Найти в Дзене

Медвытрезвитель времен СССР. Взгляд изнутри

У кого хорошая память - подтвердят: в 1985г. при Горбачеве как гром среди ясного неба разразилась так называемая «антиалкогольная кампания». Да, еще не успела зарасти травой забвения андроповская эпоха борьбы с «тунеядцами» / «за укрепление трудовой дисциплины» (это когда активисты в т.ч. ходили по кинотеатрам и спрашивали каждого зрителя дневного сеанса из числа трудоспособных: «А вы что тут делаете?.. почему не на работе?.. – как ваша фамилия?..»), - буде новая политическая метла замахнулась теперь на любителей опрокинуть стаканчик. Помимо иных многочисленных «мер» - было создано «Общество борьбы за трезвость». Туда вовлекались прежде всего все коммунисты и комсомольцы (на «память» у меня сохранился значок этой организации: см. заглавное фото). Блаженны брачующиеся тех лет: их свадьбы были «безалкогольными». Взамен традиционного спиртного дорогих гостей предлагалось потчевать… фруктовыми соками & компотами (это не байки - так и было, свидетельствую). Имелось ли что «под с
(фото  автора статьи)
(фото автора статьи)

У кого хорошая память - подтвердят: в 1985г. при Горбачеве как гром среди ясного неба разразилась так называемая «антиалкогольная кампания».

Да, еще не успела зарасти травой забвения андроповская эпоха борьбы с «тунеядцами» / «за укрепление трудовой дисциплины» (это когда активисты в т.ч. ходили по кинотеатрам и спрашивали каждого зрителя дневного сеанса из числа трудоспособных: «А вы что тут делаете?.. почему не на работе?.. – как ваша фамилия?..»), - буде новая политическая метла замахнулась теперь на любителей опрокинуть стаканчик.

Помимо иных многочисленных «мер» - было создано «Общество борьбы за трезвость». Туда вовлекались прежде всего все коммунисты и комсомольцы (на «память» у меня сохранился значок этой организации: см. заглавное фото).

Блаженны брачующиеся тех лет: их свадьбы были «безалкогольными». Взамен традиционного спиртного дорогих гостей предлагалось потчевать… фруктовыми соками & компотами (это не байки - так и было, свидетельствую). Имелось ли что «под столом»? - оставим этот вопрос без ответа…

В то время я работал в райкоме комсомола, в одном из южных регионов РСФСР.

Поскольку у меня был свой фотоаппарат («Зенит» - ЕТ с «Гелиосом», между прочим), меня направили… в районный медвытрезвитель, - подежурить ночку с задачей: фотографировать там всех лиц молодежного возраста (если они будут доставлены).

Об этих заведениях издавна ходили всякие небылицы. В середине 60-х - нач. 70-х мне самому приходилось слышать, де в вытрезвителях суть процесса заключалась в том, что пьяных клали в ванну с холодной водой…

Что же представлял из себя «медвытрезвитель» на самом деле?

Приземистое одноэтажное здание. Коридор (или «вестибюль»); две довольно обширные комнаты (мужская и женская) с железными кроватями, заправленными по армейскому образцу; зарешеченная комната - изолятор (для «буйных»); санузел вокзального типа.

В коридоре был стол, за которым дежурил медик; там же находился наряд милиционеров.

Как выглядел весь рабочий процесс? – очень просто.

Доставленного «клиента» (естественно – в состоянии алкогольного опьянения) милиционеры досматривали (нет ли запрещенных предметов), записывали данные (устанавливали личность), - и передавали медику. Тот делал свои «зарисовки» (степень опьянения и т.п.), - возвращал гражданина правоохранителям (на этом вся «медицинская» часть процедуры заканчивалась).

Имяреку предлагалось раздеться («до трусов»), открывали ключом дверь «спальни»:

- Отдыхай!.. - дверь на замок.

Клиент с легкой улыбкой, - чуть выставив впереди руки, - нетвердой поступью шел к первой попавшейся свободной кровати, ложился, накрывался одеялком, - и, облегченно вздохнув, до утра погружался в сладкий сон.

Однако, не все были так покладисты.

Давно заметил, - выпившие делятся на две категории: 1) ложатся спать; 2) становятся дураками.

Некоторые, коим судьба уготовила пожизненную печать № «2», буянили еще на улице; заходили с большим шумом и треском. Другие становились агрессивными на этапе досмотра или упомянутого предложения раздеваться.

Помню, завели одного такого субъекта (здоровый, кстати, «лось»).

- Сволочи!.. скоты!.. гады!.. (нелитературные обороты) …

- Уймись. Сядь. Успокойся.

- … (нелитературные обороты) …

Никакие словесные убеждения не возымели результата. Более того, - стал махать руками, бросаться на милиционеров…

Скрутили, руки за спину, наручники, - в изолятор.

Оттуда: - Гады!.. сволочи!.. …(нелитературные обороты)…

- Уймись!....

В ответ - яростные стуки ногами в дверь и по стенам, крики, матерщина…

Смотрю, двое берут резиновые палки (спецсредства), заходят к нему:

- Уймешься?..

- Да, пошли вы …

Свист дубинок, глухие удары, стоны любителя экстрима…

- Все - все, ребята, - я больше не буду!.. пойду спать!..

Привозили и дам, - неброско одетых, соответствующего пошиба. Те, как правило, вели себя мирно, хотя «по-доброму» матерились хлеще мужиков.

Ранним утром протрезвевшие клиенты как бы нехотя одевались, то и дело недоуменно спрашивая: «А как я сюда попал?..» - затем им выдавался документ для оплаты «услуг медвытрезвителя» и справка о его «посещении» (предъявлялась на работу…)

На одной из самых оживленных улиц райцентра был установлен большой застекленный стенд, куда вывешивались фотографии побывавших в медвытрезвителе, с их фамилиями…

Конечно, были и перегибы. Помню, засветился там один мужчина: с высшим образованием, работавший инженером в ПМК, во всех отношениях положительный человек.

Спрашиваю у него: «Как?..»

- Ну, что, - вечером молча шел домой от знакомых, где малость с ними выпил. Меня не шатало, я был опрятно одет, ни к кому не приставал, - просто немного заметно, что слегка выпивший. Останавливают: «Пройдемте…»

Да, можно долго спорить: нужны сейчас такие медвытрезвители - или нет.

Однако, в любом случае считаю бесспорным: если ты выпил – не ищи себе приключений, будь категорией № «1» (ложись спать).

P.S. Фотоаппаратом своим я тогда так и не воспользовался, ибо ни одного комсомольца или беспартийного из числа молодежи – среди клиентов медвытрезвителя в тот день не оказалось.

Ну, и напоследок - бонус тем, кто имел выдержки & стойкости дочитать до сих строк: история о том, как партийно-советское руководство упомянутого района оказалось сконфуженным при вынесении решения о присуждении переходящего Красного знамени за трудовые успехи.

Был там рыбколхоз. Назывался "15 лет Октября". Предприятие успешное, всегда при деньгах, продукция (карп/сазан, толстолобик) успешно реализовывалась на всю округу.

В его структуре было несколько бригад, где ядро составляли, конечно же, коммунисты и комсомольцы (при незначительном проценте беспартийных).

А одна бригада - целиком состояла из баптистов (примечание: профессия рыбака среди христианских верующих очень почитаема, т.к. апостолы Петр и Андрей Первозванный до встречи с Христом были рыбаками).

Трудовая дисциплина у этих баптистов была образцовая: не пьют, не курят, не опаздывают, не прогуливают, не воруют, на работе не сачкуют, а к тому же - покладисты и не сквернословы.

И вот, когда секретарю райкома партии принесли статистические данные, - проявился досаднейший идеологический казус: лучшие трудовые показатели (за что и присуждалось Знамя) - у бригады баптистов... теперь их фотографии надо повесить на колхозную Доску Почета, - где крупными буквами написано: "Равняйтесь на них!"...

Вобщем, бюро посовещалось, и решило: присуждать за трудовые успехи переходящее Красное знамя бригаде баптистов - значит всему райкому расписаться в собственной же несостоятельности. А посему получила эту награду - бригада из числа коммунистов, комсомольцев и беспартийных атеистов.

Ну, а что же баптисты?.. не обиделись? - нет, не обиделись. Говорят, для нас главное - награды Божьи; а все остальное - суета (такое было у них мнение).

(текст статьи мой, без заимствований)