Как известно, отдыхать можно не только на пляже. Последние годы и белорусские туристы все чаще ездят в Россию, встречаются на улицах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани… В последнее время, без сомнения, самым посещаемым белорусами российским городом стал Смоленск. Этот город с богатой средневековой историей известен как форпост России. Его называют городом музеев, среди которых особое место принадлежит Историческому.
Кстати, сам город Смоленск с исторической точки зрения – знаковый для белорусов. Именно здесь более века назад, в декабре 1918 года было провозглашено создание Белорусской Советской Социалистической Республики – в здании с памятной доской на улице Глинки, 3. А на соседней улице в невзрачном с виду доме (ул. Ленина,16) в начале прошлого века собирались художники, принадлежавшие к знаменитой витебской группе «Утвердители нового искусства» (Уновис) во главе с Казимиром Малевичем. После Октябрьской революции и до начала Великой Отечественной войны это был Дворец Труда, ныне – Дворец профсоюзов Смоленской области. Также в историческом центре Смоленска, по адресу Дзержинского,3 находилось здание бывшей редакции газеты Западного военного, а затем Белорусского военного округа «Красноармейская правда», которая располагалась здесь с 1936-го по 1939 год. Это предшественница нынешней газеты Министерства обороны Республики Беларусь «Белорусской военной газеты. Во славу Родины». Здание после войны было перестроено.
Сотни загадочных и неизвестных фактов из жизни исторического Смоленска хранит и Исторический музей города. О некоторых из них рассказал мне заведующий историческим отделом Смоленского государственного музея-заповедника Павел Тимашков.
1. Смоленская крепость. Ее протяженность почти в три раза больше, чем Московский кремль. К сегодняшнему дню из 38 башен сохранилось лишь 17. Эти стены задержали на пути к Москве сотни тысяч врагов: поляков, французов, немцев… Тот же Наполеон Бонапарт рассчитывал быстро взять эту, на первый взгляд, устаревшую средневековую крепость, а бой оказался кровавым и продолжался два дня. Когда второй раз уже отступавшая из Москвы неприятельская армия вошла в Смоленск, то вынуждена была покинуть город, ею же прежде уже сожженный и разоренный. В отместку Наполеон приказал взорвать башни крепости: девять из них взлетели на воздух, остальные удалось разминировать и спасти казакам атамана Матвея Платова и егерям полка Александра Горихвостова.
2. В первом же зале музея посетителей встречает… настоящий скелет мамонта высотой 2,8 метра. Откуда на Смоленщине мамонты – спросите вы? Не удивляйтесь, археологи часто находят здесь при раскопках кости этих млекопитающих, которые жили несколько миллионов лет назад. Что касается конкретно этого мамонтенка - как предполагают ученые, он еще мог расти и расти до 4,5 метра, то история его появления в городе более прозаична: в конце 1990-х годов скелет пытались вывести из страны контрабандисты, но сотрудники Смоленской таможни пресекли незаконный вывоз палеонтологической находки в Европу. И по решению суда передали ее в музей. Теперь это один из самых привлекательных экспонатов древнейшей истории.
3. Редчайшая монета – золотой солид византийского императора Александра, датированный 912–913 годами. На момент первой публикации о монете (она была найдена при раскопках Гнёздовского археологического комплекса под Смоленском в 1940 году) – это был шестой солид в мире. Сейчас их известно 10. Экспертиза показала, что монета была отчеканена из золота 958 пробы и весит 4,36 грамма. Прообразом рисунка послужила мозаика из собора Святой Софии в Константинополе: на аверсе изображения Иисуса Христа и императора Александра. Редкой монета считается по той причине, что правил император всего 13 месяцев, а, значит, период выпуска был очень коротким.
4. Судебник царя и великого князя Ивана Васильевича 1550 года! Он был создан на основе первого Судебника 1497 года, принятого при Иване III, собирателе русских земель, деде Ивана IV Грозного. Новый Судебник был утвержден на Земском соборе и свидетельствовал о развитии российского судопроизводства и существовании разных форм земельной собственности в едином Российском государстве. Он содержал 100 глав, правда, последняя глава была добавлена позже остальных.
5. Пищаль затинная – оружие XVI века, калибр 18 мм. Это тяжелое дульнозарядное ружье было предназначено для стрельбы из бойниц крепости. В Европе такое оружие активно применялось уже в XV веке и называлось «гаковницами». Конкретно этот образец, по мнению историков, был изготовлен смоленскими мастерами и мог использоваться при обороне Смоленской крепости от осады польско-литовскими войсками в 1609–1611 годах.
6. Потир для христианского богослужения, казалось бы, рядовой предмет церковной утвари для освящения вина и принятия причасти. Однако именно этот потир стал участником великих исторических событий. После взятия Смоленска 3 июня 1611 года поляки подвергли город разрушению и разграблению. Этот серебряный потир с цветочным орнаментом был вывезен польским офицером Барташем Новодворским в качестве одного из трофеев. Спустя два с половиной века во время подавления польского восстания 1863 года потир был найден и, по распоряжению Виленского генерал-губернатора Муравьева, возвращен в Смоленскую епархию.
7. Библия Острожская – одно из примерно 350 сохранившихся до наших дней острожских изданий Ивана Фёдорова. Первый книгопечатник начал свою деятельность в Московской типографии, созданной во время правления Ивана Грозного. В 1568 году Иван Федоров уехал в Великое княжество Литовское, помощь и поддержку ему оказал один из влиятельных православных вельмож Константин Острожский, основавший типографию в городе Острог. Там Иван Фёдоров и отпечатал эту Библию, получившей название Острожской. Это издание еще не раз перепечатывалось и являлось официальной редакцией русской Библии до 1740-х годов.
8. Палаш с надписью на латыни «Виват царь Пётр Алексеевич» – рубяще-колющее холодное оружие с прямым и длинным клинком. Датирован 1715 годом, когда шла Северная война России со Швецией. Сначала в петровские времена он был принят в войска как вооружение, а с XVIIIвека использовался как парадное наградное оружие. Необычна гравировка металла: позолоченная рукоять и гарда украшены головами орла и василиска, а на рукояти изображен человек в античной тунике с рогом и двумя собаками у ног. На гарде – Святой Георгий в обрамлении знамен, поражающий дракона. Не оружие, а произведение искусства!
9. Патронная сума обер-офицера лейб-гвардии Преображенского полка, – как бы мы сейчас сказали, контейнер для ношения патронов. Судя по номеру, принадлежала она Евграфу Озерову, который прослужил в полку 23 года и был уволен по болезни в 1761 году. Как утверждают историки, за годы службы ему довелось участвовать во многих исторических событиях, например, в дворцовом перевороте 1741-го. В результате на престол взошла дочь Петра I – Елизавета Петровна. Понимая значения военной верности, шефство над Преображенским полком принимали все российские императоры.
10. Слуцкий пояс всегда был важным статусным атрибутом мужской одежды времен Великого княжества Литовского. Материал, вытканный золотыми и серебряными нитями и отличавшийся значительной длиной, говорил о благородном происхождении и благосостоянии своего владельца. Ткали слуцкие пояса на мануфактуре, которую создал в Слуцке Михаил Казимир Радзивил, исключительно мужчины и даже повязывать их владельцам могли помогать только мужчины. Считалось, что если пояса коснется женская рука, то ткань потускнеет и придет в негодность.
Во времена расцвета мануфактуры на ней работало 55 мастеров и столько же подмастерьев. В год выпускалось около 200 поясов, стоимость каждого могла доходить до тысячи злотых – примерно столько тогда стоили две лошади.
Длина слуцкого пояса, представленного в Историческом музее Смоленска, составляет 382 см. Он четырехсторонний: с одной стороны – золотой и розовый, а с другой – голубой и коричневый. Пояс складывался вдоль. В зависимости от ситуации и цвета наряда могла использоваться определенная сторона пояса.
Всего в мире сохранилось около тысячи слуцких поясов. Как отметил заведующий историческим отделом Павел Тимашков, в собрании Смоленского государственного музея-заповедника находится 24 предмета узорного творчества случан, 22 из них попали в собрание княгини Марии Тенишевой, которая в конце XIX – начале XX века увлеклась коллекционированием русских древностей и произведений декоративно-прикладного искусства. Именно ее коллекции стали основой экспозиции многих музеев Смоленщины, которые сегодня открывают изумительный мир искусства и истории для туристов из многих стран мира.
Игорь Кандраль, фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при размещении гиперссылки