Знаете, я тут решил перечитать сейчас «Сварога». Может, дочитаю до того момента, на котором всё обрывается, не знаю пока. И, параллельно, вспомнил о том, как в некоторых фантастических Вселенных, шло торможение развития. Про «Warhammer 40000», наверное, можно не говорить, так как там есть, какой-никакой, но всё же «обоснуй». Местные «техножрецы», считали, что можно делать только то, что есть в тех образчиках СШК, которые у них есть, и что-то разрабатывать «с нуля» - есть технобогохульство. Потому и не изобретают ничего нового. Ну, конечно, обоснование так себе, но хоть что-то. А вот с другими Вселенными, например, с «Дюной», на самом деле, всё очень и очень печально. Дело в том, что как раз там-то, никакого обоснования нет. Там есть только «авторский произвол», так как Фрэнк Герберт был противником технического прогресса, как, например, Толкиен. Далее, Герберт очень сильно хотел показать, что его герои, были такими «сверхчеловеческими сверхчеловеками» и «суперменистыми суперменами» и побеждали исключительно за счёт этих своих качеств, а не благодаря «машинной цивилизации». Как я не раз говорил, Герберту, только фэнтезю писать – там он себя нашёл бы очень хорошо. Хотя, «Муравейник Хэллстрома» - вполне себе фантастика, про альтернативный путь развития. Проблема только в том, что жители Муравейника не отказывались от технического пути развития, они просто себя так изменили, чтобы жить по законам муравейника. Получилось жутковато, верно. Но, я сейчас не об этом.
Материал создан при поддержке моих подписчиков на платформах Boosty и Sponsr.ru: Arti, Belsnickel, Arti, Belsnickel, Igor Sablin, Lorgar Balthasar, Squatterbloat, Starletter, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Дмитрий, Ильдар Арасланов, Олег, Павел Павлов, Петр Усов, Сергей Ряховский, Таня Топилина, Madshmax, Marina Kushak, MetaModern671games, Nikolausta, Olov Viking, Pavel Bosenko, Ven Berg, Александр Барышников, Алексей Гнитько, Алексей Попов, Архидемон из Герои 5, Виктор Айрон, Илья Фертиков, Ольга Суханова, Михаил Яшин, Егор, Стас Крюков, matty@yandex.ru, Егор Зевсович, Reader Marver, Сергей Соловьёв, Дмитрий Кац, Саня Номад, Vladimir Sedov, Бразильский аллигатор, Гришин Александр, Alex710, Headcrab, Стас Крюков, Александр Иванов, Тони Монтана, Dron-terror, Махсуд Одинаев и Птица Птица! Огромное им за это спасибо!
Вот смотрите – в «Свароге», развитие людей на планете сдерживается ларами. Мол, раньше люди Шторм, а потом и Вьюгу, значит, надо ограничить им развитие. Вот давайте оставим им железную дорогу с паровозами (и четырьмя рельсами – чтобы сложнее было всё это делать!), пароходы колёсные (чтобы особо не разгонялись), да деревянные самолётики – и пусть живут. И больше никакого прогресса! Тогда-то они точно никакой угрозы представлять не будут! Стоит ли говорить, что с таким подходом, лары обленились просто не неприличия, и чуть не прохлопали очередной «армагеддец», в результате чего, пришлось Сварогу самому со всеми проблемами разбираться. Понятно, что это всё – авторский произвол и всё такое, но вот сама идея о том, что кто-то там сдерживает развитие – вполне себе логична.
Если же говорить о «Дюне»… Вот там-то, никакого сдерживания, на самом деле нет. Да, там есть запрет на создание «думающих машин», но… Мне, надеюсь, не надо говорить о том, что это звучит максимально глупо? Вот я сейчас сижу перед ноутбуком от Ardor Gaming. Не надо мне писать, что я взял «китайца», я очень хорошо знаю, что это за аппарат такой (я всё же, на самом деле айтишник). Мне, кстати, нравится печатать статьи на нём – у него удобная клавиатура. Но, я сейчас не про это. Скажите мне – это «думающая машина», или нет? Насколько я знаю, он не думает, никакого ИИ в нём нет. Или вот – четыре дня в неделю, в моей комнате оживает такой… дисковый аппарат белого цвета. Он выезжает из-под письменного стола, катается по всей моей комнате (я пока никак не придумаю, как ему сделать удобный выезд из комнаты и заезд обратно через порог) и собирает пыль. На выходных, кстати, я заправляю его бак водой и выпускаю в прихожую, чтобы он и полы там помыл. Так вот – это думающая машина, или нет? Если учесть, что я знаю, как именно он работает, и по каким алгоритмам… Я, на самом деле, могу поговорить и про свой телефон… хотя, там используются нейросети, которые некоторые маркетологи старательно выдают за ИИ. Но! Пока что – никаких «думающих машин» я в своей жизни не встречал, и, наверное, уже и не встречу.
Нет, я понимаю, что сейчас мне напишут о том, что «Дюна» писалась в лохматые годы, и автор, понятное дело, не мог предвидеть такого развития техники, какое есть сейчас. Меня же не удивляют описания перфокарт и лент в компьютерной технике других авторов? С одной стороны – нет. Но, только с одной. Потому что, например, тот же Гаррисон, когда писал «Стальную крысу», в которой как раз были «ленты для автопилота», писал не про технику, а про хитрого авантюриста Джима Боливара ди Гриза, который всех дурил, чтобы снова стать «самым крутым парнем в Галактике». Когда тот же Гаррисон писал более серьёзные произведения (где техника, кстати, тоже не играла «первой скрипки»), он описывал более серьёзные устройства, которые только начинали появляться в мире. Если же говорить, например, о трилогии «К звёздам», то там уже и микрочипы, и генная инженерия и тому подобные вещи, о которых на тот момент, если только говорили, но вряд ли пользовались. Если говорить о Хайнлайне, то даже в ранних произведениях, он не использовал «анахронизмов». Он или не описывал подробно технику, или не трогал «элементную базу» и тому подобные вещи. То есть, про «автопилот на лентах» он не писал, а электронику – описывал достаточно грамотно. То есть, даже там, где техника, или разного рода технические «прибамбасы» были «на вторых ролях», Хайнлайн не писал глупостей. Собственно, так можно почти про каждого автора сказать – если они писали про будущее, то старались его описывать максимально грамотно.
Я упомяну и Азимова с его «Основанием». Я, конечно, не всё читал, только два с половиной романа. Но! Даже там я понял, что и как получилось. Не всё понял, но то, как рушилась Империя, я понял. Понял и то, как эти люди, учёные и техники, своими действиями пытались помогать людям. И да, все эти «техножрецы» из «Warhammer 40000» - растут оттуда. Так что – Азимов был крут, хорошо, что такие авторы были, и я горд, что читал его книги.
Но, вернёмся к «Дюне». Всё же, что именно там сдерживало технический прогресс? Вот, как говорится, давайте начистоту. В такой империи, как Герберт кое-как, но описал, без техники прожить как-то не получается. К примеру, на Каладане выращивали рис пунди. Не знаю, что это за рис за такой, да это и не важно. Важно то, что этот рис они не просто ели сами, но и экспортировали на другие планеты. То есть, стоит предположить, что они выращивали достаточно риса, чтобы хватило всем, верно? Ну, или что местные своего риса не ели, всё отдавая на продажу. На самом деле – неважно. Важно то, что для того, чтобы вырастить много риса, надо иметь большие площади, надо как-то со всем этим работать, и, наверное, без техники, одними голыми руками, много не сделать. То есть, на Каладане вели сельское хозяйство (и не только его) с использованием сельхозтехники, если я всё правильно понимаю.
На том же Арракисе, понятное дело, не голыми руками добывали «специю». Краулеры-харвестеры были описаны. Не скажу, что подробно, но они были. Собственно, и не только они – там вообще-то, на планете, много всякой техники использовалось. И знаете, что я скажу? Это всё – сложная техника. Сложная техника – значит, что там много всего, помимо двигателя, есть и разного рода системы управления, благодаря которым эта, или иная машина может выполнять те, или иные действия. Грубо говоря, в том же «харвестере» электроники было очень и очень много. Что-то я не думаю, что там управление было, как на танке Т-34, или на бульдозере ДТ-75, где рычаги через простую систему, без всяких усилений, передавали всё сразу на фрикционы. Что-то мне подсказывает, что от рубки управления до тех же «исполнительных систем» было далековато для такого управления. Это я всё, собственно, к чему? Да к тому, что в романе, русским по белому, сказано было, что «лазерные ружья и механический таймер в качестве системы управления»! И в других примерах, у них «механический таймер» был чуть ли не вершиной технического развития! Это вот, простите, как понимать? У вас, простите, орнитоптер не полетит, если на нём продвинутой системы управления не будет и сложной авионики, а тут, «механический таймер»…
Я, конечно, всё понимаю, я докапываюсь, да. Но – просто, роман получил много премий, у «Дюны» масса фанатов. Тем не менее, в романе столько бреда и глупостей, что, если его серьёзно анализировать, то он просто не выдерживает никакой критики! И это – только первая книга, которая, знаете ли, самая более-менее качественно написанная. Она хотя бы интересная, её хоть как-то можно читать – если не думать о том, что там, в романе, вообще происходит. Если же начинать думать, то получается, что… книга очень и очень слабая. Нет, я могу предположить, что автор писал её, тоже, пользуясь «аналогами специи», потому что придумать такой мир, такую Вселенную, можно только находясь в состоянии наркотического опьянения… Кроме того – тут нет прямого запрета на развитие науки и техники, но именно этого развития и нет. Щит придумали десять тысяч лет назад – и всё так и бегают радостно с ножиками и думают, что они крутые. При использовании «холодняка» (очень активном использовании, если что!), никто не носит ничего, что защищало бы от удара ножом! Мне не нравится кольчуга, но почему до бригантин-то никто не додумался? И никто не думает о том, чем вообще можно пробить щит, или «обмануть» его! Хотя, тут, на канале, писали и про рогатки, и про огнемёты, которые вообще были бы «ультимативным оружием»… Так что да, «Дюна» - это просто чудовищный по своей непродуманности, мир.
Автору на вкусняшки, котикам на корм: