Найти в Дзене
Сны Зигмунда

Спектакль «Лицом к лицу»: с чего начинается история дезертирства?

Автор – Игорь Пылаев, культуролог, эксперт в сфере персонального брендинга и массовых коммуникаций, автор книг «Менеджер мафии. PR без вранья» и «В объятиях пиара, или Когда клиент готов на всё». В Москве открылся III студенческий фестиваль-конкурс спектаклей «Точка А». И сразу – с весьма неожиданного и, судя по всему, никем не запланированного психологического теста на сопричастность и эгоизм. Фестиваль начался с показа спектакля «Лицом к лицу» по повести Чингиза Айтматова, поставленный народной артисткой Киргизии со студентами театрального училища при Киргизском национальном академическом драмтеатре им. Т. Абдумомунова. Это военная драма, посвященная началу Великой Отечественной войны. Из аула на фронт призвали парней. Один из них стал дезертиром – при первой же возможности сбежал из вагона поезда и тайком вернулся к молодой жене с ребенком. Ради любви и ребенка она готова помочь мужу-дезертиру спрятаться от сотрудников НКВД и никому ничего не рассказывать - ни его матери, ни родстве
Сцена из молодежного спектакля "Лицом к лицу". III студенческий фестиваль-конкурс спектаклей «Точка А».
Сцена из молодежного спектакля "Лицом к лицу". III студенческий фестиваль-конкурс спектаклей «Точка А».

Автор – Игорь Пылаев, культуролог, эксперт в сфере персонального брендинга и массовых коммуникаций, автор книг «Менеджер мафии. PR без вранья» и «В объятиях пиара, или Когда клиент готов на всё».

В Москве открылся III студенческий фестиваль-конкурс спектаклей «Точка А». И сразу – с весьма неожиданного и, судя по всему, никем не запланированного психологического теста на сопричастность и эгоизм.

Фестиваль начался с показа спектакля «Лицом к лицу» по повести Чингиза Айтматова, поставленный народной артисткой Киргизии со студентами театрального училища при Киргизском национальном академическом драмтеатре им. Т. Абдумомунова.

Это военная драма, посвященная началу Великой Отечественной войны. Из аула на фронт призвали парней. Один из них стал дезертиром – при первой же возможности сбежал из вагона поезда и тайком вернулся к молодой жене с ребенком. Ради любви и ребенка она готова помочь мужу-дезертиру спрятаться от сотрудников НКВД и никому ничего не рассказывать - ни его матери, ни родственникам, ни землякам. В надежде, что беглецу удастся горными тропами пересечь государственную границу и скрыться в чужой стране.

Как оказалось, спектакль идет на киргизском языке. Перевод на русский появился не сразу, и лишь на двух мониторах по бокам сцены.

Через десять-пятнадцать минут появилось желание покинуть зрительный зал. И, возможно, не только у одного беспокойного зрителя. Камерная история, молодые студенты, пьеса на непонятной языке, немного шумная, слегка экспрессивная… Да и время на часах уже позднее… Так ли важно досидеть и досмотреть столь непривычную постановку?!

Скорее всего, некоторые зрители так бы и поступили. Встали бы и ушли.

Что же помешало?

Появление на сцене дезертира. Этот эпизод был понятен без слов. По внешнему облику главного отрицательного персонажа, по его эмоциональному состоянию.

В этот миг вдруг что-то произошло между зрительным залом и сценой.

Зрители (включая автора этих срок), которые ерзали на своих креслах в поисках подходящего момента, чтобы сбежать из зрительного как можно скорее и не привлекая к себе внимания… По сути, дезертировать… Вдруг замерли, затихли, лицом к лицу соприкоснувшись со сценическим беглецом.

Казалось бы, где мы, зрители, и где он – Исмаил, военный преступник, трус и уклонист?!

Но почему-то в этот момент стало ясно, что дезертирство - оно ведь тоже начинается с малого, с какого-то первого шажка.

Разумеется, не факт, что покинув малый зал ВГИКа, где разворачивалась военная драма, зритель тем самым ступал на скользкую дорожку, которая в итоге могла привести его к куда более серьезному морально-нравственному проступку – возможно, даже к настоящему дезертирству. При определенных жизненных обстоятельствах…

Тем не менее, спектакль «Лицом к лицу» вдруг оказался тестом на сопричастность к чему-то чрезвычайно важному. Когда особенно отчетливо заметно, что дьявол – он и вправду в деталях.

Театральное дезертирство – так, ерунда. Ну, не досмотрел, не дослушал, не досидел. Не велик грех...

И вот на тебе, бабка, и Юрьев день, театральная магия, сила искусства и иже с ними!!!

Сценическое действо вдруг превратилось в личную историю!

Как, собственно, иногда случается с хорошими спектаклями. Особенно, если история упакована в мудрую притчу.

Спектакль получился живым, эмоциональным, вовлекающим. И крайне актуальным.

Браво!

#ТочкаА, #ВГИК, #ГИТИС, #фестиваль