Друзья – важная часть жизни человека в любом возрасте. В детстве вы вместе познаете мир, в подростковом возрасте ищете себя, а будучи взрослыми, поддерживаете друг друга, какими бы разными ни были ваши рабочие расписания.
Если же друга нет, современные технологии помогут закрыть потребность в общении. Искусственный интеллект развился до такой степени, что может имитировать живую человеческую речь и создавать иллюзию вовлеченности в диалог. Он может поддержать в трудную минуту, дать хороший совет, а также помочь решить любую проблему. Хочется задать вопрос: «А минусы будут?». Сейчас разберёмся.
Нужны ли нам друзья?
Люди не могут существовать в изоляции. Исследования показывают, что отсутствие межличностных отношений может негативно сказаться на нашем психическом здоровье. И наоборот, наличие крепкой дружеской связи значительно улучшает общее самочувствие. С друзьями можно вспомнить прошлое, повеселиться, поделиться секретами, а ещё у них можно попросить совета и поддержки – вот как много потребностей мы закрываем в общении с ними. И это далеко не всё. Почему без друзей нам точно не обойтись, рассказала Мария Миронова, специалист Центра психологической поддержки СПбГЭТУ «ЛЭТИ»:
Друзья – это не просто «люди рядом», а источник эмоциональной поддержки, принятия и смысла. Через дружбу человек чувствует связь, защищённость и возможность быть собой – это базовая психологическая потребность.
Но дружба – это большой труд. Нужно не только «забирать», но и «давать»: быть готовым ответить на звонки и сообщения посреди ночи, поддержать в трудною минуту и выслушать не всегда интересные подробности долгого трудового дня. А ещё друзья могут ошибаться или неосознанно задевать наши чувства – они тоже люди. Поэтому настоящая дружба – сложное, но очень приятное путешествие, которое можно пройти только совместными усилиями.
А что, если ваш друг – вовсе не человек, а идеальная машина, которая не требует от вас ни усилий, ни преданности?
«Нейродруг» 24/7 – почти идеал?
Вопрос о возможности «дружить» с нейросетями поднимает важный философский и технологический аспект развития искусственного интеллекта. Современные языковые модели достигли впечатляющих результатов в имитации человеческого общения: они могут поддерживать диалог на различные темы, давать советы, проявлять эмпатию и даже создавать иллюзию эмоциональной связи.
Сервисы наподобие Replika предлагают почти полноценный социальный опыт. Такие ИИ-собеседники обладают настраиваемыми аватарами, которые участвуют в переписке: жестикулируют, реагируют на слова собеседника, отправляют сгенерированные нейросетью селфи и записывают видеосообщения. С ними можно даже созвониться: собеседник быстро распознаёт устную речь и отвечает собственным «голосом». Подобные «нейродрузья» доступны 24/7, не устают, не проявляют негативных эмоций и всегда готовы выслушать и помочь в решении любой задачи.
На первый взгляд, нейросеть – идеальный друг. Однако всё немного сложнее – поясняет психолог Мария Миронова:
Переписка с ИИ может временно снижать чувство одиночества, помогать проговорить переживания, получить информацию. Но важно помнить: искусственный интеллект не обладает эмпатией и личным присутствием. Это не замена живому контакту, а скорее – инструмент. Как дневник, но с обратной связью.
ИИ-собеседники – «как будто бы» коммуникация
ИИ-собеседники – это программы, построенные на базе языковых моделей, которые обучены на огромных массивах данных. Они анализируют контекст «общения», запрос пользователя, а также усвоенные шаблоны, идеи и языковые структуры, чтобы сформировать подходящий ответ.
У созданных для дружеского общения чат-ботов вроде Replika или Character.ai есть свои нюансы. В отличие от, например, ChatGPT, они специально настроены для поддержания правдоподобного разговора: стиль ответов чат-ботов похож на разговорную речь, они проявляют «эмоции», запоминают историю «общения» и опираются на заданные разработчиками сценарии, чтобы реалистичнее реагировать на определённые ситуации. Другими словами, ответы, реакции, эмоции «нейродрузей» являются лишь «пересборкой» чужого опыта, смешанной со встроенными в алгоритм шаблонами.
Такие ИИ создают иллюзию личности с помощью комбинации сложной языковой модели, «памяти» и заранее заданных сценариев. И делают это очень удачно: сервисы с ИИ-собеседниками даже предупреждают обеспокоенных пользователей, что с ними переписывается именно нейросеть, а не реальный человек.
Несмотря на то, что взаимодействие с чат-ботами повторяет некоторые сценарии межличностной коммуникации, – например, имитирует «дружеский» разговор, – его сложно назвать «общением» в привычном смысле слова. Пользователь разговаривает со своеобразным симулякром человека: ИИ не способен к искренним проявлениям эмоций, эмпатии и заинтересованности в собеседнике. О социологических тонкостях разговоров с нейросетями и ограничениях ИИ-собеседника рассказала Надежда Казаринова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии СПбГЭТУ «ЛЭТИ»:
Общение человека с ИИ-сервисами я бы назвала квазимежличностной коммуникацией. Квази [лат quasi – как будто, будто бы] – потому что для лингвистической программы не актуален процесс самовосприятия, ролевого позиционирования, проверки отношений, то есть тех действий, которые и запускают процесс межличностного взаимодействия. Хотя в программе используются алгоритмы, имитирующие коммуникацию между собеседниками-людьми, содержание разговора с ИИ (вос)производит межличностный статус лишь человека-собеседника. Для программы работа по сохранению/изменению своего статуса и управлению межличностной «игрой» избыточна.
Дружба с ИИ как «психологический якорь»
Пожалуй, так же и с дружбой. В классическом смысле дружба с ИИ невозможна. Как мы выяснили, он не обладает собственными сознанием, эмпатией, заинтересованностью. Кроме того, реальные друзья могут не соглашаться, вступать в споры, рассуждать, и именно в таких столкновениях оба человека узнают что-то новое о себе и о мире. «Нейродруг» же не предлагает взаимного познания – он и так уже всё знает, – а его ответы сформированы так, чтобы они подходили к ситуации, выглядели правдоподобно и максимально удовлетворяли запрос человека-собеседника.
Не будем спорить, это отличный инструмент, когда хочется «поболтать», например, с персонажами «Смешариков». Но почему многие люди выбирают ИИ как замену реальному общению? Этот вопрос мы решили задать надёжному «другу» всех студентов – чат-боту ChatGPT:
«Люди склонны привязываться к ИИ-собеседникам, потому что те предлагают именно то, чего многим не хватает в реальной жизни: безусловное внимание, эмоциональную поддержку, отсутствие осуждения. Общение с ИИ всегда доступно, предсказуемо и управляемо – оно кажется безопасным. Особенно уязвимыми оказываются люди, испытывающие одиночество, социальную тревожность или травматичный опыт. В таких случаях ИИ-компаньон может выполнять роль «психологического якоря», помогая справляться с внутренним напряжением. Однако важно понимать границы. Привязанность к ИИ – это односторонняя связь. Она может создать иллюзию настоящего общения, но в основе такой связи нет живого отклика, нет субъекта с волей и чувствами. Если человек начинает воспринимать ИИ как полноценную замену реальных отношений, это может привести к социальной изоляции и нарушению навыков эмпатии. Поэтому такие технологии нужно рассматривать как инструмент поддержки, а не как замену человеческой близости».
Дружить или не дружить – вот в чем вопрос
В 2013 году в прокат вышел фильм режиссёра Спайка Джонса – научно-фантастическая мелодрама «Она». По сюжету персонаж Хоакина Феникса влюбляется в ИИ-личность по имени Саманта, которая интегрирована в новую операционную систему. Фильм наглядно демонстрирует, как близко люди подошли к черте, которая отделяла всё это время виртуальную реальность от нашей жизни. А ведь с тех пор прошло уже больше 10 лет.
Конечно, даже если сравнивать последнюю версию ChatGPT с Самантой из фильма, то «наша» модель ИИ-помощника сильно отстаёт от своего «киношного» аналога. Несмотря на это, «дружба» с нейросетью сегодня уже не выглядит как сюжет фантастического фильма. Это важный социальный феномен, требующий внимания и осмысления. А ещё это крайне интересное поле для обсуждения многих философских вопросов: от полной коммодификации человеческого тела современным обществом до определения того, что же делает нас людьми.
Искусственный интеллект может отвечать на любые вопросы, структурировать информацию, помогать проводить мозговой штурм и даже очень правдоподобно имитировать личность: желать спокойной ночи перед сном или удачи перед важным экзаменом. Однако виртуальная сущность того же ChatGPT не обладает сознанием и не может переживать искренние эмоции, а всего лишь предоставляет запрашиваемую информацию. Помните об этом и, взвешивая все «за» и «против», чаще делайте выбор в пользу реального общения.
Александр Валетов, Анна Пузанова ETU Media