Найти в Дзене

Женщины-монстры в живописи

Женщина с пятью лишними позвонками. Другая — с огромными руками. Третья — без одной груди. Думаете, они наводят страх и ужас? Нет, напротив, художники наделили их этими аномалиями, чтобы создать… красивые образы! Начнем с той, что стала обладательницей пяти лишних позвонков. Жан Огюст Энгр создал свою «Большую одалиску» в 1814 году. И сразу же картина подверглась критике. Из-за очевидных аномалий в теле модели. Вы же наверняка тоже заметили: со спиной одалиски явно что-то не так. В 2004 году учёные тщательно исследовали, что же нарушено в её организме. И попытались ответить на вопрос, могла ли существовать реальная женщина с подобной фигурой. Для этого были сфотографированы девушки похожей комплекции в той же позе. Смотрите фото в комментариях. И вот что выяснилось. Оказалось, что спина и поясница модели Энгра на 15 см длиннее, чем у обычной женщины! То есть по сути художник добавил своей одалиске один лишний поясничный отдел! А это, на минуточку, целых 5 лишних позвонков. Встречаются
Оглавление

Женщина с пятью лишними позвонками. Другая — с огромными руками. Третья — без одной груди. Думаете, они наводят страх и ужас? Нет, напротив, художники наделили их этими аномалиями, чтобы создать… красивые образы!

Начнем с той, что стала обладательницей пяти лишних позвонков.

«Большая Одалиска» Энгра с пятью лишними позвонками

Создать карусельЖан Огюст Энгр. Большая Одалиска. 1814.
Создать карусельЖан Огюст Энгр. Большая Одалиска. 1814.

Жан Огюст Энгр создал свою «Большую одалиску» в 1814 году.

И сразу же картина подверглась критике. Из-за очевидных аномалий в теле модели.

Вы же наверняка тоже заметили: со спиной одалиски явно что-то не так.

В 2004 году учёные тщательно исследовали, что же нарушено в её организме. И попытались ответить на вопрос, могла ли существовать реальная женщина с подобной фигурой.

Для этого были сфотографированы девушки похожей комплекции в той же позе. Смотрите фото в комментариях.

И вот что выяснилось.

Оказалось, что спина и поясница модели Энгра на 15 см длиннее, чем у обычной женщины!

То есть по сути художник добавил своей одалиске один лишний поясничный отдел! А это, на минуточку, целых 5 лишних позвонков.

Встречаются люди, у которых один-два лишних позвонка. Но не целых же пять!

Это доказывает, что женщина на картине Энгра не реальная, а выдуманная.

Художник намеренно добавил ей пять позвонков, чтобы добиться особо изгиба спины.

А ещё чрезмерно надул грудь, разместив её почти под мышкой. Чтобы уж точна была заметна её упругость.

В общем, таким совершенствованием моделей занимались некоторые художники еще со времен эпохи маньеризма. Именно в середине XVI века в искусстве появились всякого рода аномалии человеческого тела. В том числе удлиненные спины с лишними позвонками.

Создать карусельГанс фон Ахен. Вакх и Церера. 1600. Музей истории искусств в Вене.
Создать карусельГанс фон Ахен. Вакх и Церера. 1600. Музей истории искусств в Вене.

«Осень в горах» Юги Вонга

Юги Вонг. Осень в горах. 2020-е. Частная коллекция.
Юги Вонг. Осень в горах. 2020-е. Частная коллекция.

Согласитесь, эту женщину сложно назвать монстром. Наоборот, многие, кто видит ее, приходят в восхищение. До такой степени, что художника ставят на уровень Леонардо да Винчи. И искренне считают, что созданный им образ ни в чем не уступает Моне Лизе.

Давайте сначала разберемся, почему картина производит такой вау-эффект.

Лицо и руки действительно написаны мастерски. Причем они сильно выделяются на фоне монохромного пейзажа и темной одежды героини. За счет этого Вы невольно будете смотреть только на эти открытые части тела.

При этом кисти рук очень изящные, длинные. Причем аномально! Обхватите ладонями свое лицо, от подбородка до линии волос у лба. Больше Вы охватить едва ли сможете.

Но если мы представим, что героиня Вонга это сделает, произойдет нечто странное. Ее руки охватят и область шеи, и даже немного груди. Они очень длинные. Аномально длинные.

Вот здесь я обвела ее руку. И такой же овал поставила рядом с ее лицом.

-4

Наш мозг устроен таким образом, что подобное удлинение кистей рук воспринимается нами, как нечто очень эстетичное.

Я не знаю, возможно, когда-то наши предки видели в этом особый талант к собирательству у своего соплеменника. А это увеличивало шансы на выживание всей группы.

Факт остается фактом: такая аномалия воспринимается как нечто красивое.

Однако не Вонг открыл этот прием. Уже 500 лет назад его активно использовали маньеристы. В XVI веке можно найти немало женских образов с длинными пальцами рук.

Пармиджанино. Мадонна с младенцем. 1534-1540. Галерея Уффици во Флоренции.
Пармиджанино. Мадонна с младенцем. 1534-1540. Галерея Уффици во Флоренции.

У героини маньериста Пармиджанино еще и шея длинная, что также делает её образ особенно привлекательным.

Так что, сложно ставить Вонга в один ряд с художниками той эпохи. Они создавали подобные образы задолго до него. Китайский мастер лишь взял уже давно существующий прием на вооружение.

«Кормилица» Венецианова без одной груди

Алексей Венецианов. Кормилица с ребенком. 1830-е. Третьяковская галерея.
Алексей Венецианов. Кормилица с ребенком. 1830-е. Третьяковская галерея.

Это работа Алексея Венецианова «Кормилица» 1830-х годов.

Мы видим крестьянку и барского ребёнка.

В то время дворянки никогда не кормили грудью своих детей. Для этого из собственных крестьянок выбиралась та, что недавно родила. То есть способную кормить своим молоком.

Такую крестьянку холили и лелеяли. Поэтому мы видим её такой нарядной, с красивыми серьгами и бусами. Ведь у неё была важная миссия: выкормить барского отпрыска.

А теперь обратите внимание, что одна её грудь, ближе к ребенку, крупная, размера пятого-шестого.

А вот второй груди как будто и вовсе нет!

А ведь должна быть серьезная округлость. Но там пусто или нулевой размер.

Я уверена, что с крестьянкой всё было в порядке. Просто Венецианов написал её грудь по канонам классицизма.

Очевидно, что здесь мы видим отсылку к образу кормящей Богородицы.

Посмотрите на любое изображение кормящей святой Марии эпохи Возрождения. На Мадонну Литта из Эрмитажа, например.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1491. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1491. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Одна грудь у неё тоже округлая. И именно этой грудью она кормит младенца Христа. А второй, под одеждой... как будто и нет.

Дело в том, что художники не хотели делать образ Богородицы хоть сколько-нибудь эротичным.

Но при этом одна наполненная грудь была символом её милосердия и любви к младенцу Христа. И чтобы убрать эротичность из образа, вторая грудь просто игнорировалась.

Так, Венецианов по классическому канону убирает вторую грудь из образа своей Кормилицы. И подчёркивает функциональность её груди, нивелируя эротичность. При этом такая аномалия груди выглядит вполне приемлемо, даже эстетично и гармонично.

***

Подписывайтесь на мой канал в Дзен вот здесь.

Если Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу также отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. 15 уроков, а также онлайн-тест: