Происхождение термина
Слово «граффити» происходит от греческого graphein — «писать» и итальянского graffito «царапать». Под граффити понимают любые изображения или надписи, выполненные краской, чернилами или процарапанные на поверхностях — от простых слов до сложных художественных композиций.
Исторические корни
Современное граффити, каким мы привыкли его видеть, оформилось во второй половине XX века и буквально изменило облик городских улиц. Сегодня это слово сразу вызывает в воображении яркие краски, дерзкие надписи и узнаваемый стиль, но началось всё гораздо проще.
Родиной граффити считается Нью-Йорк, где оно стало частью зарождающейся хип-хоп-культуры. Первые райтеры использовали самые доступные инструменты — маркеры и баллончики с краской, часто добытые «нестандартными способами». Многие приспосабливали под работу всё, что попадалось под руку: краску для обуви, штемпельные составы, а старые дезодорантные баллончики превращали в самодельные распылители.
С самого начала граффити сопровождали конфликты с законом. Власти воспринимали рисунки на муниципальных стенах как угрозу порядку, поэтому художники регулярно получали штрафы, а некоторые даже оказывались за решёткой. В разных городах пытались узаконить практику, выделяя специальные «законные стены», но это не прижилось: суть граффити в уличной дерзости и риске, а не в разрешённой площадке.
Отсюда и специфика субкультуры: граффити требовало смелости. Перепрыгнуть через забор, работать в темпе, уходить от полиции такие условия выдерживал не каждый, поэтому девушек среди райтеров было всегда немного. Более того, власти прибегали к хитростям: однажды полицейские под видом британской съёмочной группы собрали десятки художников, по сути выманив у них информацию о местах, материалах и стилях. После этого граффитчики стали заметно осторожнее, избегая огласки и общения с прессой. Даже внутри тусовки многие предпочитают оставаться анонимными.
Современное граффити
В привычном нам виде граффити возникло в Нью-Йорке во второй половине XX века, став частью хип-хоп-культуры. Баллончики с краской, маркеры, самодельные инструменты — всё это дало начало новой городской эстетике. Граффити стало языком улиц: дерзким, свободным, часто нелегальным.
Классическое граффити
Ключевой атрибут — буквы и шрифты. Основная цель райтера ( от англ. write - писать) — оставить свой никнейм («тэг») на как можно большем количестве поверхностей: стены, заборы, транспорт. Это способ заявить о себе, занять пространство, быть замеченным.
В основном массе граффити включает в себя 3 ключевых блока:
- “Куски” (от англ. pieces/masterpieces) — крупные, цветные и прорисованные шрифты, исполненные в разных стилях. Зачастую дополняются персонажами - из известных мультфильмов или из личной коллекции автора, а также имеют фон.
- “Флопы” или “троу-апы” (от англ. throw-ups) — простые округлые шрифты в один или два цвета. Исполняются быстро, “на ходу”, как правило в проходимых местах .
- “Тэги” (от англ. tags) — псевдоним, отражает мастерство автора в минимализме. Это подпись, которую райтер тиражирует на любых поверхностях по всему городу и за его пределами.
Это мир букв, тегов и имен. Набор классического граффитчика — маркер, баллон и свой шрифт.
Стрит-арт
В отличие от граффити, стрит-арт чаще строится не на буквах, а на изображениях, символах и посланиях. Многие стрит-арт-художники начинали как граффити-райтеры, но либо им было тесно в рамках шрифтов, либо они искали новые способы выделиться. Так появились трафареты, мозаика, плакаты, отдельные конструкции, коллажи.
Стрит-арт сохранил инструменты граффити: аэрозольные краски, маркеры, самодельные заготовки, но расширил медиум. Здесь на первый план выходят художественный образ и социальный подтекст. Это не только «метка», но и сообщение: от ироничных комментариев до политических заявлений. Если классика граффити это «имя на стене», то стрит-арт это «послание на улице». А в целом сейчас для удобства термином “граффити” называют все, что нанесено с использованием аэрозольных баллончиков и сопутствующих материалов, а авторов — уличными художниками.
Искусство или хулиганство?
Именно здесь возникает спор. Давайте разбираться.
Аргументы в пользу искусства:
- Граффити — форма самовыражения, свобода без табу.
- Уникальный язык, понятный молодёжи по всему миру.
- Многие художники (Бэнкси, Шепард Фейри, Жан-Мишель Баския) превратили граффити в мировое искусство, выставляемое в музеях.
- Оно способно менять настроение города, превращая серые стены в арт-пространства.
Аргументы в пользу вандализма:
- Большая часть уличных надписей это не искусство, а нецензурные или бессмысленные слова.
- Роспись памятников и жилых зданий без согласия прямой ущерб и нарушение закона.
- Общество ассоциирует граффити с хулиганством, агрессией, молодежными группировками.
По сути, проблема в контексте. Художественные граффити в одобряемых обществом местах это искусство. Надпись «Вася был здесь» на подъезде это вандализм.
Люди, сделавшие граффити искусством
- Бэнкси — британский художник, чьи трафареты с социальной иронией стали мировым феноменом.
- Шепард Фейри — автор культового плаката Hope с Бараком Обамой.
- Жан-Мишель Баския — начинал с уличных надписей SAMO в Нью-Йорке, а стал звездой мирового искусства.
Их творчество доказало, что граффити может быть не только «меткой на стене», но и искусством, формирующим культуру целых поколений. А также солидный банковский счет :)
Граффити всегда будет на грани между протестом и самовыражением, между искусством и вандализмом. Важно различать: где разрушение ради разрушения, а где настоящая художественная работа. Сегодня граффити это одновременно вызов и искусство. И то, к какой категории оно попадёт, зависит не столько от краски на стене, сколько от замысла художника и восприятия зрителя.