На каких струнах нашего подсознания играют разработчики
Еще в детстве DuckTales приучила меньше прыгать по головам врагов и больше искать невидимые проходы в стенах, за которыми обязательно находился сундук с чем-то полезным. Один из первых интерактивных объектов, с которым Линк-игрок взаимодействует в Breath of the Wild, — сундук с одеждой. В Diablo мы часто ищем пролом в стене — там наверняка найдется Дубина Сокрушительной Мощи, особенно эффективное средство против нечисти. Весь жанр метроидваний — постоянный поиск секретных проходов и улучшений, открывающих ранее запертые двери.
Финал — слишком далекая и абстрактная цель. Мы играем ради поиска секретов, недокументированных возможностей и небольших, но постоянных вознаграждений на каждом этапе прохождения. Давайте разбираться, почему.
Хочу все знать
Психолог и экономист Джордж Лёвенштейн, правнук Зигмунда Фрейда, в статье «Психология любознательности» (1994) рассуждает о теории информационного разрыва (англ. «information gap theory»). И объясняет: человек естественным образом стремится закрыть пробел в знаниях, а сам факт получения новой информации уже становится наградой. В играх этим пробелом становится содержимое сундука или тайника.
Именно эта заложенная в нас природой тяга вынуждает задерживаться на локациях и искать ранее не замеченные щели в окружении и выбивающиеся из пейзажа объекты. А шанс найти что-то ценное и полезное в дальнейших приключениях только сильнее подстегивает врожденное любопытство.
Разработчики знают об этой тяге и активно манипулируют ей, чтобы растянуть прохождение игр. Раньше секретами маскировали малую продолжительность игр на картриджах, сегодня — оправдывают ценник от 80 евро и выше.
Удивите меня
Жажда знаний отлично уживается с тягой к незнанию, точнее — к непредсказуемости. Мы любим сюрпризы, ведь случайные и неожиданные награды куда приятнее ожидаемых. В играх это побуждает нас, порой неосознанно, возвращаться в уже исследованные локации в надежде найти там что-то новое. Или перепроходить уровни ради получения особенно редкой экипировки.
Этот механизм называется «переменное подкрепление» — вознаграждение за действие нерегулярно и непредсказуемо, тем самым мотивируя повторять действия все чаще в надежде на иной результат. Ваас в Far Cry 3 называл это безумием, но на самом деле это удобный инструмент гейм-дизайна. Например, в играх серии Diablo редкие предметы выпадают случайным образом, вынуждая геймеров перепроходить подземелья в надежде добыть ценный меч.
Пещерные люди
Навыки изучения окружающей среды в поисках пищи и способность оценивать риски с нами уже десятки тысяч лет. И отлично работают в видеоиграх. Люди и другие приматы используют стратегию оптимального поиска — оценивают размеры объектов, анализируют маршруты, расставляют приоритеты. Все ради эффективного прохождения или получения редкой награды. Точно так же действовали наши предки, охотясь за добычей в дикой природе.
По теме:
В играх это превращается в целый ритуал. Сначала отмечаешь маркером на карте место с потенциальным тайником, потом ищешь оптимальный маршрут, оцениваешь угрозу со стороны противников. Путь к сундуку с наградой превращается в интеллектуальный и эмоциональный опыт. В какой-то мере это — отголосок первобытного охотника в нашем бессознательном. И азарт самой охоты.
Страх упущенной выгоды
Тяга к самовыражению и потребность принадлежать к особенной группе, подталкивает людей к коллекционированию. Есть и другие факторы — вроде уже упомянутого инстинкта охотника, только вместо пищи целью охоты выступают уникальные предметы. И даже тяга к познанию, ведь артефакты сами по себе — единицы информации. В общем, собирательство редкостей обусловлено целым комплексом причин, а оттого оказывает на наше поведение особое влияние. И гейм-дизайнеры этим пользуются, набивая виртуальные миры «единицами контента».
Для части игроков главной целью становится не проживание истории или проверка своих навыков в сражении с самыми сильными врагами. А «зачистка» всей карты от маркеров со знаками вопроса, нахождение всех сундуков, получение всех видов клинков, заветные «100%» в статистике и, разумеется, платиновый трофей в профиле. Игра кажется незавершенной без выполнения этих задач, а деньги на ее покупку — потраченными впустую.
Не все сундуки одинаково полезны
Как уже говорилось выше, разработчики прекрасно осведомлены о нашей психологии и освоили механизмы вовлечения и удержания. Теперь они могут бесконечно наполнять игровые миры однотипными заданиями и разноцветными шмотками, вынуждая тратить сотни часов на выполнение и поиски. А сотня часов наверняка стоит сотни евро.
К счастью, некоторые разработчики все еще уважают свою аудиторию и проявляют изобретательность, стараясь не просто наполнить игры сундуками и почтовыми квестами, но и бросить игроку вызов, заставить проявить наблюдательность, смекалку и ловкость. Для этого приходится придумывать интересные задачи, за которые будет не стыдно попросить полную стоимость современной игры.
Например, в серии The Legend of Zelda целые уровни — это огромные головоломки, решение которых принесет либо необходимый по сюжету предмет, либо облегчит финальную битву с боссом. В Dark Souls, где выжить и так непросто, сундуки спрятаны за ловушками и охраняются врагами, притаившимися в неудобных для сражения помещениях.
Решение по-настоящему интересных и сложных задач приводит к катарсису, сильной эмоциональной разрядке после пережитого напряжения, страданий и десятков экранов с надписью «You died». Это отличный бонус к сундуку с редким доспехом. Или доспех — приятный бонус к осознанию собственной крутости.
Поиск очередного сундука в игре часто требует исследования, решения головоломок и риска, но взамен дарит чувство прогресса и эмоционального удовлетворения. Разработчики отлично знают, как работает психология игроков, и используют в гейм-дизайне множество хитрых приемов для удержания аудитории через постановку задачи и награды за ее выполнение.
Но если вы устали от загадок разработчиков, есть хорошие новости: наши сундуки искать не надо. В рамках коллаборации VK Play и «Яндекса» мы раздаем лутбоксы с призами для Warface, Perfect World, ArcheAge, LOST ARK и VK Play Cloud. Получить подарок очень просто: достаточно скачать «Яндекс Браузер» или сделать его основным поиском!
Реклама
ООО Яндекс
ИНН 7736207543
Erid 2VtzqvAzyLF
Подробнее — https://clck.ru/3PDmYJ