дэн Фогельман. Фогельман признавал, что письмо является интеллектуальной собственностью Тилстона, потому заплатил за использование истории в сценарии. По словам Тилстона, оплата помогла ему погасить ипотеку. Пусть фильм и не о Тилстоне, в финале, в титрах, есть запись с ним, когда он говорит о письме.

Участие в продвижении фильма дало Тилстону возможность заглянуть в мир, которого он никогда не знал. Он познакомился с Алем Пачино, чтобы записать материал для шоу The Oneна канале BBC 1, и был тронут его теплотой.

Изменило ли это мнение Тилстона о славе? “Что ж, приятно окунуться в это. Но нет. Гитара и скромный клуб мне больше подходят”.

***