Найти в Дзене
Авто+

Какие китайские автомобили производят в России

Еще несколько лет назад в России собирали автомобили буквально нескольких китайских марок. В последние же три года под них перепрофилируют заводы бывших европейских, корейских и японских брендов. Какие есть китайские автомобили на российском рынке и что будет с китайскими автомобилями в России, рассказываем в статье. Пробежимся по главным маркам. Хавал — один из немногих, кто наладил в РФ полноценное производство. Завод: в Тульской области, в индустриальном парке «Узловая». Работает с 2019 года. Его проектная мощность — 150 тысяч автомобилей в год, а в 2024 году предприятие выпустило примерно 130 тысяч машин. Уровень локализации в 2025 году достиг порядка 40%. Какие модели выпускают: Jolion, Dargo, F7, F7x и M6, а также Haval H3 и H9. Процесс сборки детально описан на российском сайте Haval. На заводе есть цеха: Особенности. Это один из самых продвинутых автозаводов в РФ с большим объемом производства и устойчивыми поставками комплектующих из Китая. Однако есть ограничение не только п
Оглавление

Какие китайские автомобили производят в России

Еще несколько лет назад в России собирали автомобили буквально нескольких китайских марок. В последние же три года под них перепрофилируют заводы бывших европейских, корейских и японских брендов. Какие есть китайские автомобили на российском рынке и что будет с китайскими автомобилями в России, рассказываем в статье.

Какие китайские машины собирают в России

Пробежимся по главным маркам.

Haval: локализация почти по максимуму

Хавал — один из немногих, кто наладил в РФ полноценное производство.

Завод: в Тульской области, в индустриальном парке «Узловая». Работает с 2019 года. Его проектная мощность — 150 тысяч автомобилей в год, а в 2024 году предприятие выпустило примерно 130 тысяч машин. Уровень локализации в 2025 году достиг порядка 40%.

-2

Какие модели выпускают: Jolion, Dargo, F7, F7x и M6, а также Haval H3 и H9.

Процесс сборки детально описан на российском сайте Haval. На заводе есть цеха:

  • штамповки кузовных деталей — здесь производят крупные элементы кузова: днище, крыша, боковины, дверные модели — для всех моделей бренда, представленных в России
  • сварки — тут можно одновременно собирать три разных модели: роботы самостоятельно определяют модель, прибывшую на пост, и выбирают необходимую программу
  • покраски — работают 37 роботов, они распыляют лакокрасочное покрытие, открывают двери и наносят герметик
  • сборки — финальный этап «постройки» авто, сборка автомобиля F-серии занимает 12 часов, модели H-серии — 16 часов
  • контроля качества
  • испытательный полигон.

Особенности. Это один из самых продвинутых автозаводов в РФ с большим объемом производства и устойчивыми поставками комплектующих из Китая. Однако есть ограничение не только по общему объему выпуска машин, но и по количеству производимых моделей — об этом говорил сам директор Хавейл Мотор Рус.

Прогноз. У Haval большие планы по развитию производства в России. Компания планирует построить в Тульской области завод по производству коробок передач. Также достигнуто соглашение о создании производств кузовных и интерьерных деталей.

Какие китайские автомобили производят в России частично

Jetour, Kaiyi, BAIC и другие: крупноузловая сборка

Завод: Калининградский Автотор. На предприятии давно занимаются отверточной сборкой автомобилей — в разные годы выпускали BMW, Kia и модели других именитых марок. Но в 2022 году завод ушел в простой из-за санкций, портфель брендов пришлось пересмотреть, и на конвейер встали многочисленные «китайцы». Сейчас предприятие заявляет о планах по повышению степени локализации.

-3

Какие бренды собирают на Автоторе:

  • Jetour. Популярные кроссоверы Jetour Dashing cобирают там с 2024 года. Уже в первом квартале 2025 года завод планировал запустить производство Jetour по полному циклу: сварка, окраска, сборка. Правда, пока процесс налаживания производства затягивается.
  • Kaiyi. Бренд вышел на российский рынок в 2023 году: в январе было запущено производство седана Kaiyi E5. Затем на предприятии наладили выпуск кроссоверов Kaiyi X3 и X3 Pro, а также Kaiyi X7 Kunlun.
  • Forthing. Бренд был основан в 2001 году, является частью автоконцерна Dongfeng. Автомобили этой марки завод начал собирать в марте 2024 года. Сейчас выпускает три модели: Forthing T5, Forthing T5 EVO, M4 YACHT. Производство подразумевает использование локальных комплектующих с поэтапным наращиванием уровня локализации.
  • BAIC. С 2023 года в Калининградской области собирают автомобили и этого бренда. Сейчас выпускают пять моделей: седан BAIC U5 Plus, кроссоверы BAIC X35, X 55, BAIC X7, внедорожник BAIC BJ40.
  • SWM. Еще один малопопулярный китайский бренд. На Автоторе собирают три модели, все они — кроссоверы: SWM G01, G01F, G05 Pro.

Особенности. Автотор ругают за то, что компания не умеет продавать машины. Если текущие бренды не будут востребованы, заводу придется искать других партнеров. Какими именно тиражами выпускаются автомобили перечисленных марок, предприятие не указывает, но, учитывая 4,3 млрд руб. убытков в 2024 году, очевидно, что выгодным это производство назвать сложно.

Прогнозы. Kaiyi, BAIC, Forthing, SWM популярностью не пользуются и продаются мизерными тиражами: до 1 700 штук на всю страну в первом квартале 2025 года. Так что вполне вероятно, что не все из них переживут этот год, и российская сборка тут никак не поможет.

Tenet и Xcite, то есть Chery

С Chery все довольно сложно и запутанно. Заводы китайских автомобилей в России — это не про эту марку. Однако есть некие бренды Tenet и Xcite, автомобили которых очень подозрительно похожи на модели Chery. И они как раз собираются в России.

Завод: бывшее производство Nissan в Санкт-Петербурге и бывший калужский завод Volkswagen.

-4

Какие модели выпускаются в Санкт-Петербурге: в 2024 году под брендом Xcite была запущена сборка перелицованных Chery Tiggo 7 и Chery Tiggo 8. Однако в марте 2025 года сообщалось, что дилеры продают последние машины с огромными скидками. Поставки машинокомплектов из Китая прекратились, и больше автомобили под брендом Xcite собирать не будут.

Какие авто выпускаются в Калуге: сообщалось, что вместо питерского производства будут выпускать перелицованные Chery под брендом Tenet в Калуге. Создатели — компания-владелец завода «АГР холдинг» и некая китайская фирма Defetoo. Представить первые кроссоверы обещают уже в этом июне.

У Chery нет своего производства в России и, видимо, нет большого желания присутствовать на российском рынке напрямую.

Прогнозы. Завод был рассчитан на выпуск до 200 тысяч автомобилей в год. Вряд ли Tenet скоро выйдет на такие темпы производства.

Москвич: JAC вместо Renault

Завод: Москвич

В мае 2022 года французский автоконцерн Renault, который с 2014 года производил ряд моделей на территории бывшего завода Москвич, продал свою деятельность правительству Москвы. Предприятие переименовали в Москвич, и в ноябре 2022 выпустили первую модель — Москвич 3.

-5

Какие модели там выпускаются: Москвич 3 — то есть китайский кроссовер JAC JS4. Есть и электрическая версия — Москвич 3e. С сентября 2023 года на заводе производят лифтбэк Москвич 6 — это JAC Sehol A5. Скоро в продажу поступит семиместный кроссовер Москвич 8 — JAC Sehol X8.

Особенности. Новые Москвичи начали выпускать по методу крупноузловой сборки, но уровень локализации постепенно растет: с 2024 года на заводе запустили производство по технологии полного цикла, там занимаются сваркой, окраской и контролем качества.

Прогнозы. В 2024 году в России было продано более 23 тысяч автомобилей Москвич, при том что объем выпуска был существенно больше. Тогда же сообщалось, что завод ищет второго китайского партнера для загрузки производства — мощность предприятия составляет 180 тысяч машин в год, а текущих продаж недостаточно, чтобы предприятие было безубыточным.

Полностью локализовать Москвич 3 и еще несколько моделей планируется к 2029 году, однако к тому времени модель уже, вероятно, устареет.

Geely: в Россию через Белоруссию

Автомобили Geely в России зачастую продают под маркой Belgee.

Завод: совместное белорусско-китайское предприятие в Жодино, открытое в 2017 году. Производственная мощность завода — 60 тысяч автомобилей в год с возможностью увеличения до 120 тысяч. Предприятие специализируется на мелкоузловой сборке автокомплектов по полному циклу: сварка, окраска, сборка.

-6

Какие китайские автомобили там производят: кроссоверы Belgee X50 и X70, а также седан S50. Соответственно, это Geely Coolray, Atlas Pro и Emgrand. Главное внешнее отличие между китайской и белорусской моделями — шильдик на решетке радиатора и руле.

Технических отличий между китайскими и белорусскими машинами больше, чем внешних: так, у них толще лакокрасочное покрытие, днище обрабатывают мастикой полностью, а не частично, еще на автомобили Belgee ставят белорусские и российские аккумуляторы, колесные диски, шины и стекла.

Особенности: 80% всех китайских автомобилей, производимых там, продаются в России — без пошлин, в рамках Союзного государства. Остальные 20% остаются в Беларуси. Уровень локализации кроссоверов X50 и X70 достигает 52%.

Прогноз. Предприятие работает на полную мощность и в ближайшие годы планирует наращивать выпуск. В Жодино собирают почти все модели Geely, но продают их только в Белоруссии, тогда как в Россию ряд моделей марки, вроде того же Monjaro, поставляют из Китая. Учитывая популярность марки Geely в России и неминуемый рост цен на импортные автомобили, продукция Belgee окажется более дешевой и востребованной. Так что не исключено, что мы еще увидим «новые» модели белорусской марки.

Здесь стоит добавить, что в прошлом году появился еще один бренд, связанный с Geely — Knewstar. Он позиционируется как российский, но автомобили производятся в Китае, в Харбине, и под этим брендом продается единственная модель — Knewstar 001, то есть фактически Geely Tugella.

Кратко

Пока производство китайских авто в России — в основном крупноузловая сборка, но в случае Haval — полноценное производство с растущей локализацией. Это связано не только с санкциями и логистикой, но и с интересами автоконцернов: производство в РФ помогает снизить себестоимость автомобилей.

Однако что будет с китайскими автомобилями в России — никто не знает, судьба автозаводов напрямую зависит от стабильности поставок из Китая и спроса. В целом же, малопопулярным брендам нет особого смысла вкладываться в производство, если их продукция не востребована на российском рынке.