На заседании совета директоров ЦБ по ключевой ставке, намеченном на 24 октября, в лучшем случае стоит ожидать сохранения её на текущем уровне. Однако, исходя из проинфляционного сценария ЦБ, изложенного в документе «Основные направления денежно-кредитной политики на 2026–2028 годы», ключевая ставка может быть повышена до 18–19%.
Это связано с тем, что Центробанк РФ, поставив перед исполнительной властью жёсткие условия сбалансировать бюджет исключительно за счёт операций с доходами и расходами на основе фискальных инструментов — без увеличения плановых заимствований, — рискует столкнуться с эффектом бумеранга. Обоснования регулятора о необходимости таких мер для ограничения инфляции, напротив, приведут к прямо противоположному результату.
Дело не только в увеличении ставки НДС на 2%, которое, по оценкам, принесёт бюджету до 1,5 трлн руб. ежегодно, но и повысит цены на 1–1,5% при общем товарообороте около 60 трлн руб. (за вычетом примерно 10 трлн руб. по социально значимым товарам). Существенное влияние окажут и инициативы Минфина и Минпромторга.
Так, в Госдуму будут внесены законопроекты, предусматривающие:
— введение прогрессирующего НДС (в 2027 г. — 5%, в 2028 г. — 10%, в 2029 г. — 15%) на ввоз в Россию товаров, приобретённых физическими лицами через электронные торговые площадки (по формулировке Минфина);
— или «новый налог для продавцов импортных товаров на маркетплейсах», распространяющийся на все категории, кроме продуктов питания (по формулировке Минпромторга).
Рост цен при реализации этих мер, с учётом доли импорта в непродовольственной рознице (около 45%, или 15 трлн руб.), составит до 2 трлн руб. ежегодно, добавив к инфляции, начиная с 2026 года, не менее 1,5%.
Кроме того, фактически установленный Минпромторгом вненалоговый утилизационный сбор (ожидаемые поступления: в 2026 г. — 1,65 трлн руб., в 2027 г. — 2 трлн руб., в 2028 г. — 2,3 трлн руб.) также приведёт к дополнительному росту цен примерно на 2%.
В совокупности, без учёта косвенных налогов, роста тарифов и иных факторов, новые меры усилят инфляционный импульс примерно на 5%.
С учётом публичного обещания, данного Эльвирой Набиуллиной Владимиру Путину, обеспечить инфляцию к концу 2025 года на уровне 6–7%, можно констатировать, что оно вновь не будет выполнено. Исходя из текущей ценовой динамики, к декабрю 2025 года инфляция составит не менее 8,5–9%, а в 2026 году — не ниже 13–15%.
Исходя из этих показателей, Минфину следует формировать доходную часть бюджета с необходимым запасом прочности, учитывая рост цен на инвестиционные ресурсы и потребность в компенсации по программам льготного кредитования. В противном случае повторятся проблемы бюджета 2025 года, когда очередное невыполнение ЦБ своих обязательств по «таргетированию инфляции» привело к незапланированному росту расходов и увеличению разрыва между доходами и расходами.