Имя Коровину создали не столько пейзажи, сколько работы для Мамонтовского театра.
Так считал художник А.Я.Головин, работавший вместе с Константином Алексеевичем Коровиным (1861-1939) в Русской частной опере. В творческой среде тех времен труд декоратора считался мало престижным. И только благодаря достижениям Коровина, за плечами которого оформление около 150 спектаклей, труд театрального художника стали ценить как настоящее искусство.
При содействии своего учителя В.Д.Поленова, входившего в Абрамцевский творческий кружок, Коровина привлекли к театральной работе в Русской частной опере С.И.Мамонтова.
Известный промышленник Савва Иванович Мамонтов любил повторять:
Искусство серьезнее железных дорог!
В имении Мамонтова в Абрамцево наравне с известными мастерами (И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, М.М.Антокольский) собиралась талантливая молодежь.
В кружке царил культ творчества: живописцы выполняли настенные росписи, создавали образцы мебели, занимались скульптурой. По эскизам Поленова и Васнецова Коровин писал декорации для домашних спектаклей Мамонтова. Из воспоминаний Коровина:
Оказалось, что декорации писать до того интересно, что не хотелось бросать работу все время.
Как только отменили государственную монополию на столичные театры, благодаря энергичности и инициативе Мамонтова, в Москве была организована Русская частная опера.
В Мамонтовскую оперу привлекались лучшие певцы, музыканты, дирижеры. В оформлении спектаклей принимали участие талантливые художники - Серов, Поленов, Врубель, Коровин, Головин.
В первом спектакле Частной оперы - "Русалка" А.С.Даргомыжского - Коровин участвовал как художник-исполнитель. При подготовке декораций спектакля "Аида" Дж.Верди Коровина уже назначили ответственным художником. В театре Мамонтова художник трудился все 14 лет его существования.
Первые театральные работы Коровина вызвали теплый отклик у публики и критиков. Из отзывов в прессе:
После декораций Частной оперы не хочется глядеть декорации других театров. Все три декорации "Лакме" художника Константина Алексеевича Коровина вполне прекрасны - от них точно веет тропическим зноем Индии. Костюмы сделаны со вкусом, более того - они оригинальны.
В Частной опере царил дух коллективного творчества. Поиски национального стиля нашли воплощение в постановке оперы "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова. Декорации Коровина и Левитана по эскизам Васнецова.
Коровин и Шаляпин
Новый подъем Частной оперы связан с приходом в труппу выдающегося русского певца Федора Ивановича Шаляпина. Профессиональные советы театральных художников, в свою очередь, способствовали расцвету дарования великого артиста.
Вскоре между Коровиным и Шаляпиным завязалась крепкая дружба, длившаяся всю жизнь. Они оба любили природу, рыбалку, охоту, были прекрасными рассказчиками, Коровин хорошо пел "под Мазини", а Шаляпин, общаясь с художниками, начал рисовать, лепить и писать маслом.
Шаляпин всегда прислушивался к советам Коровина, касающихся грима, костюмов, ролей. Активность и жизненный тонус Шаляпина, наравне с его самобытным талантом, находили отклик в живописи Коровина - его портреты Шаляпина в числе лучших полотен художника.
Оперы русских композиторов
Одновременно с приходом в труппу Шаляпина (1896) оперный театр Мамонтова перешел исключительно на русский репертуар. Исследователь М.В.Давыдова отмечает сильные и слабые стороны театра:
Оперная режиссура, осуществляемая самим Мамонтовым, не была свободна от дилетантизма. Он зачастую проявлял поспешность и, не умея до конца добиваться ансамблевого спектакля заслонял его погрешности наиболее сильной стороной своих постановок - живописным оформлением.
Коровин и Серов впервые применили гримировку рук артистов, а в опере "Псковитянка" (1896) Н.А.Римского-Корсакова Коровин осознанно уменьшил высоту дверного проема, чтобы подчеркнуть рост Шаляпина в роли Ивана Грозного.
Долгие годы гордость русской музыки - оперы Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, не появлялись на сцене императорских театров. В Частной опере Мамонтова сделали ставку на русский репертуар.
Коровин - художник Императорских театров.
На рубеже XIX и XX веков завершился период работы Коровина в Частной опере Мамонтова в связи с ее закрытием. В это же время управляющим конторой императорских театров назначили В.А.Теляковского, который пригласил Коровина и Шаляпина в труппу.
Многолетняя работа художника в крупнейших театрах России омрачалась закулисными интригами и нападками прессы. Коровина поддерживали талантливый администратор Теляковский и театральные деятели А.А.Горский, В.П.Шкафер, Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов.
Эскизы декораций и костюмов к опере А.П.Бородина "Князь Игорь" в Мариинском театре, выполненные Коровиным в 1909 г.:
Эскизы декораций и костюмов к опере "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова, выполненные Коровиным в 1911 г.:
Эскизы декораций и костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", выполненные Коровиным в 1913 году:
Эскиз декораций к опере П.И.Чайковского "Евгений Онегин", выполненные Коровиным в 1908 году:
Эскизы декораций и костюмов к балету А.Ф.Арендса "Саламбо", выполненные Коровиным в 1909 году:
Эскизы декораций к опере М.П.Мусоргского "Хованщина", выполненные Коровиным в 1911 году:
Эскиз декораций к балету А.Адана и Ц.Пуни "Корсар", выполненные Коровиным в 1912 году:
Эскиз декораций к балету "Конек-горбунок" Ц.Пуни на сцене Мариинского театра, выполненные Коровиным в 1912 году:
Эскиз декораций к опере Ш.Гуно "Фауст", выполненные Коровиным в 1910 году:
Эскиз декораций к опере Н.А.Римского-Корсакова "Садко", выполненные Коровиным в 1906 году:
Эскизы декораций и костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова "Золотой петушок", выполненные Коровиным в 1909 году:
Коровин стремился к созданию единого ансамбля, слияния живописи с музыкой:
Ритм, движение музыкальной мысли рождают во мне ответную музыку красок.
Новым словом в балетном искусстве стала новая постановка балета Л.Минкуса "Дон Кихот" под руководством А.А.Горского. Декорации к спектаклю выполнили Коровин и Головин. Для этой работы очень пригодились испанские впечатления Коровина.
Около двух лет заняла подготовка возобновленной сказочной оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинки. Блестящие декорации для нее выполнили художники Коровин и Головин.
Сохранились воспоминания А.Н.Бенуа о декорациях к опере "Руслан и Людмила":
Руслан - это чудная амальгама славянской и азиатской поэзии - получил в их освещении чисто восточную цветистость, чисто сказочную сказочность. Там, где другие видели лишь формы, они увидели краски. Декорации их и костюмы звенят и поют в унисон с оркестром и голосами. Получается один сплошной аккорд, чудный по гармонии, чарующий своей разрешенной сложностью.
По словам известного композитора и критика Б.В.Асафьева:
Наступило время, когда театр вызвал обостренно своеобразное восприятие действительности сквозь театральное, театральность....Наблюдать можно было и обратное воздействие живописи на театр, когда театральное искусство буквально растворялось в живописи.
В работе над театральными декорациями Коровин оставался художником-импрессионистом. Он стремился создать спектакль в едином колорите, путешествовал с целью сбора материала, использовал ранние наброски и этюды.
Новаторство затронуло и театральные костюмы. Дорогая отделка костюмов и правдоподобие деталей отошли на второй план. Художника интересовала пластика движений актера.
Вспоминая работу над декорациями оперы "Демон" А.Г.Рубинштейна, Коровин писал:
Ночь. Мастерская на Подьяческой улице. Я пишу долину Арагвы и Дарьяльское ущелье. Мои этюды, написанные с натуры на Кавказе, стоят передо мной.
По словам одного из критиков:
Коровин недаром проехался по Дарьяльскому ущелью. От его декораций веет тайнами заоблачных вершин.
Каждый раз при поднятии занавеса из груди вырывался или готов был вырваться возглас "Ах!". Так ярки, так красочны и так прекрасны были правдивые в историческом и бытовом отношениях, полные радости и оптимизма декорации, написанные, как обозначалось в программе, "по эскизам художника К.А.Коровина" - вспоминал один из очевидцев давних спектаклей.
С помощью художников-исполнителей Коровин переносил изображение с эскизов на задники. Под началом Коровина работали талантливые художники - Н.А.Клодт, Г.И.Голов и др. На некоторых сохранились авторские пометки:
Тона брать точно с эскиза.
После 1923 г. Коровин оформлял спектакли для театров в Париже, Турине, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Копенгагене, Каунасе. В 1929 г. в париже проходили "Русские оперные сезоны". К операм Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка" и А.П.Бородина "Князь Игорь" Коровин выполнил эскизы костюмов.
Эскизы декораций и костюмов к опере "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова, выполненные Коровиным в 1928 году:
Эскизы декораций и костюмов к опере "Золотой петушок" Н.А.Римского-Корсакова, выполненные Коровиным в 1934 г.:
Данная работа была временной, как и успех. По воспоминаниям Б.В.Асафьева:
Это был все-таки интерес к варварски-экзотическому искусству, а не вдумчивое понимание.
Работавший в это время в Париже С.П.Дягилев, приглашал для своих балетных постановок либо европейских художников, либо русских мастеров-модернистов (Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионова).
Эскизы декораций и костюмов к опере М.П.Мусоргского "Борис Годунов", выполненные Коровиным в 1934 г.:
Наиболее прославили Коровина спектакли русского оперного репертуара: "Жизнь за царя" (1904) М.И.Глинки, "Князь Игорь" (1909) А.П.Бородина, "Хованщина" (1911) М.П.Мусоргского, "Садко" (1906), "Сказание о невидимом граде Китеже" (1907), "Золотой петушок" (1909), "Снегурочка" (1911), "Сказка о царе Салтане" (1913) Н.А.Римского-Корсакова.
Если статья интересная и познавательная - ставьте 👍😉
Комментируйте! Напишите слова поддержки каналу! 📝
Подписывайтесь! Не пропустите новые публикации!