Про Шекспира, фонетику "вслепую" и русский язык в роли медиатора.
Школьное "выучить **** слов" - предмет печали школьников всех возрастов, ночной кошмар родителей и объект ступора бабушек, дедушек и нянь. Равнодушных к теме "Выучить слова" нет. Отчего то, что, по сути, забава и игра ума, превращено в инструмент устрашения?
В спектакле "Почему слова не выучены?" все декорации меняются неоднократно: школы, учебники, учителя, города... И только одно действующее лицо сцену не покидает никогда. Бессменный исполнитель. Актер-долгожитель. 11 лет бесконечных выступлений. Это ученик.
А если главный актер тот же и исполняет он роль свою дурно настолько, что зрители выходят и из зала, и из себя, гипнотизируя вереницу троек и двоек по предмету, не пора ли, цитируя Жванецкого: "В консерватории что-то подправить?"
Далее текст для тех, кто хочет взять ситуацию под контроль. Училка злобная - нажаловаться надо на нее в Департамент - тактический провал. Учебник - дрянь, надо другой купить - тактический провал. Школа ужасна - надо сменить - тактический провал.
«Всякий раз, когда вы возлагаете на кого-то вину, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить». Это не мои слова. Это Бродский. Кто хочет почитать, то лекция Бродского перед выпускниками Мичигана тут. Курьез: на русском не смогла найти весь текст. Только цитаты. Бог с ним. Читайте на английском.
Итак, как учить слова. Тут я с превеликим удовольствием хочу представить публике Николеньку: зеленоглазого попрыгунчика, смешливого и оч подвижного, ласкового и дружелюбного. Николенька - мой ученик 9 лет от роду. Николенька не любит английский в части заучивания слов. Но Николенька любезно согласился пойти на эксперимент "Николай! Надо выучить слова!"
Почему важно, что Николенька непоседа? Потому что это типичное поведение для здоровых жизнерадостных детишек. Почему важно, что Николенька не любит английский? Потому что это - типичная проблема. Почему важно, что Николеньке 9 лет? Потому что это - типичный возраст, когда английский так еще и не познан, но уже ненавистен. Иным словами, Николенька - типичный представитель не только по отдельным параметрам, но и по их совокупному комплекту.
Цель: выучить 12 слов к понедельнику. Порядок действий:
1. Купить карточки для слов.
300 г\м2 - плотность бумаги. Это параметры картона. От 240 до 300. Почему картон? Потому что их придется тасовать как колоду карт. Чтобы не развалились. Их даже мыть можно. Что, кстати, на первой встрече с карточками Николенька и сделал. Пришел в восторг. :)))
2. Выписать на них слова для заучивания. Что есть заучивание? Указание моих коллег - школьных учителей "выучить слова" = уметь произносить и писать. Реплика из зала: "Зачем писать?" Ответ: потому что для заучивания мы задействуем все системы восприятия: зрительную, слуховую и моторную зоны в виде памяти руки на начертание слова.
3. Двенадцать слов (словно 12 апостолов:)) дробим на число дней, включая день, КОГДА задали, но НЕ включая день сдачи. У нас с Николенькой три дня: задали в пятницу на понедельник. Это значит, для зубрежки пятн, суб, воскр. 12\3 = 4 карточки в день. НЕ НАДО учить больше. Ровно 4.
4. Как работать: карточку перед собой русским словом вверх. Попытка вспомнить зрительный образ. Попытка произнести. Попытка написать. Карточку перевернуть. Там английская версия. Проверить себя. Исправить ошибки. Обычно 3-4 повтора позволяют начать писать слово правильно.
Добавить еще одно слово. Тот же принцип. Потом еще одно. И так все четыре. Писать их, меняя порядок и делая перевод с русского на англ, а не наоборот.
Реплика из зала: "Почему?" Ответ: потому что с рус на англ переводить сложнее. :)) Как быть, если не может вспомнить? Да подглядеть тотчас - и всё. Подглядывание - это наше всё. :))) Кроме шуток. Подглядеть, вновь положить русским словом вверх и попытаться написать еще раз англ версию.
5. Как репетировать написание слова: взять лист А4. Сложить пополам поперек, потом еще раз и еще раз. Получится 8 сегментов на одной стороне и 8 на другой. Написать слово. Проверить. Исправить. Перейти на др сегмент. Реплика из зала: "Зачем?!" Ответ: чтобы не подглядывать. :)1 слово усвоено? Взять второе и писать уже два. Потом три... потом четыре.... Четыре пишутся хорошо? Уверенно? Отложить всё. Повторить часа через два. Потом вечерком.
6. По времени: у Николеньки ушло на первый раунд 6 минут. И это он весь извертелся и исстрадался. Полагаю, девочкам будет проще. А наш Николенька - спортсмен. Шарнирный весь. Пусть стоит, а не сидит. Пусть пишет на полу. Со временем придет навык сидеть. Искусство маленьких шагов.
7. Почему беру только школьные слова? Почему еще не 10-15-20 сверх них? Да потому что Николеньку бросает в дрожь даже от 12. Вновь искусство маленьких шагов. Не люблю я "на-школу-не-обращайте-внимания". Школа и оценки там - триггер для всей семьи, включая кота и черепаху. Когда там ОК, наш Николенька будет учить всё, что угодно.
Но когда там плохо, Коля ничего дополнительного делать не будет. Вариант "Я\бабушка\дед\старший брат\папа будем следить за ним" не рассматриваю. Потому что есть еще жизнь и помимо школы. Нет, не у ребенка. У семьи. :))
8. На следующий день следующие 4 + 4 слова из предыдущего дня. На следующие - еще 4 + уже 8 слов из предыдущего дня. Так полируется их начертание и произношение.
9. Оформление карточки. Слова написаны на карточке крупно толстым фломастером. Реплика из зала: "Зачем?" Ответ: чтобы глазам было удобно читать. Включая бабушкины глаза. Реплика из зала: "Зачем нам бабушка?" Ответ: потому что она сможет проверить Николенькино произношение. Реплика из зала: "Но она ничего не смыслит в английском!" Ответ: а мы напишем так, чтобы она смыслила. И Коля смыслил. И все смыслили. См следующий пункт.
10. Пишем так: одна сторона для англ слова и его "озвучки" русскими буквами...
Вторая сторона...
Школьная программа требует знания знаков транскрипции с первого урока. Как хочешь. Вслепую. Три листа drilling (тренировка) - "урожай" моего репетиторства прошлой недели. Три листа принесло дитя из второго класса местной английской школы, в которую "ломка". Да, "ломка", чтобы попасть. Drilling=дриллинг на трех страницах формата А4. Роль на трех листах. Без аудиосопровождения.
Я даже разбирать не хочу, кто автор этой методы. Но не вспомнить, что в универе нам давали кассету с треком ко ВСЕМ звукам, я не могу. И преп по фонетике - дама до болезненности:)) въедливая и педантичная - обязывала нас слушать ее круглосуточно. Подозрительно, не правда ли? Кассеты какие-то.... Чесс... слово... Листы бы так всучила - и вперед...
Вернемся к школе. Что имеем? Провал на старте. Зрительный образ слова должен совместиться в голове с его, слова, акустическим образом, сложенным из значков, которые ребенку ни о чем не говорят. И родным и близким тоже. Не говоря уж про кота с черепахой.:)
Интеллектуальный "напор" в "началке" по английскому: 26 букв, 44 звука и 1500-2000 слов. Реплика из зала: "Почему так много?!!!!" Ответ: ФГОС задуман, чтобы выпускник 4 класса владел языком на уровне A2 (вторая ступень) из шести возможных.
Да, писать произношение английских слов на русском.
Это ускоряет процесс. Речь о наборе словарного запаса. Это будет означать свободу. Качество, бесценное для маленького ученика. А еще это будет означать возможность контроля со стороны взрослых. Включая тех, кто "ничего не смыслит в английском".
6 английских звуков не имеют аналогов в русской фонетике. С ними потом разберемся. Набор количества слов - это главное. Реплика из зала: "Почему?" Ответ: потому что слова - "бензин" языка. Как Maserati не поедет на капле бензина, будет он хоть "сотый", а не 98-й, так и чел не заговорит, если в голове всего горстка слов.
Отечественный фонетический фетиш сильнейшим образом мешает моим соотечественникам общаться. Мы молчим, потому что боимся "прозвучать" не так.
Нам НЕ говорят, что даже если скажем не так, иностранец сделает ВСЕ возможное, чтобы понять нас. Он переспросит. Он напишет слово на бумаге, песке, запотевшем стекле. Он мягко поправит. Мы этого ничего не знаем. Напротив, до нас с нажимом донесут: " Да тебя \Вас ни один англичанин\американец не поймёт". Успокойтесь: Вас поймут. Это их культурный код.
Финальный аккорд: предлагаю послушать представителя нашей страны в ООН. Статус говорящего дает понимание уровня зарплаты. Обратите внимание, что представитель не переживает на тему произношения. Еще пример: глава ВОЗ. Индус. И вновь статус говорящего дает понимание уровня зп. И вновь представитель не переживает на тему произношения. Еще пример: европейские лидеры - НЕносители. Я про поляков, чехов, испанцев. Все эти министры иностранных дел, обороны, образования и проч. Туск, к примеру, прекрасно говорит на английском с милейшим акцентом. Финская дипломатическая элита... Немецкие бизнесмены... Послушайте выступления тренеров лидирующих футбольных команд и глав команд "Формула-1". Акцент слышите? А почему же их все понимают? Да еще и аплодируют?
Мир ждет идеи, достижения, опыт. Миру не важен Ваш акцент. Миру не важно, КАК сказано. Миру важно, ЧТО сказано и ЧТО сделано. Почему взяла "крупных игроков" - дипломаты высшего уровня, крупные политики, звезды спорта? Потому что язык у нас рассматривается для "чтобы-потом-работу-себе-нашел-хорошую".
От себя добавлю, что за 31 год пребывания в английской ипостаси здесь в России, я периодически испытываю сложности с соотечественниками из-за иностранного акцента, который "просыпается" у меня, когда английского в жизни оч много: из вагона метро хотели выкинуть, в музей Пушкинский не пускали, а полицейский задавал ненужные вопросы. Так что, "англоговорящие тоже плачут". :))))
Полезные ресурсы или как разнообразить зубрение:
1. Multitran для Android. Крупнейший словарь Рунета. Разработчик Suvorov-Development. Лежит в Play Store. Бесплатен на всех уровнях. Из запрашиваемых Вами слов формирует карточки, из которых делает 9 (девять) типов заданий. Даже я только два типа задаю, :))) а тут - девять. Мне особенно нравится "Напишите слово, которое только что видели."
2. Oxford Learner's Online. Звучание в двух форматах: синем - британское, красном - американское. У всех слов микрофон - ВСЁ можно послушать. Всё начитано британскими и американскими дикторами. Примеры использования. История слов.
Нет, компании-разработчики НЕ платят мне за рекламу. :)) Это мои интеллектуальные союзники последние лет 15.
Готова ответить на вопросы по существу.
Всех благ,
Светлана-репетитор.