От степных культур эпохи бронзы до нас не дошло произведений
изобразительного искусства – ни рисунков, ни барельефов. У народов населявших Южный Урал пять тысяч лет назад, письменность как таковая ещё не была сформирована, но до нас дошла богато орнаментированная керамика тех времён. Что же означают таинственные знаки на аркаимской (синташтинской) керамике? Рассказывает директор Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ, археолог Елена Куприянова.
«Эпоха геометров»
Очень редко на сосудах эпохи бронзы можно увидеть схематические изображения антропоморфного или зооморфного характера. Чаще всего геометрическая символика встречается в орнаментации керамики. Орнаментируется более половины сосудов. Во всех культурах употребляется достаточно близкий набор исходных геометрических фигур орнамента. В первую очередь это разного рода зигзаги и треугольники, иногда образующие сложные композиции. Очень популярны мотивы солярных знаков (свастики) и меандра. Можно сказать, что солярные знаки являются центральными фигурами орнаментального ряда бронзового века. Нередко на сосудах встречаются композиции, где различные элементы – треугольники, ромбы, зигзаги – трансформируются в свастику и ее лучи. Очевидно, что солярные культы, воплощённые в свастических символах, являлись основой мировоззрения обществ бронзового века.
Устойчивая для эпохи бронзы традиция орнаментации днищ представляет довольно опознаваемый образ солнца. Перевернутые вверх дном сосуды предстают как отражение картины мира, где наверху располагается верховное божество – Солнце, а следующие ярусы представляют средний и нижний мир.
Известно, что во многих индоевропейских культурах сосуд символически сопоставляется с человеческим телом, а разные его части, соответственно – с частями тела. В декоре синташтинских сосудов присутствует один, несомненно, антропоморфный элемент – так называемые «шишечки», расположенные в подавляющем большинстве случаев попарно и всегда – на грани перехода «плеча» сосуда в «тулово». Характерная форма «шишечек» и их парное расположение не оставляет сомнений, что эти элементы моделируют женскую грудь. Очевидно сугубо символическое значение этих элементов, не имеющих никакого бытового значения. Сама форма синташтинской керамики плавностью и красотой своих изгибов, сочетанием технологически необязательных расширенных и суженных элементов, может быть сопоставлена с формами женского тела. Этот элемент, безусловно, отражает символику плодородия, размножения, преумножения благ.
Пространство и время в орнаментальных композициях В обществах, не имеющих письменности, к которым относится население бронзового века Южного Урала, орнаменты играли роль знаков, с помощью которых древние мастера создавали символические «записи», отражающие представления о картине мира и различных событиях. В орнаментальных композициях на керамике выделяются: а) сосуды с ритмично чередующимся круговым орнаментом – около 30%; б) сосуды, орнаментированные с использованием особых элементов и знаков («идеограмм»), которые чередуются в неправильной последовательности – около 10%; в) сосуды с орнаментом из одинаковых элементов, но с разрывом пояса орнаментации – около 60%.
Различные «сбои» в орнаментах носили, безусловно, преднамеренный характер. Пространственно-временной континуум в изображениях на сосудах предстает в нескольких различных формах, отражая представления о пространстве/времени. Для сосудов с регулярным орнаментом можно констатировать его замкнутый, циклический характер. В других сосудах он предстает как разомкнутый линейный или спиральный – нанесение орнамента на тулово по спирали, представление в орнаментальном ярусе трансформации элемента, например, превращение треугольника в луч свастики или в «радугу». Общей для таких композиций идеей является трансформация, развитие одного элемента в другой путем усложнения, что отражает представления о росте и развитии объектов и явлений в живой природе, отношение к созидательным силам природы и мира. В некоторых сосудах вместо «развития» отражено «превращение» элемента: половина яруса заполнена одним элементом орнамента, вторая – другим, так, что при взгляде с противоположных сторон сосуда видны различные орнаментальные схемы. Возможно, идеей этой трансформации было отражение представлений о магии, «оборотничестве». Трактовки археологами семантики различных иррегулярных композиций на сосудах исходят обычно из двух аспектов – астрально-календарного (запись о значимых событиях) и мифологического (отражение картины мира).
Куприянова Елена Владиславовна, археолог, кандидат исторических наук, директор Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ
Текст написан на основе статей Е.В. Куприяновой, Ф.Н. Петрова, Д.Г. Здановича.
Иллюстрации - архив Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ, личный архив Е.В.Куприяновой