Прошло уже больше ста лет, а здания Гаванского рабочего городка на Васильевском острове, по-прежнему привлекают внимание своим внешним видом. Ничего подобного нет не только на Васильевском острове, но и во всем Петербурге. В Гаванском рабочем городке пять корпусов: два стоят по улице Гаванской, один – по Наличному переулку, как в начале ХХ века называлась часть современного Малого проспекта ВО, и два корпуса разместились во дворе. Первое, что бросается в глаза: все корпуса разделены между собой. А как мы помним, с петровских времен и до начала ХХ века дома в Петербурге преимущественно строились «сплошною фасадою».
Архитектор Николай Всеволодович Дмитриев, автор проекта, использовал несложные, но выразительные приемы, чтобы создать эффектные фасады. Во-первых, контрастные сочетания красного и светлого кирпича и светло-серой штукатурки, причем на первом и последующих этажах штукатурка различается по фактуре. Во-вторых - украшения в виде резных деревянных опор, как бы удерживающих крышу с островерхими выступами, напоминающие резные коньки на крышах крестьянских домов, только перевернутые. В-третьих, простые, но изящные кованые ограждения балконов, расположенных на фасаде, начиная со второго этажа, ассиметрично.
Сочетание резных деревянных опор под крышей и вертикальная отделка стен штукатуркой имитируют колонны, которые начинаются на уровне второго этажа и заканчиваются под крышей. Необычны и крыши с сильным выносом карниза и острыми щипцами – немного в английском стиле.
Еще одна особенность корпусов – высота в пять этажей, которая снова станет общим правилом для жилой застройки только к началу 1930-х годов.
Архитектор Дмитриев нашел удачное соотношение высот зданий и расстояний между ними, создав, таким образом, организованное внутриквартальное пространство, чего почти не встречалось в строительной практике того времени.
На одном из зданий Городка установлена мемориальная доска, посвященная юристу и правоведу Дмитрию Андреевичу Дрилю, благодаря усилиям которого в Гавани появился рабочий городок.
В 1903 году по его инициативе в Петербурге было организовано «Товарищества борьбы с жилищной нуждой». Председатель правления Товарищества Д. А. Дриль считал, что «уничтожение нор и берлог и устройство здоровых, удобных и дешевых жилищ» для рабочих должно быть отнюдь не благотворительным, а может стать коммерчески выгодным делом. И взялся доказать это на примере строительства «на паях» Гаванского рабочего городка.
Почему же строительство началось в Гавани, а не в каком-то другом районе города?
Дело в том, что в число пайщиков вошла правнучка императора Павла I герцогиня Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская, которая много занималась благотворительностью и согласилась вложить в предприятие, задуманное Дмитрием Андреевичем Дрилем, крупную сумму в виде принадлежавшей ей в Гавани земли по первоначальной ее стоимости 22 тыс. рублей и получить на эту сумму паи товарищества.
В начале строительного сезона 1904 года началось строительство по планам, разработанным архитектором Николаем Всеволодовичем Дмитриевым, который занимал в Товариществе должность директора.
Архитектор Николай Всеволодович Дмитриев с отличием окончил Петербургское строительное училище и активно работал в Петербурге в качестве архитектора. Он был солидарен с Дмитрием Андреевичем Дрилем в том, что архитектура, в частности, удобные красивые дома для рабочих, являются одним из средств духовного и материального возрождения народа.
Через год в июле 1905 года Гаванский рабочий городок принял своих первых жильцов. Жилые помещения в только что построенных корпусах действительно отличались повышенной комфортностью. Здесь практически не было темных квартир.
Квартиры здесь были разные – полноценные 1,2 и 3-комнатные квартиры для семей, в которых были отдельные входы, передние, кухни, небольшие кладовки и клозеты, и меблированные комнаты различной величины на 1-4 человек каждая с общим коридором и общей кухней для бессемейных мужчин и женщин или бездетных семей. Отапливались квартиры за счет Товарищества, но отопление частных кухонь оплачивалось жильцами. В домах имелось центральное водяное отопление, что для рабочих окраин являлось большой редкостью. Для хранения двор каждой семье отводилось место в подвале, а на чердаке - место для сушки белья.
В отдельном здании во дворе размещалась прачечная, которая тоже отапливалась за счет товарищества.
В первом этаже здания в глубине участка была открыта шестиклассная городская школа на 300 учащихся, в которой учились не только дети, живущие в городке, но и дети всего района Гавани. В соседнем корпусе размещался общественный центр с чайной-столовой, библиотекой и залом для общественных собраний с эстрадой, роялем и киноаппаратурой.
Одинокие жильцы, да и все жители городка, могли за весьма умеренную плату питаться в общей столовой, которая размещалась здесь же, в центральном корпусе.
Первоначально предполагалось устроить на территории Гаванского города ясли для самых маленьких жителей, но, несмотря на чисто символическую плату в 5 копеек в день, ясли спросом не пользовались, и их пришлось закрыть. А вот детский сад, организованный вместо яслей, был очень востребован. Он располагался в корпусе по Малому проспекту, так же как и два кооперативных магазина.
Проект Гаванского рабочего городка был новаторским для своего времени, но получил развитие после революции. Именно этот принцип квартальной застройки с просторными озелененными дворами и сочетания жилых квартир с производственными и образовательными учреждениями взяли на вооружение архитекторы молодой страны Советов в 20-е годы ХХ века, проектируя и строя на окраинах Петрограда жилмассивы для рабочих.
Марина Бурыкина, экскурсовод. Специально для проекта "Открытый город".
Подписывайтесь на канал «Открытый город», ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу!
Другие статьи этого автора: