Найти в Дзене
Art-eating

История улицы Оренбургский тракт в г.Казань

Одна из самых древних дорог Казани – Ногайская дорога. Своим названием она обязана самой знаменитой исторической улице города – улице Баумана, которая возникла одновременно с самим городом и связывала кремль Югары Керман с южными проездными воротами Нижний Нугай. Улица называлась тогда Нугай Юлы и за городскими воротами переходила в дорогу. Ногайская дорога вела в Ногайское ханство, с которым и у булгар, и у казанских татар были развитые торговые отношения. Интересно, что дороги в Булгарии по своему назначению и использованию были трех категорий: военные, торгово-посольские и обычные. Так вот Ногайских дорог было несколько. За воротами Нижний Нугай начиналась Торговая Ногайская дорога, которая шла у подножия горы Богылтау (ныне ул. Петербургская, Подаметьевская, Фермское шоссе). Военная Ногайская дорога была проложена по горе Богылтау, покрыта лесом и подходила к воротам Кан (Царь). От Югры Керман к воротам Кан вела улица Шехид Юлы – самая престижная в городе. В 1552 году войска Ивана

Одна из самых древних дорог Казани – Ногайская дорога. Своим названием она обязана самой знаменитой исторической улице города – улице Баумана, которая возникла одновременно с самим городом и связывала кремль Югары Керман с южными проездными воротами Нижний Нугай. Улица называлась тогда Нугай Юлы и за городскими воротами переходила в дорогу. Ногайская дорога вела в Ногайское ханство, с которым и у булгар, и у казанских татар были развитые торговые отношения. Интересно, что дороги в Булгарии по своему назначению и использованию были трех категорий: военные, торгово-посольские и обычные. Так вот Ногайских дорог было несколько. За воротами Нижний Нугай начиналась Торговая Ногайская дорога, которая шла у подножия горы Богылтау (ныне ул. Петербургская, Подаметьевская, Фермское шоссе). Военная Ногайская дорога была проложена по горе Богылтау, покрыта лесом и подходила к воротам Кан (Царь). От Югры Керман к воротам Кан вела улица Шехид Юлы – самая престижная в городе.

В 1552 году войска Ивана Грозного пробили южную стену города восточнее Нижних Ногайских ворот. Захватив город, русская армия отремонтировала все разрушения в его оборонной стене, но пролом возле Нижних Ногайских ворот был сохранен. В нем были установлены новые городские ворота – «Проломные», рядом с которыми была срублена церковь Богоявления.

В городе появилось новое население – армия Ивана Грозного. Кварталы Ногайской улицы заселили стрельцы сотенного головы Вешнякова, а сама улица стала называться Проломной.

Из дорожных документов 1852 года:

«Проезжающие должны платить на станциях: за провозку — 12 коп.; за смазку колес у собственных экипажей, кибиток и телег— 6 коп., а прочих экипажей — 12 коп. На водку извощихам там, где существуют вольные почты, 6 коп. серебром».

«...В обыкновенные 2-х местные дорожные коляски, в брички, едущим вдвоем с одним чемоданом или 2-ми сундуками запрягать: с 1 декабря по 15 марта и с 15 мая по 15 сентября —. 4-х лошадей; в прочее время года —5-х лошадей...»

К этому надо добавить, что для проезда необходимо было получить специальный документ — подорожную. В ней указывались маршрут следования, имя проезжающего, количество подвод и лошадей, которые ему следовало поставить, порядок платы проезда и цели поездки.

Самыми популярными типами летних повозок в Казанской губернии, как и во многих других, были телега, коляски, кибитки, тарантасы и кареты. Телега относилась к очень простым и весьма древним четырехколесным безрессорным крестьянским или ямским повозкам незатейливой формы. Она чаще всего запрягалась одной лошадью и сохранила неизменными свои формы вплоть до сегодняшнего дня.

Коляска, будучи барской четырехколесной повозкой, имела рессоры и запрягалась в несколько лошадей. Чаще всего она была открытой, но иногда могла иметь половинчатый откидывающийся верх.
Кибитка в отличие от коляски была простой крытой повозкой типа телеги, имеющей крышу из кожи или грубой ткани, натянутой на дуги из прутьев. Кибитка чаще всего запрягалась тройкой лошадей. Несколько особняком среди колесных повозок стоял тарантас. Вот как описал этот вид транспорта известный писатель и знаток светской и провинциальной жизни граф Владимир Соллогуб в своей одноименной повести: «...Вообразите два длинных шеста, две параллельные дубины, неизмеримые и бесконечные, посреди них как будто брошена нечаянно огромная корзина, округленная по бокам, на концах дубин приделаны колеса...»

Постепенно изменилось и значение Ногайской дороги. После завоевания Иваном Грозным Ногайского ханства Торговая Ногайская дорога поначалу не утратила своей актуальности, грузопоток по ней даже возрос, ведь теперь Казань стала частью большого Московского государства XVI века. Но время шло, и уже в XVIII веке она превратилась в обычную торгово-почтовую дорогу Российской империи, ведущую в Лаишев и далее в Оренбург, позже получив название Оренбургский тракт. Военная Ногайская дорога превратилась в Вознесенский тракт, остатком которого является улица Аделя Кутуя.