Вы думаете, что знаете Людмилу Иванову? Та самая Шура-общественница, что заводила оркестр и доставала путевки в «Служебном романе»? Забудьте. Это лишь крошечный штрих к портрету удивительной женщины, чья жизнь была настолько же многогранна, насколько и трагична.
Пройдемся по ее следам, от знаменитого острова в Северном Ледовитом океане до подмостков «Современника», и я докажу вам, что за этим добрым экранным образом скрывалась личность колоссальной силы и таланта.
Неактерские корни и оглушительный провал
Людмила появилась на свет в жаркий июньский день 1933-го в Москве. Ее отец, Иван Маркелович, был настоящим героем-полярником, чьим именем назван целый остров. Не правда ли, символично? Будто сама судьба предрекла: эта девочка тоже оставит свой след, пусть и в другом море - в море отечественной культуры. Мать, Фаина Митрофановна, была заядлой театралкой, и именно она заразила дочь страстью к сцене.
Но путь к славе начался с оглушительного провала. После школы с золотой медалью Людмила решила штурмовать театральный. И что же? Читала на приемных экзаменах драматичный монолог Катерины из «Грозы», рыдала, а члены комиссии... смеялись. Жесткий урок, который мог сломать кого угодно. «Я - характерная актриса», - поняла она тогда. Осенью, сменив репертуар на комедийный, она все же поступила в Школу-студию МХАТ. Казалось бы, вот оно, счастье! Но радость оказалась недолгой. Едва начав учебу, она потеряла отца, тяжело заболела мать, а вскоре ушла из жизни и бабушка. Вчерашняя отличница и заводила в одночасье стала взрослой, на ее хрупкие плечи легли заботы и горе.
«Современник» стал судьбой
После окончания вуза в 1955-м ее ждал Московский передвижной драматический театр. Гастроли, поезда, чужие города... Но именно здесь, по ее же словам, она прошла прекрасную школу, играя даже маленькие роли на аплодисменты. А потом был «Современник». Увидев спектакль «Вечно живые», она поняла - хочет работать только здесь . Ее взяли, и с 1957-го началась их великая история длиною в 59 лет .
На сцене «Современника» она создала более 40 разноплановых образов. Она не была примой в классическом понимании. Ее стихией стали характерные и возрастные роли. Нянька Анфиса в «Трех сестрах», первая фрейлина в «Голом короле», бабушка в «Валентине и Валентине». Она не играла королев - она была королевой эпизода, умея вдохнуть жизнь и объем в самые, казалось бы, проходные персонажи. Ее творческий путь в театре - это пример преданности не сцене вообще, а одному, выбранному сердцем, дому.
Королева эпизода: как Шура затмила всех
В кино Людмила Иванова дебютировала в 1958-м в фильме «Добровольцы» . А далее - более 120 ролей в фильмографии.
Но, согласитесь, странная судьба: сыграв так много, для миллионов зрителей она навсегда осталась Шурой из «Служебного романа».
Ирония в том, что на эту роль не было очереди. «Противная тетка из месткома» - кому это нужно? Но Людмила Иванова, будучи в жизни реальным профсоюзным лидером в театре, согласилась с азартом. Она решила сделать эту роль главной. И у нее это получилось. Вы помните эту суетливую, бесконечно добрую женщину, которая, по сюжету, заказывает оркестр для сотрудника, принявшего известие о своей смерти за свое?
Мало кто знает, что съемочный процесс был полон импровизации. По словам актрисы, Рязанов поощрял такой подход: «Делайте, как считаете нужным, а мы будем снимать». К сожалению, одна из смешных сцен, где ее героиня падает на грудь Бубликову в исполнении Петра Щербакова, была вырезана при монтаже. Но даже без этого Шура стала народной любимицей.
После выхода фильма в 1977-м и его оглушительного успеха, актриса столкнулась с парадоксом: ее визитной карточкой навсегда стал один, пусть и блестяще сыгранный, эпизод.
Музыка, которую пела вся страна
А вы знали, что Людмила Иванова - признанный автор-исполнитель, чьи песни стали практически народными? В 1960-х годах она начала сочинять. Повод был почти бытовым: для спектакля «Пять вечеров» понадобилась песня, и Евгений Евстигнеев, зная, что Людмила пишет стихи, попросил ее помочь. Так родилась ее первая песня «Уехал милый в дальний край» .
А потом ее песни зазвучали на всей эстраде. «Может быть, может быть, я не современная...» - эту лирическую композицию исполняла Гелена Великанова . «День осенний очень ясный...» - эту пронзительную песню, полную светлой грусти, сделала хитом Анна Герман. Майя Кристалинская, Елена Камбурова, Сергей и Татьяна Никитины - все они включали в свой репертуар произведения Людмилы Ивановой . Она была не просто актрисой, которая балуется творчеством. Она была настоящим поэтом и композитором, чьи строки и мелодии попадали прямо в сердце.
«Экспромт» - дитя ее души
Но и на этом ее энергия не иссякала. В 1990-м, не уходя из «Современника», она основала детский музыкальный театр «Экспромт». Это была не просто очередная студия. Это была ее страсть, ее ребенок. Она сама писала для него пьесы, руководила студией актерского мастерства. Здесь же работали ее муж, Валерий Миляев, и старший сын Иван. Вместе с супругом они сочинили либретто по «Доходному месту» Островского и детскую сказку «Крошечка-Хаврошечка». «Экспромт» стал воплощением ее любви к детям, музыке и театру, делом, которое сплотило всю ее семью.
Любовь, письма-обереги и невосполнимые потери
Личная жизнь Людмилы Ивановны была полна и светлой любви, и страшных трагедий. Ее первым мужем был Леонид Эрман, один из основателей и многолетний директор «Современника». Со вторым мужем, Валерием Миляевым, она встретилась в 1960-х . Их знакомство было похоже на сцену из романтической комедии: лыжная прогулка, электричка, и Валерий поет песню «Улица Горького», заявляя, что ее автор - Ада Якушева. «Как это Якушева? Это ведь моя песня!» — воскликнула Людмила. Так началась их история.
Они прожили вместе долгие годы, воспитали двоих сыновей - Ивана и Александра. До конца дней она хранила его первое письмо как оберег, где он называл ее «ромашкой», «колокольчиком», «своим любимым небом». Но затем в ее жизнь ворвалась черная полоса.
В 2010-м, на Пасху, прямо на глазах у родителей, от сердечной недостаточности умирает ее младший сын Александр. Ему не было и сорока. А через год не стало и Валерия. Представьте себе эту боль: потерять сына и мужа за два года. Пережить такое мог только человек с огромной силой духа.
До самого конца
Она пыталась работать, несмотря на возраст и болезни. В последние годы ей было очень тяжело, проблемы с ногами были настолько серьезны, что она выходила на сцену на костылях, а затем - в инвалидной коляске . Но не сдавалась. Весной 2016-го встал вопрос об ампутации ног. В конце сентября ее поместили в реанимацию, а 7 октября 2016 года ее сердце остановилось.
Она ушла, оставив после себя не просто галерею образов, а ощущение света и добра. Народная артистка РСФСР, кавалер орденов Почета и Дружбы, основатель театра, автор песен, писатель (ее в 2014-м приняли в Союз писателей России). Она успевала все.
Если эта статья отозвалась в вашем сердце, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на наш канал. Мы пишем о тех, кто составил золотой фонд нашей культуры, чтобы их имена не были забыты.
Отключите мешающую рекламу и читайте уникальные материалы по подписке
Благотворительная акция "ПАМЯТЬ"
Поделитесь своими воспоминаниями в комментариях, ведь память об таких людях и делает нас обществом, а не просто толпой.