Найти в Дзене
Art-eating

Роль музея в познании исторического смысла на примере выставки в Хазинэ «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрзья

Введение: Целью данной работы является выявление специфики видов музейной деятельности, генерирующей условия формирования исторической памяти. Изучение структурной и функциональной взаимосвязи музея и феномена исторической памяти, осмысление социокультурных факторов их взаимодействия - это актуальная научная проблема, которая до настоящего времени не нашла своего разрешения в музеологии. На восполнение этой теоретической лакуны направлено настоящее исследование. Культурологический потенциал современного общества настолько многомерен, что пришло постижение необходимости не простой энциклопедичности общества, а актуализации смысловой составляющей феномена прошлого и настоящего для ориентации в информационном море, наполненном как значимой, так и менее значимой информацией, ценностным и анти-ценностным содержанием 1[1]. Особую роль в этом процессе играет музей, как институт, аккумулирующий ценности цивилизационного развития и имеющий возможность выработки инновационных методик передачи ис

Введение: Целью данной работы является выявление специфики видов музейной деятельности, генерирующей условия формирования исторической памяти. Изучение структурной и функциональной взаимосвязи музея и феномена исторической памяти, осмысление социокультурных факторов их взаимодействия - это актуальная научная проблема, которая до настоящего времени не нашла своего разрешения в музеологии. На восполнение этой теоретической лакуны направлено настоящее исследование.

Культурологический потенциал современного общества настолько многомерен, что пришло постижение необходимости не простой энциклопедичности общества, а актуализации смысловой составляющей феномена прошлого и настоящего для ориентации в информационном море, наполненном как значимой, так и менее значимой информацией, ценностным и анти-ценностным содержанием 1[1].

Особую роль в этом процессе играет музей, как институт, аккумулирующий ценности цивилизационного развития и имеющий возможность выработки инновационных методик передачи исторических ценностей. Выбор методик постижения цивилизационной культуры, отраженной, сохраненной, интерпретированной в историческом процессе, зависит во многом от определения самого понятия «ценности истории» или «исторические ценности» 2[2].

Предложенные современными исследованиями сложные классификационные схемы ценностей не включают в свою структуру исторические ценности, хотя сам термин «исторические ценности» применяется, в том числе, в законодательной практике, гуманитарных курсах, пиар технологиях. Данная ситуация объясняется недостаточной определенностью термина, в какой-то мере даже сомнением в его правомочности. Но сам ход истории подтверждает наличие исторических ценностей. Четкое определение их возможно через выявление смысла исторического процесса, определение истории через призму философского, исторического, культурологического, социологического взгляда на цивилизационный процесс. Выделение категориальных, всеобщих, неотъемлемых исторических ценностей – процесс долгий и сложный. Но без прохождения начального этапа невозможно само решение проблемы.

Философы, социологи, культурологи, психологи, историки, выявляя подходы к пониманию истории, пытались найти принципы выявления исторических ценностей, но они касались разных сфер цивилизационной деятельности: этической, эстетической, научной, социокультурной, не рассматривая феномен истории, с точки зрения кумуляции синкретических праценностей, всемирно-исторических и национальных ценностей, ценностей различных сторон социокультурного пространства, ценности научного познания и т. д. 3[3] Ценность истории не только в собирании, но и в самом процессе оценивания – историческое знание хранит процесс становления аксиосферы, напоминая, что ценности дедуцируются из системно-понимающей деятельности людей. Абстрактных ценностей не существует. Познавательно-расшифровочный характер исторического знания связан с акцентностью истории на сопоставлении прошлого и настоящего, то есть синкретно-синтетическим путем, направленным в будущее 4[4] .

Современное общество характеризуется недолговечностью многих социальных процессов. Изменение общественных идеалов, полный отказ от прежних ценностно-смысловых ориентиров, радикально изменивших оценки исторического пути развития страны, привели к расколу в духовной жизни общества. В настоящее время на первый план выходит проблема сплочения граждан на основе единой идеи, которая должна быть осознанна и близка каждому. Достижению этой цели способствует приобщение к системе культурных ценностей и знанию истории, формирование гордости за свое Отечество, в котором трудятся люди, участвующие в сложном процессе становления и развития государства.

В решении этих проблем особая роль принадлежит исторической памяти, которая, как особый феномен социокультурной реальности, несмотря на определенную неполноту и противоречивость, обладает способностью сохранять в массовом сознании членов общества оценки событий прошлого, превращая их в ценностные ориентиры.

Многозначность исторической памяти как явления анализируется множеством гуманитарных и социологических наук и выражается в разнообразной терминологии. Кроме «исторической памяти» выделяется «культурная память», «коллективная память», «социальная память», «индивидуальная память». В настоящем исследовании концепт «историческая память» объединяет существующие дифиниции, являясь обобщающей универсалией. Опосредованно оказывая влияние на намерения, поведение людей, она тем самым, предопределяет характер и методы решения общественных проблем, что позволяет рассматривать этот феномен, как возможность конструирования различных картин репрезентации прошлого. Объектами исторической памяти могут быть явления и процессы в широком диапазоне - от крупных исторических событий в масштабах мира, страны, региона, до явлений материальной и духовной культуры, вызывающих определенные ассоциации. Историческая память тесно связана з и с нравственным сознанием с гражданской позицией отдельного человека, так и социальной группой, во многом обеспечивая преемственность поколений 5[5].

Основой взаимодействия исторической памяти и музея служат:

- структурные элементы: знания, традиции, ценности, символы, образы;

- функциональная взаимосвязь, которая выражается в реализации функций: документирования, образовательной, воспитательной, коммуникативной, мировоззренческой, адаптационной, идентификационной, интегративной.

Музейная рефлексия социокультурной реальности, преломляясь через систему ценностей, жизненный опыт, личность посетителя, трансформируется в новое знание и служит основой формирования исторической памяти общества.

Музейная экспозиция может рассматриваться как предметно осмысленная и реконструированная связь прошлого и будущего, различных традиций, культур, социальных групп между собой, являясь результатом взаимодействия исторической памяти и музея.

Музеи политической истории современного периода обладают большим потенциалом в процессе формирования исторической памяти. Обеспечивая участие недавней истории в «картине мира» современного человека, они, тем самым, устанавливают связи между прошлым и настоящим, донося особыми средствами комплекс духовных ценностей, гражданских установок, норм общественного поведения, идей, традиций, присущих данной общности, а также стимулируют диалог, направленный на решение острых социальных проблем.

В настоящее время в мире наблюдаются явно выраженные деструктивные тенденции по отношению к культурному наследию. Акты разрушения проводятся как частными лицами, так и организациями, легальными или нелегальными, и даже государственными структурами.

Музеи организуют и корректируют деятельность людей по сохранению знаний о прошлом и его передачи потомкам, без чего бы эта деятельность приобрела разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.

Цель данной работы – рассказать о деятельности музеев в сохранении и передаче исторической памяти на примере выставки в Национальной художественной галереи «Хазинэ»Республики Татарстан «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрзья».

Межмузейный проект объединяет двух выдающихся мастеров живописи и скульптуры конца XIX — начала XX века — Николая Фешина и Степана Эрьзя из собраний Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи и ГМИИ РТ. Диалог двух авторов, незнакомых друг с другом при жизни, выстраивается путем сопоставления и анализа судеб и этапов творчества 6[6].

Оба мастера начинали свой путь с ранних лет – Фешин в мастерской отца, Эрьзя в иконописных мастерских. Затем обучались в крупных учебных заведениях столиц – Санкт-Петербург и Москва. Главной темой творчества двух авторов становится человек в его эмоционально-глубинном отражении. В стилевом решении работ каждый опирался на переплетение нескольких направлений, царивших тогда в художественной среде. Объединив импрессионизм, модерн, реализм и экспрессионизм они создают образ, полный чувственного начала. Пастозный и экспрессивный мазок у Фешина можно сравнить с массивным объемом темного кебрачо у Эрьзя. Эпоха Гражданской войны и революции заставили мастеров эмигрировать. Обратно на родину приезжает лишь Степан Эрьзя (1950). Николай Иванович прожил до конца жизни в США. Однако можно говорить о его духовном «возвращении» в родные края 7[7].

Формирование Николая Фешина как художника начинается в Казанской художественной школе, куда он поступил в 1895 году. Успешно окончив учебное заведение, Николай Иванович получает рекомендацию к поступлению в Императорскую Академию художеств. Учителем юного мастера становится Илья Ефимович Репин. Однако уникальный стиль Фешина формируется значительно позже, когда он возвращается в Казань в качестве педагога и начинает работать самостоятельно. В 1910 году, после заграничной поездки, художник становится преподавателем натурного и натюрмортного классов Казанской художественной школы. Казанский период мастера считается наиболее плодотворным. Фешин создает выдающиеся произведения, среди которых «Обливание» (1914-1916), «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н.М. Сапожниковой», а также участвует в многочисленных выставках (Казань, Санкт-Петербург, Мюнхен, Венеция, Сан-Франциско, Нью-Йорк). Первая мировая война, голод в Поволжье и революция подтолкнули Николая Ивановича к решению покинуть Россию. 1 августа 1923 года мастер совместно с семьей прибывает в Нью-Йорк.

Степан Эрьзя (Нефедов) по настоянию отца начинает свой творческий путь с иконописи, обучаясь сначала в церковно-приходской школе, затем в мастерских села Алатырь и города Казани. Юный мастер совместно с другими художниками расписывал церкви Поволжья. Осенью 1902 года Степан Дмитриевич поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Только в 1903 году автор переходит в скульптурный класс, руководителем которого был С. М. Волнухин. Окончив училище, Эрьзя направляется в Италию и Францию, где создает такие работы как «Тоска», «Автопортрет» (1908), «Каменный век» (1911), а также принимает участие в различных выставках. В 1914 году Степан Дмитриевич возвращается в Москву. С 1917 по 1926 год скульптор живет и работает на Урале (Екатеринбург, с. Мраморское) и Кавказе (Новороссийск, Геленджик, Батуми, Баку). В 1926 году Эрьзя принял решение об эмиграции. Он уезжает сначала во Францию, затем в Аргентину. Возвращается Степан Дмитриевич на родину только в 1950 году.

Межмузейный проект «Встреча» объединяет работы из коллекций Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи (Саранск), обладающими крупнейшими в России собраниями произведений Николая Фешина и Степана Эрьзи. В конце 2023 – начале 2024 года Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств (Санкт-Петербург) в своих залах впервые сопоставил и проанализировал творческое наследие этих знаковых для своего времени фигур в искусстве России на выставке «Возвращение».

Привезти в Казань из Петербурга выставку «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» попросил Музей ИЗО Татарстана: в Казани, на родине Фешина, самая большая коллекция его произведений. Масштабная выставка к 140-летию художника проходила в главном здании Музея ИЗО Татарстана (особняке усадьбы Сандецкого) в конце 2021 года. На выставке «Встреча» в галерее «Хазинэ» представлена лишь небольшая часть произведений Фешина из коллекции казанского музея, но здесь есть, например, знаменитое полотно «Бойня», «Портрет Вари Адоратской», «Портрет Н.М. Сапожниковой у рояля», менее известный «Беспризорник» и т.д.

Из 215 произведений Степана Эрьзи в коллекции Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени скульптора в выставке в Санкт-Петербурге участвовало 40, в Казани из них представлены около 15. Это скульптуры из дерева «Женский портрет» 1940 года, «Мать с ребенком» 1929 года, «Материнство» 1922 года, «Автопортрет» 1947 года, созданный также из дерева породы кебрачо «В. И. Ленин» и другие.

«Совершенно удивительное состояние в этих залах – это состояние молодости, яркости мышления, художественного представления. Этот проект делали наши молодые сотрудники. Вы, наверняка, это заметите, это такой свежий, новый взгляд, энергичный. В то же время экспозиция не перенасыщенная. Фешин представлен не весь – есть баланс и гармония между Эрьзей и Фешиным», – сказала на открытии выставки директор Музея ИЗО Татарстана Розалия Нургалеева 8[8].

Перекличка между двумя личностями даже в том, отметила искусствовед, кандидат искусствоведения Екатерина Ключевская, что «у Фешина был творческий и финансовый успех в Америке и полное забвение и умолчание на родине». «Это длилось почти половину ХХ столетия. Только во второй половине [ХХ века] о нем заговорили. Заговорили не сразу с очень положительными оценками, довольно спорно оценивалось творчество некоторыми искусствоведами того времени. Хочется надеяться, что мы доживём, когда в Казани будет открыт мемориальный музей Фешина, который объединит все грани его творческого наследия – и живопись, и огромный пласт графического наследия, и скульптуру, и декоративно-прикладное искусство. И станет центром изучения этого замечательного мастера», – подытожила Ключевская [8].

Музеи играют важную роль в познании исторического смысла, так как они являются местами, где хранятся и демонстрируются ценные исторические артефакты и произведения искусства. Через посещение музеев люди могут узнавать и понимать историю своего народа, культуру и традиции. Музеи помогают сохранить историческое наследие для будущих поколений и передать его через выставки и экскурсии.
Выставка произведений Николая Фешина и Степана Эрзи – это яркий пример того, как искусство может повлиять на сохранение и передачу исторического смысла. Оба художника изобразили свою эпоху через свои произведения, отражая в них исторические события, образы и настроения своего времени. Их работы стали своего рода хроникой исторических фактов и явлений, позволяющей нам увидеть и почувствовать тот период истории. Выставки работ Николая Фешина и Степана Эрзи помогли не только сохранить исторический смысл их произведений, но и раскрыть его для публики. Посетители могли окунуться в эпоху, изображенную на картинках и скульптурах, почувствовать атмосферу времени, увидеть жизнь и быт людей того периода. Эти выставки стали источником знаний для исследователей и поклонников искусства, а также вдохновили многих на изучение истории и глубокий анализ произведений художников.
Таким образом, роль музея в познании исторического смысла неоценима, а выставки произведений Николая Фешина и Степана Эрзи стали замечательным примером того, как искусство помогает нам понять и сохранить историю.

Список литературы

1. Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. М., 2002.

2. Кроче Б. Теория истории и история историографии. М., 1998.

3. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

4. Гулыга А. В. Искусство истории. М., 1980.

5. Божченко О. А. Музей в формировании исторической памяти. Санкт-Петербург. 2012. 239 С.

6. https://www.culture.ru/events/4489472/vystavka-vstrecha-nikolai-feshin-stepan-erzya (Дата обращения: 30.05.2024)

7. https://izo-museum.ru/hazine/vyistavki-i-sobyitiya/vyistavka-vstrecha.-nikolay-feshin.-stepan-erzya (Дата обращения: 30.05.2024)

8. https://www.tatar-inform.ru/news/galereya-xazine-organizovala-vystavku-vstreca-neznakomyx-pri-zizni-fesina-i-erzi-5942903 (Дата обращения: 30.05.2024)

1 Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. М., 2002.

2 Кроче Б. Теория истории и история историографии. М., 1998.

3 Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

4Гулыга А. В. Искусство истории. М., 1980.

4 Гулыга А. В. Искусство истории. М., 1980.ystavka-vstrecha-nikolai-feshin-stepan-erzya (Дата обращения: 30.05.2024)

6 https://www.culture.ru/events/4489472/vystavka-vstrecha-nikolai-feshin-stepan-erzya (Дата обращения: 30.05.2024)

7 https://izo-museum.ru/hazine/vyistavki-i-sobyitiya/vyistavka-vstrecha.-nikolay-feshin.-stepan-erzya (Дата обращения: 30.05.2024)

8 https://www.tatar-inform.ru/news/galereya-xazine-organizovala-vystavku-vstreca-neznakomyx-pri-zizni-fesina-i-erzi-5942903 (Дата обращения: 30.05.2024)

-2