Найти в Дзене

Музей А.В. Суворова. Часть №1. "Ворчун"- русский трофей при Нови

Величие полководческого гения Александра Васильевича Суворова, удостоенного высшего воинского звания генералиссимуса, невозможно переоценить — он остаётся одной из самых ярких и неподражаемых фигур в летописи российской истории. В его честь впервые в стране был учреждён Государственный мемориальный музей, ставший живым памятником не только личности великого стратега, но и духу эпохи, в которой он жил и сражался. Этот храм памяти открыли в северной столице — Санкт-Петербурге, где камень, тишина и экспонаты шепчут о подвигах, дисциплине и любви к Отечеству, составлявших основу его военной философии. В ноябре 1904 года, когда ветер с Ладоги уже нес по городу первые холода, а улицы Петербурга окутывал туман осенней задумчивости, в Литейной части города открылся музей воинской доблести и веры в Россию. Торжественное открытие, приуроченное к 175-летию со дня рождения великого полководца Александра Васильевича Суворова, состоялось 13 (26) ноября. Это был не просто акт основания музея — это бы

Величие полководческого гения Александра Васильевича Суворова, удостоенного высшего воинского звания генералиссимуса, невозможно переоценить — он остаётся одной из самых ярких и неподражаемых фигур в летописи российской истории. В его честь впервые в стране был учреждён Государственный мемориальный музей, ставший живым памятником не только личности великого стратега, но и духу эпохи, в которой он жил и сражался. Этот храм памяти открыли в северной столице — Санкт-Петербурге, где камень, тишина и экспонаты шепчут о подвигах, дисциплине и любви к Отечеству, составлявших основу его военной философии.

Музей А.В. Суворова, ул. Кирочная, д. 43. Фото автора.
Музей А.В. Суворова, ул. Кирочная, д. 43. Фото автора.

В ноябре 1904 года, когда ветер с Ладоги уже нес по городу первые холода, а улицы Петербурга окутывал туман осенней задумчивости, в Литейной части города открылся музей воинской доблести и веры в Россию. Торжественное открытие, приуроченное к 175-летию со дня рождения великого полководца Александра Васильевича Суворова, состоялось 13 (26) ноября. Это был не просто акт основания музея — это был акт уважения к человеку, чья жизнь стала символом непоколебимой силы, простоты и любви к Отечеству. Четыре года — не просто срок, а целая эпоха, ушедшая на то, чтобы воплотить в камне, мраморе и переливающейся мозаике великий замысел.

Музей А.В, Суворова. Фото автора.
Музей А.В, Суворова. Фото автора.

Это было не строительство, а народное созидание, подвиг, совершённый множеством рук и одним общим порывом. Архитекторы чертили чертежи, солдаты приносили труд, чиновники утверждали решения, а простые горожане — сердцем и средствами — становились соучастниками истории. Пожертвования шли потоком: от ветеранов-офицеров, чьи сердца помнили гром победных походов, до купцов, видевших в образе Суворова не просто полководца, а символ непоколебимой силы, чести и русской доблести. Но самым важным знаком признания стало не просто одобрение сверху — император Николай II не ограничился формальной поддержкой. Он благословил начинание, взял его под своё покровительство, придав проекту силу императорской воли. И тогда стало ясно: здесь будет не просто памятник, а свидетельство эпохи, высеченное в камне.

Памятник А.В. Суворову в дворике музея.
Памятник А.В. Суворову в дворике музея.
Фото автора.
Фото автора.

Истоки этого замысла уходят в декабрь 1898 года, когда был объявлен неофициальный конкурс на проект будущего храма военной славы. Архитектор Свиньин впервые предложил не копировать европейские образцы, а обратиться к истокам — к суровой красоте русских крепостей. Его эскиз дышал мощью бастионов, древними традициями и национальным самосознанием. Особенно смелой была идея украсить фасад мозаичными панно — живописными полотнами из камня, повествующими о подвигах полководца. Эту мысль позже воплотил в жизнь архитектор А. И. фон Гоген, чей окончательный проект стал синтезом военной символики и архитектурной поэзии.

Центральный зал музея А.В. Суворова. Фото автора.
Центральный зал музея А.В. Суворова. Фото автора.
Скульптура Суворова Александра Васильевича, 1804 год. Автор - Луи-Мари Гишар, французский мастер скульптурного портрета, академик Академии художеств. Фото автора.
Скульптура Суворова Александра Васильевича, 1804 год. Автор - Луи-Мари Гишар, французский мастер скульптурного портрета, академик Академии художеств. Фото автора.
Центральный зал. Фото автора.
Центральный зал. Фото автора.

Выбор места был не менее важен, чем сам замысел. Императорский Преображенский полк, живая легенда русской армии, отвел под строительство участок на своем плацу — священной земле, где строились в шеренги гвардейцы, где звучали барабаны и команды. Этот жест стал актом глубокого уважения: Суворов, бывший бессменным шефом полка, вновь обрёл своё место среди своих.

Большой левый зал музея. Фото автора.
Большой левый зал музея. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Музей - это не просто собрание экспонатов. Он - живое пространство памяти. Здесь, среди портретов, шпаг, донесений и личных вещей, оживает эпоха. Каждый зал - как глава из эпического романа: походы через Альпы, блистательные победы у Рымника и в Италии, знаменитые "науки" полководца. Посетитель не просто читает о Суворове - он чувствует его присутствие, его энергию, его веру в солдата, в народ, в Россию.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Таким образом, мемориальный музей генералиссимуса Суворова, помимо своей роли архитектурного памятника, стал символом национальной гордости — каменным воплощением воинской доблести. Построенный в 1900–1904 годах, он и сегодня остаётся местом паломничества для тех, кто хочет прикоснуться к величию и понять, что значит быть непобедимым не числом, а духом. "Побеждать не числом, а умением" — и этот музей, как и сам Суворов, побеждает не масштабом, а силой памяти.

Грамота о производстве А.В, Суворова в первый офицерский чин. Фото автора.
Грамота о производстве А.В, Суворова в первый офицерский чин. Фото автора.
Курьерский паспорт сержанта Александра Суворова с которым он был командирован в Вену с дипломатическими депешами 5(16) марта 1752 года. Фото автора.
Курьерский паспорт сержанта Александра Суворова с которым он был командирован в Вену с дипломатическими депешами 5(16) марта 1752 года. Фото автора.

Проект создали два выдающихся зодчих — Александр фон Гоген и Герман Давидович Гримм. Их союз талантов породил сооружение, в котором неоклассицизм и модерн переплелись с такой гармонией, будто вековые традиции и новаторство всегда были призваны идти рука об руку. Внешний облик музея будто сошёл с летописных страниц: он напоминает древнюю крепость, сторожевую башню на рубеже времён. Четырёхугольная центральная башня, увенчанная шатровой крышей с крутыми скатами, возвышается, как знамя. По бокам — зубчатые стены, напоминающие кремлёвские, а по углам — круглые и прямоугольные башенки, будто приготовившиеся к дозору. Всё это создаёт впечатление не столько музея, сколько крепости памяти, где каждый элемент — часть торжественного посвящения великому полководцу.

Фото автора.
Фото автора.
Фанфарные наградные серебряные трубы, пожалованные русским полкам в память взятия Берлина 28 сентября (9 октября) 1760 года. Фото автора.
Фанфарные наградные серебряные трубы, пожалованные русским полкам в память взятия Берлина 28 сентября (9 октября) 1760 года. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Но настоящая душа фасада — две огромные мозаики, сияющие, как картины, написанные светом. Справа — "Отъезд Суворова из Кончанского в поход 1799 года": полководец, в простом мундире, без парадных регалий, садится в сани. Взгляд устремлён вперёд — не на прощание, а в бой. Ни пышности, ни театральности — только решимость, простота и вера в солдата. Слева — "Переход Суворова через Альпы в 1799 году": солдаты карабкаются по обледенелым склонам, знамёна реют над пропастью, а среди них — он, в шинели, указывающий путь. Это не победа, ещё не победа — это путь к ней, изображённый с почти эпической силой.

Фото автора.
Фото автора.
Клю от ворот прусской крепости Мемель. Фото автора.
Клю от ворот прусской крепости Мемель. Фото автора.

Между ними, на центральной башне, — герб Суворова, выложенный из смальты, а над ним — надпись: "Непобедимому". Слово, сказанное не для славы, а как итог жизни, проведённой в боях и победах. А по периметру — художественная решётка в стиле модерн, лёгкая, как кружево, но прочная, как сталь. Она как бы обнимает здание, приглушая его строгость и добавляя изысканности. Всё это — не просто архитектура. Это поэма в камне и цветном стекле, где каждый элемент рассказывает: о верности, о подвиге, о человеке, который стал легендой ещё при жизни. И стоит только подойти ближе — и ты уже не посетитель, а свидетель.

Фото автора.
Фото автора.
Портрет отца А.В. Суворова - Василия Ивановича Суворова (1705—1775), деятеля тайной канцелярии, генерал-аншефа, сенатор, генерал-губернатора Восточной Пруссии в 1761—1762 годах. Художник неизвестен. Фото автора.
Портрет отца А.В. Суворова - Василия Ивановича Суворова (1705—1775), деятеля тайной канцелярии, генерал-аншефа, сенатор, генерал-губернатора Восточной Пруссии в 1761—1762 годах. Художник неизвестен. Фото автора.

Даже вход в музей - не просто дверь. Это древнерусское дворцовое крыльцо, торжественное и величественное, как пролог к подвигу. Оно приглашает не просто войти - оно призывает погрузиться в эпоху, где каждый шаг полководца был продуман, а каждая победа - легендой. Внутри - дыхание времени. Здесь собраны личные вещи Суворова: его шпага, мундир, документы, карты с военными маршрутами, письма, написанные его рукой. Каждый экспонат - как страница из дневника великого стратега. Эти артефакты - не просто реликвии. Они - живые свидетели гения, воли и непоколебимой преданности Отечеству.

Трофеи русско-турецкой войны. Фото автора.
Трофеи русско-турецкой войны. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Музей - это место, где история становится легендой, а легенда - осязаемой. Здесь имя Суворова звучит не как имя из учебника, а как голос, доносящийся из прошлого. Это место притяжения для тех, кто ищет вдохновения, для тех, кто хочет почувствовать дух воинской доблести и национальной гордости. Посетить этот музей - значит совершить путешествие сквозь время. Здесь каждый камень, каждый узор, каждый экспонат шепчет: "Помни. Гордись. Вдохновляйся".

Фото автора.
Фото автора.

В Большого левом зале раскрывается судьба одного из величайших полководцев России — Александра Васильевича Суворова. Здесь последовательно, словно по страницам эпической хроники, проходит его жизненный путь от молодого офицера до одного из самых известных полководцев России. Путь, отмеченный мужеством, стратегическим гением и непоколебимой верой в солдата. Экспозиция охватывает ключевые этапы его службы — участие в Семилетней войне, кампании в ходе русско-турецких конфликтов, подавление польских восстаний и, конечно, знаменитый Итало-Швейцарский поход, покоривший ледяные вершины и ставший образцом военного мастерства. Центральное место в зале занимает французская пушка системы Грибоваля — трофей, взятый русскими войсками после победы в сражении при Нови в 1799 году. Этот артиллерийский орудие не только символ победы, но и наглядное напоминание о масштабе событий, в которых Суворов играл одну из главных ролей.

Салвогвардия - охранная грамота польского конфедерата Петра Кавецкого, подписанная А.В. Суворовым 28 августа 1773 года в Кракове. Сальвогвардия — это документы, выдаваемые военным начальством в неприятельской земле для охранения, отпущенного из плена частного лица, а также жителям неприятельской страны для обеспечения их от грабежа. Фото автора.
Салвогвардия - охранная грамота польского конфедерата Петра Кавецкого, подписанная А.В. Суворовым 28 августа 1773 года в Кракове. Сальвогвардия — это документы, выдаваемые военным начальством в неприятельской земле для охранения, отпущенного из плена частного лица, а также жителям неприятельской страны для обеспечения их от грабежа. Фото автора.

Интерьер музея Александра Суворова - это не просто пространство, наполненное историческими артефактами, а настоящий пантеон воинской доблести, где каждый камень, каждый луч света словно шепчет о подвигах прошлого. Роскошь здесь не кричит - она говорит тихо, но убедительно, через изысканную лепнину на потолках, сквозь сияние мраморных полов, по которым будто ступали века. Парадные залы дышат торжественностью: их венчают массивные люстры, чьи хрустальные капли ловят свет и рассыпают его по стенам, как звёзды на поле битвы.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В тиши залов музея А.В. Суворова, где каждый экспонат хранит отголосок былой славы, особое место занимает один из древнейших свидетелей воинской доблести — французская пушка системы Жана Батиста Грибоваля. Это не просто орудие, отлитое в пылу революционных войн, — это голос минувшей эпохи, застывший в бронзе и стали. Созданная талантливым артиллерийским офицером, чья мысль опередила время, система Грибоваля стала прорывом в военном искусстве. Лёгкая, подвижная, продуманная до мельчайших деталей, она сочетала в себе мощь и грацию — как скульптура, рождённая для боя. Её ствол, длиной в восемнадцать калибров, будто вытянут вперёд в вечном порыве к победе. Вес заряда уменьшен, но меткость возросла — благодаря точной отливке, тщательно высверленному каналу и уменьшенным зазорам.

Французская 8-фунтовая пушка системы Жана Батиста Грибоваля. Фото автора.
Французская 8-фунтовая пушка системы Жана Батиста Грибоваля. Фото автора.

Каждый элемент лафета — высокие колёса, железные оси, чугунные втулки — свидетельствует о гениальной простоте, с которой Грибоваль изменил облик полевой артиллерии. Эта конкретная пушка — восьмифунтовое орудие, участвовавшее в битве при Нови 4 августа 1799 года. Тогда, на склонах итальянских холмов, разыгралась драма, вошедшая в историю как одно из величайших сражений Итальянского похода Суворова. Французы, занявшие высоты, полагались на огневое превосходство своей искусно развёрнутой артиллерии. Но гений русского полководца, выучка солдат и железная воля обратили ход битвы. Союзные войска прорвали оборону, и на поле боя остались 39 из 40 французских пушек — трофей, добытый ценой крови и мужества.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Пушка имеет именную гравировку Lе Broullion - это имя собственное, означающее "Ворчун". Со слов экскурсовода, если приложить ухо к её дулу, можно услышать тихий, протяжный гул — будто эхо выстрелов, отголоски грохота канонады и шагов солдат, ушедших в вечность. Она — не просто экспонат, а живое напоминание о том, как смелость и стратегия побеждают численное превосходство. Созданная для войны, она стала памятником миру — символом той хрупкой, но незыблемой черты, где заканчивается бой и начинается память. И сегодня, стоя в музее великого полководца, она словно шепчет: "Я была орудием войны — но теперь служу делу истории".

 Французская 8-фунтовая пушка системы Жана Батиста Грибоваля. Фото автора.
Французская 8-фунтовая пушка системы Жана Батиста Грибоваля. Фото автора.

Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение знакомства с музеем А.В. Суворова в следующих публикациях! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.