Идея и постановка - Гоша Мнацаканов.
Подбор и сочинение музыки: Гоша Мнацаканов.
Сценография и костюмы - Варя Маценова.
Лара Бессмертная помогла в создании пьесы для спектакля.
Художник по свету - художник-технолог - Михаил Глейкин.
Начну с того, что многие театралы уже посмотрели, некоторые блогеры даже вынесли свой вердикт: скучно и ужасно. Мне этот спектакль понравился тем, что тема одиночества и Апокалипсиса очень актуальны, и Гоша Мнацаканов связал их.
Сценография, костюмы и музыка работают на одну идею - у человечества нет шанса на второй виток истории, как в сказке, и хотелось бы, чтобы любовь победила. Это тоже очередная утопия, но поставлено это талантливо.
Любая волшебная сказка начинается с выхода героя из зоны комфорта в мир, с поиска невесты, потому что она корнями связана с обрядом инициации - переходом мужчины во взрослую жизнь. Испытания инициируемые проходили нешуточные и были сопряжены с серьезными физическими и психическими нагрузками.
В этой сказке герой Вася Мухин (Илья Рогов) тоже оказывается перед испытанием, как, впрочем, и все персонажи. На земле произошел Апокалипсис, и необходимо лететь на Марс с другими людьми, чтобы спастись. Фон действия - высокая бетонная стена с колючей проволокой с надписью: «Господи, помоги мне выжить». Вася оказывается совершенно не способным к прохождению испытаний и сосуществованию с другими людьми. Они вызывают у него неприязнь и тошноту. Лицо героя прокисает совсем, когда у железной бочки собирается большая компания и он остается с последней сигаретой и без зажигалки (все мужчины стрельнули у него по сигарете). Вася сидит, прижавшись к бочке, и то и дело надевает наушники, чтобы не слышать разговоры и анекдоты. Мечта Васи - одиночество, жизнь в маленьком домике и ленивый чай, который он заваривает прямо в чашке.
Перед посадкой на ракету на сцене появляется прекрасная Ева (или кто-то свыше ее посылает Васе) и герой в нее влюбляется. Девушка (Софья Щербакова) выше ростом Васи и очень красива. Вместе они составляют комическую пару. Что же делает герой, чтобы завоевать девушку? Дает ей послушать свою любимую песню «The End» группы “The Doors”. Она же звучит в фильме «Апокалипсис сегодня».
Другие мужчины на фоне Васи демонстрируют свою мускулинность, когда проходят жесткий контроль перед посадкой. Яркий армянин (Арсен Ханджян) с огромной болью срывает с руки даже протез, чтобы не отдавать подарок - часы погибшей любимой (на Марс нельзя, видимо, вывозить вещи с Земли). Оставленные чемоданы производят грустное впечатление. Муж Игорь (Ульяна Лисицина) совершает поступок и бросает свою холодную жену Светлану (Елена Голкова), влюбленную не в него, а в чемоданы тряпья. По сути, единственная семья и та распадается на наших глазах. Позитивный милиционер (Илья Гененфельд) срывает погоны, но звезды с них в утешении зажигаются на небе. Бывший зэк Серафим Братов (Иван Канонеров), рассказав историю неслучившейся любви (он так и не смог подойти к девушке) мужественно бросается в пасть огромной крысы - единственная оставшаяся еда на Земле.
Самой яркой любовной парой оказывается Персей Иванович (Алина Доценко) и стюардесса с ярко-розовыми волосами Андромеда (Полина Райкина). Вот уж где страсть космической силы! Зал лежит от хохота. Тщедушный, маленького роста, Персей проявляет невероятную энергию для завоевания своей корпулентной дамы, и она отвечает ему взаимностью. Он даже отказывается подать заявление и уйти с нервной работы по обслуживанию корабля. Страсть взрывает их изнутри, а снаружи отлетает пуговица на ее блузе.
Вася же не осмеливается сказать слова любви Еве, считая себя недостойным ее. Герой разбирает себя по косточкам, пока Ева слушает песню в наушниках. Взлет корабля, который уносит девушку в космические дали (то есть навсегда) в метафорическом плане означает грандиозную потерю всей жизни Мухина. От этой сцены у меня захватило дух. Какой акцент!!! «А счастье было так возможно, Так близко…». И вот уже сказка становится трагически правдивой.
Человек выбирает одиночество из страха перед жизнью, перед другим человеком, ради собственного комфорта, а с неба сыплется снег и смотрит красный шар, и нужно убираться на другую планету. Вася, оставшись один, продолжает жить в домике с послушными гаджетами, но до поры до времени, пока память не посылает ему ее образ, как герою фильма Тарковского «Солярис». И вот в домике начинается новая жизнь, в которой герой и проходит наконец все обряды инициации, но в своем воображении.
Явившаяся из сгустившей на небе тьмы, напоминающей офорты Доре, девушка ведет себя так, словно исполняет заветные желания Васи. Она и чаинки готова есть, и домик-кухня ее мечта. Героиня даже меняется с ним местами и произносит за него все мужские монологи - Гамлета, Ромео, Треплева, вместо женских, чтобы вдохнуть в него мужскую харизму. И вот уже Вася скачет на коне, побеждает огромного мотыля, празднует победу и завоевывает свою прекрасную принцессу. Пара - Ева и Вася- после Апокалипсиса- снова заходит на новый круг мировой истории после первого блина комом.
За сказочным сюжетом сквозит грустная ирония о том, как же плохо мы живем, если дело дошло до бегства от любви! Конечно, Сартр уже определил это явление: «Ад - это другие», потому что человек один, а бога нет и веры в человека тоже нет. Концовку спойлерить не буду, хотя догадаться можно.
Спектакль для меня сложился в историю не только об одиноком человеке, упустившим любовь всей своей жизни, но и о том, что может не остаться ни одной пары, чтобы человечество после Апокалипсиса снова могло размножиться.
Читайте меня в Телеграмм . Будем ближе! https://t.me/theatre_ma