Проект «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP) станет частью крупного геополитического проекта, в котором Армении отведена роль мячика, по которому бьют, заявил бывший президент Армении Роберт Кочарян. Прямая трансляция его пресс-конференции велась на YouTube-канале Armenia Today.
Кочарян прокомментировал вашингтонские договорённости и отметил их итоги для сторон и стран региона. По его словам, США получили контроль над создаваемым в будущем коридором, контроль над границей с Ираном, а также — возможность претендовать на Нобелевскую премию.
Азербайджан получил право на коридор через Сюник, ликвидацию Минской группы ОБСЕ и отмену поправки № 907, отметил Кочарян. По оценке экс-президента, Армения почти ничего не получила — лишь новые проблемы. Премьер-министр Никол Пашинян получил фотографию с Дональдом Трампом и документ, который будет использовать для обмана людей перед выборами.
Кочарян также коснулся ирано-израильского конфликта и отметил, что Иран по итогам этих переговоров получил новый повод для беспокойства — из-за появления американцев у своей границы. Коридор под контролем американцев представляет большой интерес и для Израиля — в контексте реализации его давних планов в отношении Ирана. Кочарян напомнил, что у Ирана есть границы с семью странами, и только на армяно-иранской границе теперь появятся американцы.
Экс-президент не исключил, что проект мог бы быть выгоден для Армении, если бы был спроектирован немного иначе. Во-первых, если бы начала работать железная дорога Ерасх–Джульфа–Иран, Армения получила бы железнодорожное сообщение с Ираном. А если бы эта линия обеспечивала также железнодорожную связь с Россией через территорию Азербайджана, то только эти два фактора могли бы сделать проект действительно интересным для Армении.
Если же Армения не получает ни того, ни другого, весь проект становится бессмысленным и опасным, отметил Кочарян. Среди ожидаемых рисков он выделил то, что железнодорожный коридор между Азербайджаном, Нахиджеваном и Турцией может функционировать бесперебойно, в то время как связь с Арменией — нет, и Ереван не сможет повлиять на ситуацию.
Кочарян также указал, что армянские переговорщики могли сделать, чтобы проект стал выгодным для страны. По его мнению, Ереван мог настаивать, чтобы «Маршрут Трампа» был не 42-километровым, а как минимум в четыре–пять раз длиннее — до Ерасха. В таком случае именно Соединённые Штаты несли бы ответственность за бесперебойную работу всего маршрута. По его оценке, этого можно было добиться, поскольку интерес США в проекте очень велик, и Вашингтон согласился бы.
«Трамп любит всё масштабное, крупное, впечатляющее. Мы могли предложить более амбициозный проект, действительно интересный, который превращал бы нас в перекрёсток важнейших путей. В этом случае Алиеву пришлось бы искать обходные варианты, откладывать решение или просто играть декоративную роль», — сказал Кочарян.
По его словам, однако, Пашинян не пошёл на этот шаг, потому что руководствовался не интересами Армении, а желанием получить дивиденды в предвыборный период.
«У меня тоже есть фотография в Белом доме — с Клинтоном, с его подписью. Но я ничего за эту фотографию не отдал. Это просто протокольные снимки, которые делают со всеми, и ради этого вовсе не обязательно отдавать самой привлекательный участок своей территории под управление иностранной компании», — подчеркнул он.
Армения не будет иметь никакого влияния на американскую компанию, которая будет управлять проектом «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP), заявил бывший президент.
По его словам, независимо от того, будет ли это аренда или концессия, в договоре будут прописаны такие пункты, которые резко сузят, а фактически сведут к нулю рамки влияния Армении.
«Вы думаете, что по дороге, за которой стоят Соединённые Штаты, Республика Армения сможет что-то диктовать? Серьёзно? Мы действительно настолько наивны? Этого не будет. Как человек, занимавший пост президента десять лет, я, прочитав этот документ, вижу всё это совершенно ясно. И это вовсе не скрыто между строк — всё очевидно и прямо бросается в глаза», — сказал оппозиционный политик.
Власти он назвал «биосистемой лжи» и отметил, что Армении не позволят извлекать выгоду из новых маршрутов, например, использовать дорогу через территорию Нахиджевана для поездок в Иран.
Кочарян добавил, что участок дороги на границе с Ираном будет находиться под иным контролем, чем остальные трассы, что подтверждается отдельным выделением этого фрагмента в декларации. Этот участок, по его словам, будет передан по долгосрочному контракту компании, которая возьмёт на себя управление дорогой.
В Вашингтоне 8 августа лидеры Армении и Азербайджана при посредничестве США подписали декларацию о создании транспортного маршрута TRIPP. Согласно документу, дорога должна соединить Азербайджан с Нахиджеваном через юг Армении и находиться под управлением американского консорциума. Глава Бюро по вопросам Европы и Евразии Госдепартамента США Брендан Ханрахан 11 сентября анонсировал предоставление Еревану $145 млн в рамках проекта.
В Баку заявили о готовности их части дороги к 2026-му году. При этом детали проекта остаются неясными. Несмотря на заявление президента США о возможном американском участии сроком на 99 лет, премьер Армении Пашинян и министр иностранных дел Арарат Мирзоян позднее уточнили, что подобной договоренности нет.
Читайте также: «Баку в США получил всё»: Чалабян назвал Вашингтонские соглашения односторонними и противоречащими интересам Армении «Соглашения без гарантий»: эксперт оценил риски вашингтонских договоренностей