Будущая художница Рене Рудольфовна родилась в 1890 году в семье французского гражданина Рудольфа Мориса О’Коннеля, администратора французской газеты в Петербурге и его жены Ольги, владелицы дамского ателье. Заметив тягу Рене к рисованию, в 1905 году родители отдели ее в подготовительные классы Рисовальной школы Общества поощрения художеств. В 1906 году пост директора школы занял Н. К. Рерих. С его приходом начались бурные перемены —открылись новые классы, появились новые преподаватели. Рене занималась в классе графического искусства, его по приглашению Рериха возглавил художник И. Я. Билибин. Иван Яковлевич был прямодушным и увлекающимся человеком, строгим и взыскательным преподавателем. Уже с первых занятий ученикам давались сложные и интересные самостоятельные задания — например, сделать проект бронзового блюда «Георгий Победоносец» в традиции новгородской эмали или деревянную шкатулку в стиле русского лубка. Билибин водил подопечных на этюды и экскурсии в Эрмитаж, Музей Александра III (Русский музей), летом организовывал для них поездки по старинным городам России, привлекал к выполнению собственных проектов.
Об успехах юной художницы свидетельствуют ведомости успеваемости, содержащие внушительный список премий и наград. После первого года учебы ее послали в Италию на летнюю практику. По итогам 1911/1912 учебного года она получила малую серебряную медаль за графику.
В 1912 году Р. Р. О’Коннель вышла замуж за И. Я. Билибина, с которым близко познакомилась в том же году на отдыхе у знакомых в Крыму. В Петербурге они поселились на Васильевском острове в бывшей мастерской А. И. Куинджи — двухэтажной квартире с жилыми комнатами на первом этаже. Двери их дома всегда оставались открытыми для друзей, знакомых и учеников Рисовальной школы. Билибин называл свою жену «Червонная дама». Это прозвище он дал ей в честь главной героини задуманной им сказки, которую, однако, не закончил, сделав лишь рисунок дамы с подписью: «Подобно цветку, украшала Червонная дама Червонное королевство». Красота Рене не раз служила для него источником творческого вдохновения. Например, в билибинских иллюстрациях к сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» облику молодой жены стрельца Андрея приданы черты Р. Р. О’Коннель (а облику Андрея — черты автора).
В 1914 году она завершила курс обучения в Рисовальной школе по классам композиции, графики и фарфора, рисовала по заказу различных изданий, иллюстрировала сказки, помогала мужу в создании театральных декораций.
Со временем отношения между супругами разладились, и в 1917 году Рене Рудольфовна вышла замуж за инженера Сергея Ивановича Михайловского, сына инженера и писателя Гарина-Михайловского, выпускника Горного института.
После свадьбы она отправилась с мужем в Персию, куда Сергея Николаевича командировали для изучения полезных ископаемых, и изучала историю и культуру Древней Персии. В Персии у них родилась дочь. Михайловские пробыли там более двух лет и вернулись совершенно в другой город и в другую жизнь – в послереволюционный Петроград. В Петрограде Р. Р. О’Коннель с мужем поселились на Васильевском острове. В городе не действовали водопровод и канализация, не ходили трамваи, жители испытывали нехватку продовольствия и топлива. Стремясь найти хоть какую‑то работу, Сергей Николаевич уехал в Крым. В 1923 году он вернулся в Петроград и устроился в Геологический комитет на должность заведующего Мурманской геологоразведочной партией.
Рене Рудольфовне удалось найти место на Ленинградском (бывшем Императорском) фарфоровом заводе. Художественным руководителем предприятия был тогда С. В. Чехонин, охотно приглашавший молодых коллег. Там Рене Рудольфовна совершенствует свое мастерство в росписи по фарфору. Излюбленными ее цветами стали зеленый и синий. В 1920-е года она создавала уникальные декоративные предметы — блюда и блюдца, тарелки, чашки, целые чайные сервизы. В 1927 году на Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Монце (Италия), на которой экспонировались изделия Ленинградского фарфорового завода, Р. Р. О’Коннель удостоилась почетного диплома выставки.
В этом же 1927 году в экспедиции в Ташкенте, заразившись малярией, скончался ее муж Сергей Николаевич. Рене Рудольфовна осталась с двумя маленькими детьми (сын появился на свет в 1925 году) и свекровью Надеждой Валериановной на руках. Жила она на своем любимом Васильевском острове на 6 линии в доме 39.
В 1928 году О’Коннель вместе с большой группой художников побывала в Париже на выставке «Фарфор и плакат РСФСР», имевшей большой успех у французов, и возможно, подумывала об эмиграции, но вернулась в Россию. В 1932 году ситуация на заводе осложнилась, и она ушла с предприятия, продолжая выполнять отдельные заказы. Но репрессии не миновали художницу с французскими корнями. Пока она была в лагере, сын жил у ее подруги в Ленинграде, как только появилась возможность, она попросила отправить сына-подростка к себе. Присмотреть за мальчишкой было некому и на одной из остановок поезда он утонул, купаясь в реке. Дочь Рене Рудольфовны погибла во время блокады Ленинграда.
В начале 1950-х годов после ссылки Рене Рудольфовна обосновалась на какое‑то время в Калинине (ныне — Тверь), работая по договорам на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках и Конаковском фаянсовом заводе имени Калинина. С 1955 по 1959 год Рене Рудольфовна работала на Дулевском фарфоровом заводе в Московской области. Только в конце 1950-х ей позволили вернутся в Ленинград.
Рене Рудольфовна прожила долгую жизнь. Она умерла в 1981 году в возрасте 91 год.
Марина Бурыкина, экскурсовод. Специально для проекта "Открытый город".
Подписывайтесь на канал «Открытый город», ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу!
Другие статьи этого автора: