Найти в Дзене
Открытый город

Елизавета Николаевна Водовозова-Семевская

В доме 29 по 6 линии ВО с 1910 года до 1917 года жила детская писательница, педагог и мемуаристка Елизавета Николаевна Водовозова-Семевская. Это была одна из немногих женщин поколения 60-х годов ХIХ века, заговорившая о новых способах воспитания детей, которые сегодня кажутся нам естественными и необходимыми. Ее судьба пришлись на эпоху исторических и социальных сдвигов и потрясений в России, начиная от отмены крепостного права 1861 года и кончая революциями начала XX столетия. Елизавета Николаевна родилась в 1844 году в многодетной семье смоленского помещика. Училась в Смольном институте благородных девиц и окончила его в 1862 году. Она оставила увлекательные мемуары о детстве и юности, в том числе — об учёбе в Смольном, который описала без прикрас. В её воспоминаниях, которые издавались под названием «На заре жизни», Смольный предстаёт местом, где образования как такового девочки не получали, за исключением знания французского языка, Закона Божия и хороших манер. Предметы изучались о

В доме 29 по 6 линии ВО с 1910 года до 1917 года жила детская писательница, педагог и мемуаристка Елизавета Николаевна Водовозова-Семевская. Это была одна из немногих женщин поколения 60-х годов ХIХ века, заговорившая о новых способах воспитания детей, которые сегодня кажутся нам естественными и необходимыми.

6-ая линия ВО, дом 29
6-ая линия ВО, дом 29

Ее судьба пришлись на эпоху исторических и социальных сдвигов и потрясений в России, начиная от отмены крепостного права 1861 года и кончая революциями начала XX столетия. Елизавета Николаевна родилась в 1844 году в многодетной семье смоленского помещика. Училась в Смольном институте благородных девиц и окончила его в 1862 году. Она оставила увлекательные мемуары о детстве и юности, в том числе — об учёбе в Смольном, который описала без прикрас.

Водовозова в молодости
Водовозова в молодости

В её воспоминаниях, которые издавались под названием «На заре жизни», Смольный предстаёт местом, где образования как такового девочки не получали, за исключением знания французского языка, Закона Божия и хороших манер. Предметы изучались очень поверхностно, не по учебникам, а по запискам, надиктованным учителями, которые зачастую и сами имели весьма слабое представление о том, что преподавали. Чтение не приветствовалось, а, наоборот, осуждалось, да и условий для него не было — книг в Смольном не водилось. Даже литературу институтки «изучали» со слов преподавателя, без чтения самих литературных произведений. Вся «учёба» заключалась в бездумной зубрёжке — понимания никто не требовал, а задавать учителям вопросы считалось дерзостью. Естественные науки и вовсе не были включены в курс.

Всё стало меняться после того, как инспектором Смольного института назначили молодого гения педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Это произошло в 1859 году. Именно он разбудил в молодой смолянке интерес к получению новых знаний и полностью перевернул представление о том, что такое учёба. Среди прогрессивных педагогов, приглашенных К.Д. Ушинским для преподавания в Смольном, был прекрасно образованный писатель и переводчик Василий Иванович Водовозов (1825-1886). В год окончания института, когда Елизавете еще не исполнилось восемнадцати лет, она стала его женой.

Василий Иванович Водовозов
Василий Иванович Водовозов

Вступив в брак в апреле 1862 года, Водовозовы вскоре отправились за границу, побывали в Бельгии, Германии, Англии, Швейцарии и Франции. Это было не обычное свадебное путешествие: вместо развлекательных экскурсий молодожены серьезно изучали практику школьного образования и дошкольного воспитания по известной системе трудового воспитания Фребеля. Елизавета Николаевна была очень увлечена вопросами воспитания детей и мечтала о создании широкой сети «детских садов» в России. Вопросы воспитания юного поколения стали для нее тем поприщем, которому она отдала всю свою жизнь.

Вернувшись в Петербург, молодая семья поселилась в доме № 11 во Второй линии Васильевского острова. Здесь была положена традиция литературных вторников (или журфиксов, как она их называла), на которые в течение тридцати лет собирались педагоги, историки, писатели, критики разных поколений, чтобы прочитать свои и чужие новые произведения, обсудить книги и статьи, поспорить обо всем на свете. В.И. Водовозов руководил организованной им воскресной школой, преподавал в различных учебных заведениях, изучал опыт воспитания в других странах. А Елизавета Николаевна в эти годы подготовила свой первый большой труд, завоевавший ей известность в литературных и педагогических кругах, - книгу "Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста". За сорок два года с 1871 по 1913 гг. книга выдержала семь изданий.

2 линия ВО, дом 11
2 линия ВО, дом 11

Невзгоды для семьи начались с 1866 года, когда после покушения Дмитрия Каракозова на царя Александра II начались массовые увольнения неблагонадежных преподавателей из учебных заведений. Лишился службы и В.И. Водовозов, семья осталась без средств к существованию. Они очень бедствовали. В своих воспоминаниях Елизавета Николаевна писала, как они с мужем от безденежья решили кормить обедами только детей, а сами в это время уходили из дому, как она отказывалась в гостях от угощения, чтобы не есть с жадностью. В эти непростые годы Елизавета Николаевна пишет для детей «Историю европейских народов» в трех томах, которая также выдержала несколько переизданий. В 1879 году от туберкулеза умер старший сын Елизаветы Николаевны, а в 1886 году не стало ее мужа Василия Ивановича.

Спустя два года она вышла замуж за историка и основателя журнала «Голос минувшего» Василия Ивановича Семевского, который был крупным ученым, профессиональным историком, общественным деятелем, защитил докторскую диссертацию по истории крестьянства, первым серьезно проанализировал взгляды на крестьянский вопрос петрашевцев и других участников освободительного движения 19 века.

Василий Иванович Семевский
Василий Иванович Семевский

Свою главную книгу воспоминаний «На заре жизни» Водовозова-Семевская писала больше 20 лет и публиковала в журналах с 1887 по 1908 гг. Первое отдельное издание, где повествование доведено до начала 1860-х гг., вышло в 1911 году. Мемуары состоят из трёх частей. Первая часть рассказывает о жизни мелкопоместного дворянства Смоленской губернии. Вторая охватывает период обучения Водовозовой в Смольном институте благородных девиц. Третья часть описывает деятельность петербургских литературных кружков 1860-х годов.

Особенно интересно сейчас читать о жизни смолянок. Мало того, что Смольный институт не давал никакого образования в практическом понимании этого слова, институтки отличались крайней неподготовленностью к обычной жизни, т.к. в 60-е годы ХIХ века Смольный представлял собой тюрьму-монастырь. Институтки на всем протяжении своего пребывания там в течение 10 лет не могли видеть никаких людей, не связанных со Смольным, кроме родственников. Даже Летний сад раз в год полностью очищался от посетителей, когда там гуляли смолянки.

Водовозова описывает забавный случай, который случился с ней в Петербурге сразу после выпуска из Смольного. Решив поехать куда-то самостоятельно на извозчике, героиня чуть не подралась с ним, когда тот потребовал платы за проезд. Ей даже в голову не могло прийти, что извозчику надо платить.

В 1896 году Елизавета Николаевна похоронила младшего сына, известного на то время публициста, а в сентябре 1916 года и второго мужа. О ее жизни после революции сохранились лишь обрывочные сведения. На восьмом десятке лет Елизавета Николаевна оставила (или вынуждена была оставить) свою квартиру на 6 линии Васильевского острова, где жила с Василием Ивановичем Семевским, «ликвидировала всю свою обстановку и свою библиотеку» и в преклонном возрасте скиталась по чужим углам и голодала...

Умерла она в 1923 году в возрасте 79 лет, похоронена на Смоленском кладбище.

Марина Бурыкина, экскурсовод. Специально для проекта "Открытый город".

Подписывайтесь на канал «Открытый город», ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу!

Другие статьи этого автора: