Если что, это обзор старого фильма из 90-х, про новый я уже писал здесь.
Фильм этот я смотрел лет пятнадцать тому назад, и мне он категорически не понравился, показался просто убожеством. И вот вышел новый фильм. Но он настолько плох, что я вспомнил о старом фильме и подумал: «А что, если?..»
Пересмотрел. Моя догадка оказалась верна: старый фильм заиграл новыми красками, актёры заиграли лучше, сюжет стал интереснее.
Это, конечно, шутка из разряда «в старых фильмах актёры играют с каждым годом всё лучше и лучше». Но на фоне новодела старый фильм действительно стал смотреться неплохо, ибо всё познаётся в сравнении!
В нём, конечно, полно недостатков, но в нём есть и некая атмосфера сказки Волкова, которой новодел абсолютно лишён.
Начинается фильм почти идеально. Титры под музыку Евгения Крылатова уносят нас в детство, так уж похожа атмосфера на те сказки, что мы смотрели в 80-х. Канзас, во дворе дома Элли с мамой кормят… фанерных куриц? А что за проблемы были у режиссёра, великолепного Павла Арсенова, подарившего нам «Гостью из будущего»?! Во всей Москве не нашлось три курицы для пяти минут съёмок?! Вот тебе и «святые 90-е»: всех кур в столице сожрали!
Маму играет Ольга Кабо, идеальная мама для этой сказки.
Элли играет Катя Михайловская, очень милая девочка.
Как актриса она звёзд с неба не хватает, но сценарий прописали так, чтобы Кате не приходилось сильно напрягаться, поэтому напротив персонажа Элли тоже ставим жирный «плюсик». (Как вспомню отвратительную истеричку из нового фильма, аж передёргивает).
Небо темнеет, приближается ураган. Элли между прочим спрашивает маму, как попасть в сказку. Мама говорит: зажмурься, и будет тебе щастье. Так что всё, что мы увидим в фильме – не более чем фантазия маленькой девочки, сидящей на крыльце. Потому-то в фильме у неё и эмоции вполне ровные: она, типа, понимает, что всё это понарошку. Хитрый ход, чтобы облегчить участь маленькой актрисы, но он снижает градус восприятия фильма зрителем: раз это фантазия, переживать особо незачем.
И вот мы видим Наталью Варлей, загримированную под колдунью Гингему. Наталья кладёт в котёл некрупного донского сфинкса и вызывает ураган.
Нехорошо, Наталья, нельзя так с котиками.
В это же время Тотошка-переросток, белый комондор, забегает в дом и прячется от урагана под кровать. Элли забегает за ним, дверь от ветра захлопывается…
Я написал «комондор» не потому, что вспомнил фильм про спосение цоревича. Просто так порода овчарок называется. Видимо, всех маленьких чёрных собак в Москве сожрали вместе с курами (благо, одна тушка донского сфинкса сохранилась).
И вот уже Наталье Варлей в образе Бастинды какой-то мужик докладывает: на Гингему упал домик, пилотируемый Феей Убивающего Домика. Средства ПВО не сработали. Стоооп!!! Я что-то пропустил? Может, на кухню выходил?!
Оказывается – нет! Мужик – это ветер, а сцену с падением домика режиссёр не придумал, как показать, поэтому описал её вкратце и в прозе. Те из детей, кто не знаком со сказкой, ничего не поняли, я гарантирую.
Обросший Тотошка заговорил голосом Александра Ленькова, и принёс девочке серебряные туфельки. Причём сказал: «Пожалуйста, не спрашивай, откуда!» Шутка зачётная, выходит, он их с трупа снял!
В десяти метрах от крыльца Элли повстречала Страшилу. Пятнадцать лет назад я не ожидал, что Страшила предстанет в образе бодипозитивного мужика с лёгким безумием в глазах, поэтому он вызвал у меня тогда резкое отторжение.
Сегодня же я смотрел фильм уже подготовленным, поэтому Вячеслав Невинный в роли Страшилы меня вполне устроил.
Пока Элли снимала Страшилу с шеста, из-за стога вышел мутант, подпрыгнул, как Дима Билан, и сказал: «Здравствуйте! Я – лев, и я трус!»
Сразу захотелось сказать: «Нифига себе, сказку сократили!»
Но, вместо этого, я вместе с героями, нараспев протянул: «Здра-авствуй, лев!»
(Шутка, фильм-то не современный, мы тогда ещё не знали, как в коллективе положено приветствовать дефективных).
В книге Лев напал на маленького Тотошку, чем продемонстрировал своё трусливое нутро. В фильме же он решил просто представиться и сразу вывалить нам свою проблему. Или просто очканул на комондора нападать. Что скорее всего.
Страшила поведал про мудрого Гудвина, который живёт в Изумрудном городе и исполняет желания. Раз такое дело, решили идти к Гудвину.
Едва они отошли от дома, как тут же повстречали заржавевшего Железного Дровосека.
Дровосек не стал рассказывать свою сомнительную историю с расчленёнкой из книги, а просто сказал, что он тут рубил дрова для всех желающих, и как-то заржавел.
Тут Павел Арсенов сделал явное упущение: надо было, чтобы Дровосек смеялся: «А! А! А! А!» Ведь в роли Дровосека в фильме снялся Евгений Герасимов – наш любимый робот Вертер!
Элли смазала Дровосеку суставы, он забрал у девочки масло, отхлебнул из горла и выкинул маслёнку, как пустую бутылку из-под пиваса. Странно, в книге у Дровосека маслёнка всегда была под рукой.
Бастинда же, узнав про Фею Убивающего Домика, отправила Людоеда (Валерия Носика), чтобы он съел девочку, а туфельки оставил.
Людоед схватил зазевавшуюся Элли и утащил её в свой дом.
Тотошка всё видел. Он тут же побежал и всё рассказал спутникам Элли. Спутники, услышав такую новость… нет, не бросились спасать девочку, а сели горевать!
И это тоже странно!
А Людоед изливал Элли свою душу, он несколько терзался от одиночества и оттого, что он – людоед. Но от ужина из девочки отказываться не собирался.
В конце концов, друзья пришли к Элли на помощь, Дровосек ворвался в домик и пообещал зарубить любителя африканской кухни, но Людоед самоликвидировался. Как доложили Гингеме, он лопнул от страха.
Как друзья отмывались от останков Людоеда, нам почему-то не показали.
Затем Гингема выпустила из клетки и натравила на путников пять ростовых кукол, изображающих уссурийских тигров. Трудно представить себе что-то более нелепое, чем эта пятёрка тигров, движущихся цепочкой, друг за другом.
Наши герои сначала испугались, а потом просто взяли и… ушли от тигров?!
А Лев потом вернулся, рявкнул на них, и опять ушёл.
Вообще, Лев издаёт довольно странные звуки. То он рычит, то мяукает, а один раз он завыл в голосину. Львы же не воют, или я ошибаюсь?! (Кстати в роли Льва – Вячеслав Невинный-младший).
Но тигры оправились от первоначального шока, построились и зашагали по следам Элли и её друзей. Тогда Дровосек срубил дерево, по которому вся компания перебралась через обрыв, а, когда тигры ступили на этот импровизированный мост, Дровосек ударил топором по дереву, и тигры улетели вниз вместе с мостом. Так их дерево и придавило – строем, всех пятерых.
Тогда Гингема наслала на друзей Летучих Обезьян. Грим обезьян мне внезапно понравился.
Обезьяны подняли Дровосека в воздух и сбросили с высоты, а Страшилу разорвали на части, и смотрится это не очень приятно: Невинный смотрит, как ему отрывают ноги и руки в его же присутствии.
Льва и комондора отправили в клетку, а Элли Бастинда сходу стала упрашивать помыть полы.
Мол, мне ещё детей из школы встречать, давай побыстрее уже всё решим. Шучу, конечно, но это выглядит именно так. Куда режиссёр гнал коней, непонятно. Фильм у него вышел продолжительностью всего-то 1 час и 5 минут.
В общем, Элли плеснула на Наталью водой, та растаяла, и с лёгким сердцем покинула съёмочную площадку.
Замок Бастинды эпично взорвался, Летучие Обезьяны почему-то превратились в людей.
Элли, Лев и комондор отправились дальше, вслух сожалея о том, что Страшила и Дровосек так никогда и не исполнят свои желания. И тут с весёлыми криками откуда-то вышли Дровосек и Страшила. Откуда вышли – не спрашивайте, я сам без понятия. В книге их починили мигуны, но так как население здесь отсутствует, кто это сделал, остаётся тайной. Возможно, обезьянам стало стыдно, и они занялись ремонтом.
Наконец, друзья добрались до Изумрудного города, в котором не было никаких изумрудов, зато был Борис Щербаков. Борис изображал почти каноничного Дина Гиора, правда, ни о какой «роскошной бороде» в данном случае не могло идти и речи.
Гудвин предстал перед странниками в виде отсталой головы, которая что-то невнятно бормотала, словно бомж с похмелья.
Образы головы, прекрасной девы, чудовища и пылающего шара в данном случае были совершенно бесполезны, поэтому вскоре Гудвин Талалаев (Виктор Павлов) вышел к странникам собственной персоной.
Он по-быстренькому раздал всем сёстрам по серьгам: Лев сымитировал, что он пьёт смелость из пустого бокала, Страшиле Гудвин воткнул в голову несколько булавок, предупредив: «Сейчас будет больно!», а Дровосеку вложил в специальный грудной отсек тряпочное сердечко.
Тут же, откуда ни возьмись, появилась Ольга Кабо в образе волшебницы Стеллы, и сказала, что Элли может возвращаться, три раза стукнув каблучками волшебных туфелек.
И тут Элли, особо не заморачиваясь, и даже не сказав друзьям «до свидания», щёлкает каблучками и сваливает из волшебного мира, оставив там на память комондора.
Зашибись финал!
И Элли возвращается к маме! Конец фильма!
Сценаристом данного фильма является Вадим Коростылёв, автор замечательного «Вовки в тридевятом царстве», а также «Айболита-66». («Айболита» я пытался смотреть краем глаза, но ничего не понял, надо как-нибудь взять и посмотреть целенаправленно). То есть, сценарист у проекта был вполне толковый, но что-то пошло не так. Возможно, он впервые прочёл книгу Волкова аккурат перед написанием сценария, и совсем не любил её, как те маленькие зрители, которые сели смотреть фильм по сказке и жестоко разочаровались от просмотра.
И даже вот такому недоразумению современный фильм проигрывает. Как так можно? Абсолютно не понимаю.
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Волшебник Изумрудного города» (1994).