Найти в Дзене
Art-eating

Творчество как плод философствующего разума

Философствующий разум — разум, способный к мыслительной деятельности, нуждающийся в познании себя и мира. Когда появился философствующий разум, дан ли он человеку от природы или же его появление неразрывно связано с развитием и становлением общества? Иммануил Кант в «Критике чистого разума» напрямую говорит о природной склонности к философствованию: «Метафизика существует если не как наука, то, во всяком случае, как природная склонность человека. В самом деле, человеческий разум в силу собственной потребности, а вовсе не побуждаемый одной только суетностью всезнайства, неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опытное применение разума». (Метафизика [то, что после физики] – наука, которая объясняет все существующие явления не только физикой, но и с помощью духовного, чувственного познания). Уже в первобытном мире люди пытаются объяснить окружающий их мир с помощью мифологии, и уже зарождается протофилософия: «Кто я? Как я здесь появился? Кто меня соз

Философствующий разум — разум, способный к мыслительной деятельности, нуждающийся в познании себя и мира. Когда появился философствующий разум, дан ли он человеку от природы или же его появление неразрывно связано с развитием и становлением общества? Иммануил Кант в «Критике чистого разума» напрямую говорит о природной склонности к философствованию: «Метафизика существует если не как наука, то, во всяком случае, как природная склонность человека. В самом деле, человеческий разум в силу собственной потребности, а вовсе не побуждаемый одной только суетностью всезнайства, неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опытное применение разума». (Метафизика [то, что после физики] – наука, которая объясняет все существующие явления не только физикой, но и с помощью духовного, чувственного познания). Уже в первобытном мире люди пытаются объяснить окружающий их мир с помощью мифологии, и уже зарождается протофилософия: «Кто я? Как я здесь появился? Кто меня создал и для чего?». Люди верят в магию, природные стихии и животных, таким образом философские вопросыдаютзачатки мифологии, религии и искусству. Так и зарождается творчество: человек философствуя приходит к тому, что он испытывает определенную эмоцию (злость, удивление, грусть) по отношению к данной действительности, размышляет об этом и с помощью продуктов искусства (живопись, музыка, танец) составляет полноценное представление этой самой действительности. М.К. Мамардашвили высказал такую мысль: «В искусстве и в философии человек в конечном счете занимается одним и тем же: отдает себе отчет о самом себе», что и говорит о творчестве и философии как о способахпознания мира и себя в этом мире. Но несмотря на общую цель они различаются: философия основывается на мышлении, рационализме, логике; искусство же на чувственном, интуитивном восприятии. Центральным понятием философии выступает бытие, а искусства является красота. Тем не менее это два взаимодополняющих элемента: искусство философствует, а философия становится произведениями искусства.