Найти в Дзене

Интервью с Павлом Сажиновым, 2003 год

Беломор-Буги, сентябрь 2003 г. За скан статьи огромная благодарность Андрею Гукасову. Я переехал из Архангельска в Питер в 1996 году, мне было не до собственных проектов, нужно было кормить семью, поэтому я сразу начал активно искать работу, - вспоминает Павел дни, когда судьба связала его с «Королем и Шутом». - Приходил в разные клубы и студии, предлагал свои услуги. Приходилось грузить колонки, переносить аппаратуру. С парнями из «Короля и Шута» меня свел один общий знакомый. До этого они искали себе звукооператора, у них было много претендентов, но все они после двух-трех репетиций как-то отсеивались. Дело в том, что коллектив сам по себе очень специфический, трое из музыкантов учились в школе в одном классе, где и начали играть. Понимают друг друга с полу слова. Поэтому если человек чем-то не понравится хотя бы одному из этого ядра, шансов остаться в группе он не имеет. Я ходил к ним на репетиции месяц-полтора, тогда они готовились к очень важному концерту в котором принимала уча

Беломор-Буги, сентябрь 2003 г.

За скан статьи огромная благодарность Андрею Гукасову.

  • Павел Саженов - человек широко известный в архангельских музыкальных кругах. Один из основателей культовой в середине девяностых электронной группы «Гипноз», завоевавшей себе репутацию «интеллектуального архангельского Depeche Mode», он внезапно пропал с местного богемного небосвода. Через какое-то время по городу поползли слухи, что талантливый музыкант и «звукооператор от Бога» перебрался в Петербург, а потом что он серьезно работает с известнейшей питерской группой «Король и Шут» в качестве штатного саунд-продюсера. Прошлой осенью, когда «Ku» в первый раз играл в Архангельске, мы воочию убедились, что неистовым и очень грамотным звучанием группы действительно управляет наш бывший земляк. Недавно Павел посетил историческую родину, сообщил, что очередной приезд «Короля и Шута» в Архангельск запланирован на 12 октября, и ответил на вопросы «Ведомостей Поморья».

Я переехал из Архангельска в Питер в 1996 году, мне было не до собственных проектов, нужно было кормить семью, поэтому я сразу начал активно искать работу, - вспоминает Павел дни, когда судьба связала его с «Королем и Шутом». - Приходил в разные клубы и студии, предлагал свои услуги. Приходилось грузить колонки, переносить аппаратуру. С парнями из «Короля и Шута» меня свел один общий знакомый. До этого они искали себе звукооператора, у них было много претендентов, но все они после двух-трех репетиций как-то отсеивались. Дело в том, что коллектив сам по себе очень специфический, трое из музыкантов учились в школе в одном классе, где и начали играть. Понимают друг друга с полу слова. Поэтому если человек чем-то не понравится хотя бы одному из этого ядра, шансов остаться в группе он не имеет. Я ходил к ним на репетиции месяц-полтора, тогда они готовились к очень важному концерту в котором принимала участие еще и группа Military Jane (после этого концерта переименовавшаяся в «Пилот»).. Тот концерт в ноябре 1997-го, первый мой с «КиШ», меня потряс, - глаза у меня были просто как два блюдца!

До этого я знал о них очень мало, видел пару раз афиши на улице Я считал, что кое-что знаю о российском роке, - а тут я увидел в зале полторы тысячи человек, которые около часа стояли и в едином порыве пели все песни. У группы не было тогда широкой популярности, но уже была культовость! Похоже, как профессионал я их устроил.

  • На твоих глазах группа из широко популярной в узких панк-кругах превратилась в признанное явление общероссийской поп-музыки. Как это получилось?

У них у всех есть огромная харизма, концерт «КиШ»а - не просто качественно исполненные рок-хиты. Каждый из музыкантов играет свою определенную роль - скажем, я видел иногда, что у басиста Балу в какой-то момент больше поклонников, чем даже у Князя. Естественно, сейчас, когда СМИ взялись за группу, все уже знают Горшка, многие - Князя. Я вижу в зале слушателей двух разрядов: тех, кто знает и интересуется творчеством группы и всем, что в ней происходит, и тех, кто просто знает в лицо лидеров, и пару самых известных песен, вроде «Ели мясо мужики». Последний разряд публики, которому многое в творчестве КиШа по-барабану, появился как раз в последнее время, после раскрутки по радио и телевидению. Составляющие успеха группы - огромный драйв, очень оригинальные тексты Князя и, конечно же, голос Горшка, у которого есть обаяние и совершенно особая нижняя вибрация. У его брата Леши Горшенева, который поет в «Кукрыниксах», голос похожий, но в отличие от Мишиного, он привлекает не силой, а некой трогательной слабостью, ему хочется сопереживать. Кстати, наш гитарист Саша Леонтьев, пришел в «КиШ» из «Кукрыниксов».

  • Каков сегодня твой «послужной список» в составе «Короля и Шута»?

Моя первая большая работа - «Акустический альбом». Я не только принимал активное участие в его сведении, но и немного поиграл там на клавесине. Сейчас я их и записываю, и свожу, и на концертах с ними работаю. Мои альбомы - «Ели мясо мужики», «Как в старой сказке», «Жаль нет ружья» и последний концертник в Лужниках.

  • Сегодня, когда на хлеб с маслом ты уже, я так понимаю, заработал, своим проектом собираешься снова заняться?

Собираюсь. Этим летом в конце июля постараюсь претворить в жизнь все те наработки, которые уже очень долго копились. Сначала это будет студийный проект, под каким названием - пока думаю. Вполне возможно, что во всем этом мне помогут музыканты «Король и Шут», причем мне нужно будет их творческое, а не только техни-ческое участие. Это будет музыка, в которой много тембров симфонического оркестра, обязательно - гитара, даже две, со всеми своими красками.

  • То есть тебя ограничивает «КиШ», хочется больше экспериментов со звуком?

Там тоже есть эксперименты, но они ограничены четко установленным стилем. Ребята не хотят уходить далеко за рамки панк-рока, но за последние два года аранжировки очень усложнились, появились элементы хэви-метала, и т.д. С последним альбомом, который сейчас готовится к выходу, получилось так: я предложил ребятам летом записать альбом в демо-версии, потом собраться, послушать вместе и высказать свои соображения. И когда мы придём к единому соглашению, зимой сядем и запишем все в окончательном максимально качественном виде. Ведь саунд-продюссер (так я упомянут на последних двух альбомах), ведет линию звука с самого начала работы до ее завершения. На последних же альбомах я чаще подключался к процессу уже на заключительной стадии, из-за этого некоторые их элементы, на мой взгляд, звучат не лучшим образом.

  • Название у нового альбома уже есть?

Пока нет, но Горшок позиционирует этот альбом как очень тяжелый, очень панковский, в духе The Exploited. Сейчас у нас появился некий оттенок хэви-металического мелодизма, так вот в новом альбоме он, видимо, будет убит напрочь!

Хотя даже я пока не знаю, как Горшок собирается в конечном итоге оформлять свои вещи - он классный мелодист и очень тонко чувствует музыку.

Его мелодические линии красивы и легко ложатся на слух, их хочется напевать на ходу... В любом случае, я не верю, что новый альбом будет совсем не мелодичным. Поживём - увидим!

Алексей ШЕПТУНОВ.