АРХИТЕКТУРА
Еропкин Пётр Михайлович (1698-1740)
Из дворян.
В 1716-1724 обучался в Италии.
В 1724 получил от Петра I заказ на проектирование царского дворца в Преображенском.
В 1726-1728 руководил строительством отдельных зданий и сооружений в Стрельне и Петергофе.
В 1732-1735 - главный архитектор петербургской Полицмейстерской канцелярии.
С 1737 служил главным архитектором "Комиссии о Санкт-Петербургском строении".
В 1740 году с группой А. П. Волынского выступил против бироновщины и был казнён в том же году.
Невский трезубец или Нептунов трезубец — так называли план застройки левобережной части города на Неве по системе "трех лучей" относительно башни Главного адмиралтейства. В XVIIIв. этот проект осуществлял Еропкин. В план застройки входили главные городские магистрали: Невский пр., Гороховая ул. и Вознесенский пр.
В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом. Ледяной дом был построен для шутовской свадьбы князя М. А. Голицына и А. И. Бужениновой. Для развлечения были привезены около 300 человек различных народов, одетых в национальные костюмы. «Свадьба» состоялась 6 февраля 1740 года. Дом растаял в апреле 1740 года. Архитекторами дома были Еропкин и академик Г. В. Крафт. Дом был возведён из ледяных блоков, которые скреплялись водой. Размеры дома: длина 17,1 м, ширина 5,3 м, высота 6,4. Всё внутренне убранство и утварь тоже были изготовлены изо льда, в том числе стол, табуретки, чашки, игральные карты, цветы и т. п.
Земцо́в Михаи́л Григо́рьевич (1688-1743)
В отличие от своих сверстников «пенсионеров»: П. М. Еропкина, Т. И. К. Коробова архитектор Земцов не учился за границей, но сумел продолжить петровские начинания в эпоху политической реакции в годы правления императрицы Анны Иоанновны. В 1730 возглавил все строительные работы в Петергофе. М. Г. Земцов по существу является автором завершения композиции Большого каскада и некоторых фонтанов, которые без существенных изменений сохранились до наших дней.
В 1727-1734 работал на строительстве здания Кунсткамеры. Именно Земцов оформлял интерьеры здания (не сохранились). Считается также, что окончательный вид к концу XVIII века здание Кунсткамеры с величественной башней, статуями в нишах и волютами боковых павильонов приобрело благодаря усилиям Земцова.
Одним из характерных творений Земцова (при участии И. Я. Бланка) является церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1728-1734) Церковь Симеона и Анны близ берега р. Фонтанки была тезоименитским храмом императрицы Анны Иоанновны (первая деревянная церковь на этом месте заложена в 1712 году и освящена в 1714 году в честь рождения дочери Петра I — Анны). Над южным порталом церкви красуется картуш с личным гербом императрицы. Церковь интересна тем, что в целом выдержана в традициях стиля петровского барокко, но с показательным для времени политической реакции и застоя аннинского периода, отходом от новаций петровской эпохи к старорусским традициям. Вместо башенного (западноевропейского) типа колокольни, как в Петропавловском соборе, Земцов использовал ярусный тип колокольни.
В 1732-1735 курировал достройку корпусов Александро-Невской лавры.
После смерти Д. Трезини в 1734 году завершал его постройки, в том числе Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове. Уникальной до настоящего времени остаётся сохранившаяся отделка Петровского(ранее Сенатского) зала здания Двенадцати коллегий.
Коробов, Иван Кузьмич (1700-1747) Происходил из столбовых дворян.
Первоначально обучался в московской Школе математических и навигацких наук, в 1715 году отправлен по указу Петра I в Санкт-Петербург в Морскую академию, откуда в 1718 году послан с другими пенсионерами в Амстердам для совершенствования в архитектурном искусстве.
В 1735-1739 годах Коробов строил церковь Святого Пантелеймона Целителя у Партикулярной верфи на Фонтанке. На этом месте стояла деревянная часовня в память победы русского флота над шведами при Гангуте в 1714 году в день Св. Пантелеимона. В 1834 году архитектор В. Беретти несколько изменил купол и переоформил интерьеры в классицистическом стиле. Церковь, хотя и построена в послепетровское время, характерна реминисценциями стиля «петровского барокко»: двуцветная окраска, колокольня башенного типа, полукружие апсиды с двумя большими волютами.
Работать в России Коробову пришлось уже после Петра, в период правления императрицы в Анны Иоанновны. В 1727-1741 годах Коробов числился архитектором Адмиралтейского ведомства. Занимался отделкой кораблей. Выстроил второе каменное здание Адмиралтейства (1728—1738). В этой работе он в точности следовал замыслу Петра Великого и его собственноручному наброску: высокая башня с золочёным шпилем, увенчанная «яблоком» под короной и корабликом (трёхмачтовым парусником): моделью линейного корабля «Ингерманланд». В дальнейшем зодчий А. Д. Захаров, перестраивая в 1806-1823 годах здание Адмиралтейства, бережно сохранил «петровскую затею».
Чева́кинский, Савва Иванович (1713-1779)
Из дворян. В 1729 был определён в Морскую академию в Петербурге, откуда в 1734 году ушёл в Измайловский полк.
По требованию Адмиралтейств-коллегии был исключен (за самовольный уход из академии) из полка и поступил учеником в архитектурную команду И. К. Коробова, под руководством которого проработал семь лет.
В 1739 начал самостоятельную творческую деятельность.
В 1741-1767 годах — главный архитектор Адмиралтейств-коллегии. В 1767 с наступлением эпохи классицизма Чевакинский ушёл в отставку и уехал в своё имение. После этого сведения о нём практически отсутствуют. Крупнейшей постройкой Чевакинского в Петербурге является Никольский морской собор (1753-1762) с отдельно стоящей ярусной колокольней(1756-1758). С целью скругления фасадных линий Чевакинский предпочитал оформлять выступающие углы зданий пучками из трёх колонн, из которых средняя обычно вынесена на самый угол. Как и другие архитекторы елизаветинской эпохи, щедро использовал для обработки фасадов скульптурный декор. Постройки Чевакинского так же выделяются коваными балкончиками и декорированными растительным узором кронштейнами, позаимствованными из репертуара дворцовых построек того времени.
Дворец Шувалова в Санкт-Петербурге (1753-1755, архитектор С. И. Чевакинский). Расположен на углу Итальянской улицы и Малой Садовой. В помещениях этого дома размещалась галерея картин, собранных Иваном Ивановичем Шуваловым и первоначально размещались студенты и преподаватели Академии Художеств (1757). С 1918 здесь расположился Музей гигиены.
Дворец Шереметьевых (Фонтанный дом). Архитекторы - Чевакинский, Федор Аргунов. Получил своё название от реки Фонтанки, на берегу которой он стоит. В настоящее время в главном здании дворца расположен Музей Музыки, включающий в себя отреставрированную анфиладу парадных залов второго этажа. В одном из флигелей расположен Музей Анны Ахматовой. В 1738-1742 для Петра Борисовича Шереметьева на месте старых деревянных корпусов под руководством архитектора Г. Д. Дмитриева был построен новый одноэтажный дворец.
В начале 1750-х годов по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Федора Сергеевича Аргунова это здание было надстроено вторым этажом.
Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки. Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершённым лучковым фронтоном. В поле фронтона помещён картуш с гербом Шереметевых. Боковые крылья здания завершены слегка выступающими ризалитами, украшенными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами. Мезони́н (фр. mezzanine, от — средний) — надстройка над средней частью жилого дома, часто с балконом.
Аргунов, Фёдор Семёнович (1733-1768)— русский архитектор, крепостной графа Шереметева, двоюродный брат художника Ивана Аргунова. О жизни Аргунова известно очень мало. Вероятно, он учился у С. И. Чевакинского. Все члены семьи были крепостными Шереметевых. Дворец Шереметьевых (Фонтанный дом) 1750-55. Дворец – усадебного типа в глубине участка.
Усадьба Куско́во — бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Ансамбль включает: дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот» (1756-1761), «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Фёдора Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики; церковь Спаса Всемилостивого (XVIII в.).
Ухтомский, Дмитрий Васильевич, князь (1719 -1774) — главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны.
Постройки в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (колокольня, Смоленская церковь (Одигитрии), включая живопись и иконостас) 1738-1770.
Трези́ни Пьетро Антонио (1692-1760) — швейцарский архитектор, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге. В 1742—1751 годах — главный архитектор города, представитель архитектурного стиля «петровского барокко». Дальний родственник Доменико Трезини.
Сампсониевская церковь 1728-40. В1710 году на месте будущего собора в честь победы в Полтавской битве 27 июня 1709 года была построена и освящена деревянная Сампсониевская церковь, названная именем Сампсона Странноприимца, в день которого Россия одержала победу в битве. Перестройка церкви в собор велась в 1728—1740 годах. На сегодняшний день собор состоит из трёх зданий — основного храма, колокольни и часовни. Собор и колокольня возведены в 1740 году. Имя архитектора собора доподлинно не известно. Историки архитектуры предполагают, что это могли быть: П. А. Трезини, Джузеппе Трезини или Михаил Земцов. Архитектор колокольни неизвестен.
Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по проекту архитектора Христиана Кнобеля или по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки. В 1791 году архитектор Дж. Кваренги закончил постройку двухъярусной отдельно стоящей колокольни. В 1830—1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведён притвор. В 1848 году архитектор Ф. И. Руска прибавил к колокольне ещё один ярус, а в 1850—1853 годах он же соорудил две часовни и ограду. Пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (тёплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви.
Вист, Александр Францевич (1722-1794) – родился в семье выходца из Шлезвига Франца Виста, в 1704 году прибывшего в Санкт-Петербург. Отец будущего архитектора был служащим Военной коллегии. Александр Вист получал архитектурное образование у И. Я. Бланка, М. Г. Земцова и П. А. Трезини. С 1743 года проходил стажировку в Италии. В 1762 по проекту Виста было начато строительство Ботного дома. В стилистическом отношении данное здание сочетает в себе формы позднего барокко и раннего классицизма. Однако, после окончания строительства дома, выяснилось, что в проём двери не проходит ботик. Пришлось разбирать проём и стены Ботного дома, чтобы внести внутрь бот.
Андреевский собор (1764-1780) на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, стоящий на пересечении Большого проспекта и 6-й линии. По одним сведениям, проект разработал архитектор А. Ф. Вист, и возможно в процессе строительства принимал участие архитектор А. А. Иванов.
Главный купол Андреевского собора обрамлён четырьмя главками, трапезная соединяет основной объём с двухъярусной шатровой колокольней. Стены обработаны пилястрами и прорезаны высокими полуциркульными окнами.
Во время строительства некоторые конструкции здания обрушились, из-за чего Вист оказался втянут в судебное разбирательство, однако был оправдан. Причиной происшествия было названо низкое качество кирпича.
Основные признаки Елизаветинского барокко:
Пышность, роскошь.
Динамика, рваный ритм, пучки колонн.
Плавность, текучесть линий.
Обилие декора: скульптура (маскароны, кариатиды, позолоченные барельефы, картуши, наличники), фигурный фронтон, волюты (завитки), ризалиты, вместо прямоугольного – круглое или закругленное окно.
Исполинские масштабы построек
В интерьерах, ДПИ часто используются рокайльные элементы декора.
Использование элементов древне-русской архитектуры (крестово-купольная система, луковичные главы, пятиглавие, нарядный 2-3-х цветный окрас фасадов с применением золота).
ЖИВОПИСЬ
Преимущественное развитие монументально-декоративной живописи. Оформление триумфальных ворот, празднеств и фейерверков. Проблемы синтеза архитектуры и живописи в интерьерах дворцовых и культовых построек.
Развитие портретного искусства. Продолжение деятельности А. Матвеева, Г. Гзелля, Л. Каравак - придворный живописец. Парадный портрет императрицы Анны Иоанновны (1730, ГТГ).
Усиление позиций портретистов - представителей немецкой ветви россики. Работы Иоганна Пауля Люддена (? - 1739, в России с 1727 по 1739) - "Портрет контр-адмирала В.А. Дмитриева-Мамонова" (1735, ГТГ) и Франкарта (1711/1712 - 1743, в России в конце 1730-х - середине 1740-х гг.) - портреты Ф.А. и И.А. Остермана (1738, ГИМ), портрет барона А.Г. Строганова (конец 1730-х гг., ГИМ).
Приметы нового быта в натюрмортах Г. Теплова, П. Богомолова, Т. Ульянова. Особенности "кабинетного" натюрморта - модели быта образованного человека. Увлечение научными метаморфозами и иллюзионистическая тенденция в натюрморте.
СКУЛЬПТУРА
Продолжение работы по украшению каскадов и фонтанов Петергофа декоративной скульптурой. Деятельность Б.-К. Растрелли и его помощников. Резная деревянная скульптура на фасадах дворцов (Летний Анненгоф в Москве).
ИСКУССТВО 174О-1750 - "ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО"
Национальный подъем и расцвет русской культуры. Роль Академии наук и М.В. Ломоносова. Основание Московского университета (1755) и Академии художеств (1757). Эстетика отечественного варианта барокко и его национальная специфика. Государственный характер этого стиля в России. Проблема grand art'а и соответствия общеевропейскому эталону. Соединение нарушенных в петровскую эпоху союзов красоты и грамотности, взаимопонимание мастера и заказчика, заказчика и зрителя. Стабилизация художественного процесса и выравнивание отдельных школ на основе барокко. Новое отношение к традиции XVII в. - творческое обращение к ней в Москве и Петербурге и непосредственное продолжение в провинции.