Найти в Дзене
Infinita Book

Огюст Роден: подчиняя камень + 12 работ

Огюст Роден (1840-1917) долго добивался признания, но в итоге стал выдающимся скульптором своего времени, чьи работы наполнены интенсивной эмоциональной энергией. Роден родился в Париже в скромной, но уважаемой семье. В тринадцать лет он начал учёбу в Специальной школе, готовившей ремесленников и специалистов по прикладному искусству. С ранних лет он решил посвятить себя скульптуре и несколько раз пытался поступить в престижную Высшую национальную школу изящных искусств, однако экзамены дались ему тяжело — он провалился не менее трёх раз. Годы работы помощником у известных скульпторов, выполнение коммерческих и декоративных заказов в Париже и Брюсселе помогли Родену приобрести ценные практические навыки и опыт, ставшие основой его будущего мастерства. В 1865 году Роден выставил в парижском Салоне скульптуру "Человек со сломанным носом" — необычный, "грубый" портрет пожилого рабочего, выполненный из глины. Изначально работа не получила признания, однако спустя десять лет, после осторожн
"Граждане Кале (Фрагмент)", Музей Родена, Париж
"Граждане Кале (Фрагмент)", Музей Родена, Париж

Огюст Роден (1840-1917) долго добивался признания, но в итоге стал выдающимся скульптором своего времени, чьи работы наполнены интенсивной эмоциональной энергией. Роден родился в Париже в скромной, но уважаемой семье. В тринадцать лет он начал учёбу в Специальной школе, готовившей ремесленников и специалистов по прикладному искусству. С ранних лет он решил посвятить себя скульптуре и несколько раз пытался поступить в престижную Высшую национальную школу изящных искусств, однако экзамены дались ему тяжело — он провалился не менее трёх раз.

Годы работы помощником у известных скульпторов, выполнение коммерческих и декоративных заказов в Париже и Брюсселе помогли Родену приобрести ценные практические навыки и опыт, ставшие основой его будущего мастерства.

"Человек со сломанным носом", Музей Родена, Париж
"Человек со сломанным носом", Музей Родена, Париж

В 1865 году Роден выставил в парижском Салоне скульптуру "Человек со сломанным носом" — необычный, "грубый" портрет пожилого рабочего, выполненный из глины. Изначально работа не получила признания, однако спустя десять лет, после осторожного воплощения в мраморе, её приняли.

Во время поездки в Италию в 1875 году Роден испытал сильное влияние Микеланджело, поражённый энергией и жизненной силой его скульптур — качествами, которых так не хватало работам современников в академическом стиле. Вдохновлённый мастером Возрождения, Роден окончательно утвердился в своей любви к "незавершённым" скульптурам — фигурам или их частям, словно пытающимся вырваться из необработанной каменной глыбы.

В Брюсселе художник впервые вызвал споры среди публики, представив скульптуру "Бронзовый век", созданную под впечатлением от "Умирающего раба" Микеланджело, увиденного им в Лувре.

"Бронзовый век", Музей Родена, Париж
"Бронзовый век", Музей Родена, Париж

Скульптуру приняли и выставили в Салоне, однако натуралистичное изображение тела вызвало возмущение публики, привыкшей к идеализированной наготе в скульптуре. Интерес к "Бронзовому веку" вдохновил Родена и его постоянную спутницу Роз Бере покинуть Бельгию, где они прожили шесть лет, и в 1877 году вернуться в Париж.

Изначально Роден зарабатывал на жизнь сравнительно скромными, но квалифицированными работами, включая создание декоративных предметов для Севрской фарфоровой мануфактуры. Постепенно вокруг него сформировалась аудитория из художников и интеллектуалов, и к 1880 году эти связи позволили скульптору арендовать студию в Париже и получить крупные заказы от французского правительства. Этот момент стал решающим поворотом в его творческой карьере.

"Врата ада", Музей Родена, Париж
"Врата ада", Музей Родена, Париж

Основой для портала "Врата ада", предназначенного для входа в строящийся Музей декоративных искусств, стала поэма Данте "Ад", и скульптор с полной отдачей посвятил проекту около года, создав примерно две сотни фигур грешников, обречённых на наказание. С одной стороны, проект можно назвать неудачным — музей так и не был построен, а сам Роден не завершил свою работу.

"Мыслитель, Музей Родена, Париж
"Мыслитель, Музей Родена, Париж

Тем не менее, множество образов, созданных для этого заказа, стали основой для ряда его знаменитых произведений, включая "Поцелуй" и "Мыслителя". Современные "Врата ада", ныне экспонируемые в Музее Родена в Париже, передают мрачное величие замысла и были завершены уже после смерти мастера.

"Поцелуй", Музей Родена, Париж
"Поцелуй", Музей Родена, Париж

С 1880-х годов Роден достиг широкой известности: его работы пользовались большим спросом, и к концу десятилетия скульптор удостоился государственной награды и получил должность консультанта. Говорят, что он трудился по четырнадцать часов в день, одновременно контролируя работу в нескольких студиях, считая, что успех художника зависит не от внезапного вдохновения, а от упорного труда и стремления к истине.

"Данаида", Музей Родена, Филадельфия
"Данаида", Музей Родена, Филадельфия

Наблюдателей поражала его неистощимая энергия и мастерство: Роден был виртуозом лепки, пальцы которого словно интуитивно знали, как создать форму, максимально играющую с эффектами света и тени. Он превосходно передавал движение и жизненную силу обнаженной натуры, а женские фигуры, созданные им, отличались ощутимой физической эротикой, выделяя Родена среди его современников.

"Вечная весна II", Музей Родена, Филадельфия
"Вечная весна II", Музей Родена, Филадельфия

Роден создавал свои произведения из гипса, бронзы и мрамора, часто прорабатывая одну и ту же работу во всех трёх материалах. Умелые помощники играли ключевую роль в его продуктивности, особенно при обработке мрамора. В 1884 году Роден получил важный общественный заказ: мэр и муниципалитет Кале поручили ему создать скульптурную группу, посвящённую горожанам XIV века — шести буржуа, которые сдались жестокому английскому королю Эдварду II, чтобы спасти город.

"Граждане Кале", Музей Родена, Париж
"Граждане Кале", Музей Родена, Париж

Первоначальная модель Родена вызвала недовольство заказчиков, поскольку художник изобразил горожан как людей, столкнувшихся лицом к лицу со смертью, а не как бесстрашных героев. Проект сталкивался с трудностями в течение последующего десятилетия.

Только в 1895 году "Граждане Кале" были впервые показаны публике и сразу стали одной из самых любимых работ Родена. Шесть фигур в замешательстве направляются навстречу своей судьбе, а их позы и жесты создают драматичную композицию, впечатляющую с любого ракурса. Символ жертвенности, эта скульптура получила признание и была воспроизведена во многих странах, от Великобритании до Южной Кореи.

"Шагающий человек", Национальная галерея искусства, Вашингтон
"Шагающий человек", Национальная галерея искусства, Вашингтон

Самой спорной работой Родена стала скульптура Оноре де Бальзака, созданная по заказу Французского общества писателей. Изначально Роден планировал сосредоточиться на чертах лица писателя, но со временем концепция радикально изменилась.

В 1898 году, когда почти трёхметровая гипсовая фигура была представлена в Салоне, публика была потрясена. Голова Бальзака напоминала странную трагическую маску, а тело выглядело бесформенным под халатом. По сути, статуя Родена не была портретом в привычном смысле — это было выражение творческих сил и страданий писателя, произведение, опередившее своё время на многие годы.

Памятник Оноре де Бальзаку, Музей Родена, Париж
Памятник Оноре де Бальзаку, Музей Родена, Париж

Французское общество писателей отказалось принимать работу и передало заказ другому скульптору, а Роден разместил готовую скульптуру во дворе своего дома в Медоне. В 1939 году её перевезли в Париж, и сегодня она считается одним из выдающихся шедевров Родена.

Монумент Виктору Гюго (Палайский королевский памятник), Музей Родена, Париж
Монумент Виктору Гюго (Палайский королевский памятник), Музей Родена, Париж

К 1900 году Роден стал всемирно признанным скульптором и даже смог выделить целый павильон на Всемирной выставке в Париже. Он редко брал крупные государственные заказы, но как во Франции, так и за её пределами коллекционеры охотно платили за бюсты, выполненные его руками.

В последние годы жизни Роден сосредоточился на быстрых акварелях и небольших моделях из гипса и глины, которые в основном служили исследованием движения, особенно в танце. Женская фигура оставалась важным источником вдохновения, и некоторые его рисунки на выставках в Германии вызывали споры из-за явной эротической окраски.

"Рука из могилы", Музей Родена, Филадельфия
"Рука из могилы", Музей Родена, Филадельфия

До своей смерти в 1917 году Роден успел открыть музей своих работ. Его вклад в искусство был неоценим: он вернул скульптуре её статус как самостоятельного и значимого вида искусства, проложив путь будущим поколениям мастеров и предоставив им новые возможности для творчества.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: