Найти в Дзене

Граффити: искусство или вандализм?

Слово «граффити» происходит от греческого graphein — «писать» и итальянского graffito «царапать». Под граффити понимают любые изображения или надписи, выполненные краской, чернилами или процарапанные на поверхностях — от простых слов до сложных художественных композиций. Современное граффити, каким мы привыкли его видеть, оформилось во второй половине XX века и буквально изменило облик городских улиц. Сегодня это слово сразу вызывает в воображении яркие краски, дерзкие надписи и узнаваемый стиль, но началось всё гораздо проще. Родиной граффити считается Нью-Йорк, где оно стало частью зарождающейся хип-хоп-культуры. Первые райтеры использовали самые доступные инструменты — маркеры и баллончики с краской, часто добытые «нестандартными способами». Многие приспосабливали под работу всё, что попадалось под руку: краску для обуви, штемпельные составы, а старые дезодорантные баллончики превращали в самодельные распылители. С самого начала граффити сопровождали конфликты с законом. Власти восп
Оглавление

Происхождение термина

Слово «граффити» происходит от греческого graphein — «писать» и итальянского graffito «царапать». Под граффити понимают любые изображения или надписи, выполненные краской, чернилами или процарапанные на поверхностях — от простых слов до сложных художественных композиций.

Исторические корни

Современное граффити, каким мы привыкли его видеть, оформилось во второй половине XX века и буквально изменило облик городских улиц. Сегодня это слово сразу вызывает в воображении яркие краски, дерзкие надписи и узнаваемый стиль, но началось всё гораздо проще.

Родиной граффити считается Нью-Йорк, где оно стало частью зарождающейся хип-хоп-культуры. Первые райтеры использовали самые доступные инструменты — маркеры и баллончики с краской, часто добытые «нестандартными способами». Многие приспосабливали под работу всё, что попадалось под руку: краску для обуви, штемпельные составы, а старые дезодорантные баллончики превращали в самодельные распылители.

С самого начала граффити сопровождали конфликты с законом. Власти воспринимали рисунки на муниципальных стенах как угрозу порядку, поэтому художники регулярно получали штрафы, а некоторые даже оказывались за решёткой. В разных городах пытались узаконить практику, выделяя специальные «законные стены», но это не прижилось: суть граффити в уличной дерзости и риске, а не в разрешённой площадке.

Практика теггинга на городских улицах, SICOER
Практика теггинга на городских улицах, SICOER

Отсюда и специфика субкультуры: граффити требовало смелости. Перепрыгнуть через забор, работать в темпе, уходить от полиции такие условия выдерживал не каждый, поэтому девушек среди райтеров было всегда немного. Более того, власти прибегали к хитростям: однажды полицейские под видом британской съёмочной группы собрали десятки художников, по сути выманив у них информацию о местах, материалах и стилях. После этого граффитчики стали заметно осторожнее, избегая огласки и общения с прессой. Даже внутри тусовки многие предпочитают оставаться анонимными.

Современное граффити

В привычном нам виде граффити возникло в Нью-Йорке во второй половине XX века, став частью хип-хоп-культуры. Баллончики с краской, маркеры, самодельные инструменты — всё это дало начало новой городской эстетике. Граффити стало языком улиц: дерзким, свободным, часто нелегальным.

Классическое граффити


Ключевой атрибут — буквы и шрифты. Основная цель райтера ( от англ. write - писать) — оставить свой никнейм («тэг») на как можно большем количестве поверхностей: стены, заборы, транспорт. Это способ заявить о себе, занять пространство, быть замеченным.

В основном массе граффити включает в себя 3 ключевых блока:

  • “Куски” (от англ. pieces/masterpieces) — крупные, цветные и прорисованные шрифты, исполненные в разных стилях. Зачастую дополняются персонажами - из известных мультфильмов или из личной коллекции автора, а также имеют фон.
  • “Флопы” или “троу-апы” (от англ. throw-ups) — простые округлые шрифты в один или два цвета. Исполняются быстро, “на ходу”, как правило в проходимых местах .
  • “Тэги” (от англ. tags) — псевдоним, отражает мастерство автора в минимализме. Это подпись, которую райтер тиражирует на любых поверхностях по всему городу и за его пределами.

Это мир букв, тегов и имен. Набор классического граффитчика — маркер, баллон и свой шрифт.

Стрит-арт

В отличие от граффити, стрит-арт чаще строится не на буквах, а на изображениях, символах и посланиях. Многие стрит-арт-художники начинали как граффити-райтеры, но либо им было тесно в рамках шрифтов, либо они искали новые способы выделиться. Так появились трафареты, мозаика, плакаты, отдельные конструкции, коллажи.

Стрит-арт сохранил инструменты граффити: аэрозольные краски, маркеры, самодельные заготовки, но расширил медиум. Здесь на первый план выходят художественный образ и социальный подтекст. Это не только «метка», но и сообщение: от ироничных комментариев до политических заявлений. Если классика граффити это «имя на стене», то стрит-арт это «послание на улице». А в целом сейчас для удобства термином “граффити” называют все, что нанесено с использованием аэрозольных баллончиков и сопутствующих материалов, а авторов — уличными художниками.

Искусство или хулиганство?

Именно здесь возникает спор. Давайте разбираться.

Аргументы в пользу искусства:

  • Граффити — форма самовыражения, свобода без табу.
  • Уникальный язык, понятный молодёжи по всему миру.
  • Многие художники (Бэнкси, Шепард Фейри, Жан-Мишель Баския) превратили граффити в мировое искусство, выставляемое в музеях.
  • Оно способно менять настроение города, превращая серые стены в арт-пространства.

Аргументы в пользу вандализма:

  • Большая часть уличных надписей это не искусство, а нецензурные или бессмысленные слова.
  • Роспись памятников и жилых зданий без согласия прямой ущерб и нарушение закона.
  • Общество ассоциирует граффити с хулиганством, агрессией, молодежными группировками.

По сути, проблема в контексте. Художественные граффити в одобряемых обществом местах это искусство. Надпись «Вася был здесь» на подъезде это вандализм.

Люди, сделавшие граффити искусством

  • Бэнкси — британский художник, чьи трафареты с социальной иронией стали мировым феноменом.
  • Шепард Фейри — автор культового плаката Hope с Бараком Обамой.
  • Жан-Мишель Баския — начинал с уличных надписей SAMO в Нью-Йорке, а стал звездой мирового искусства.
Плакаты на улице, Shepard Fairey
Плакаты на улице, Shepard Fairey

Их творчество доказало, что граффити может быть не только «меткой на стене», но и искусством, формирующим культуру целых поколений. А также солидный банковский счет :)

Граффити всегда будет на грани между протестом и самовыражением, между искусством и вандализмом. Важно различать: где разрушение ради разрушения, а где настоящая художественная работа. Сегодня граффити это одновременно вызов и искусство. И то, к какой категории оно попадёт, зависит не столько от краски на стене, сколько от замысла художника и восприятия зрителя.

Граффити
3929 интересуются