Найти в Дзене

Призраки Кремля – кого чаще всего видят в ночных залах и коридорах: духи царей, бояр или даже «черного монаха»?

Оглавление

Московский Кремль — не просто символ государства, ни просто архитектурный ансамбль. Это место, где пересекаются много веков истории, судеб людей, трагедий и торжеств. Не удивительно, что вокруг него сложилось множество легенд — в том числе о призраках, видениях и потустороннем.

В этой статье — обзор того, кого чаще всего «видят» (или кто якобы появляется) в Кремле ночью, что именно за истории об этом существуют, и как к ним стоит относиться.

Что мы знаем

  • Есть книга Ирины Сергиевской «Легенды и тайны Московского Кремля» (2017). В ней собираются не только научные факты, но предания, устные рассказы и легенды, не попавшие в официальные хроники.
  • Музеи Кремля иногда проводят выставки, посвящённые легендам Кремля. Например, выставка «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата». Там показывается, как уже с XIX века возникали и укреплялись мифы, связанные с царями, древними предметами, иногда — мистическими атрибутами.

Таким образом: легенды — реальны как культурное явление; как документированные, достоверные свидетельства призраков — пока нет убедительных. Большинство материалов — фольклор, устные рассказы, газетные заметки, домыслы.

Кого чаще всего «видят»

По легендам именно такие образы встречаются чаще всего:

  1. Цари и князья — особенно те, чья жизнь закончилась трагически, или чья смерть окутана тайной.

    Примеры: Лжедмитрий, иногда — Борис Годунов, прочие царствующие особы, чьи судьбы были драматичны, оставляют сильный эмоциональный след, и поэтому легенды легко «приписывают» им способность появляться после смерти.
  2. Убитые или насильственно умершие бояре, заговорщики, предатели — люди, связанные с дворцовыми интригами. Их образ особенно плотно связан с Кремлём, ведь он — центр власти и местами жестокй политики. В некоторых легендах говорят, что именно в залах Кремля слышны стоны, плач и шаги.
  3. Призраки неблагополучной или трагической судьбы вообще — не обязательно царей или бояр, а людей, страдавших в Кремле, заключённых, узников, тех, кто погиб в пожарах, штурмах, осадах. Это более общий тип: «ведь здесь много крови, много смерти» — и люди с лёгкостью приписывают призракам то, что пугает.
  4. Мифические и абстрактные духи, тени, тёмные фигуры — гораздо реже встречаются конкретные имена, чаще — неопределённые, потусторонние сущности. Например, легенды о “чёрной фигуре” или “силуэтах в балахонах”, о призрачных огнях, возможно, связаны с природными явлениями, тенью, оптическими иллюзиями.
  5. «Чёрный монах» — стоит отдельно. Я не обнаружил надёжных источников, что именно “Чёрный монах” как призрак по имени регулярно появляется в Кремле; чаще — это образ городских легенд, мистических рассказов, менее локализованных. Термин “чёрный монах” используется в разных контекстах, и иногда могут смешиваться разные легенды.

Примеры легенд

  • В одной из легенд говорится, что после смерти Лжедмитрия появляются странные огни по обе стороны его тела, когда его вывели на Красную площадь.
  • Ещё одна история — что на территории Кремля, на Боровицком холме, в прошлом было языческое капище и кладбище, где погребались маги и жрецы — и эти места иногда связывают с призрачными явлениями.
  • В публикациях СМИ иногда упоминается, что “временами слышат шаги”, “слышится плач в зале, где раньше были царские покои” — но обычно без имен, точных дат или источников, что делает такие рассказы трудными к проверке.

Что скорее не соответствует реальности

  • Учёные и историки не подтверждают документально, что призраки царей появляются — ни в одном архивах нет надёжных свидетельств свидетелей (с подписью, датой, именем), которые можно было бы подтвердить.
  • Много рассказов — позднего происхождения, иногда XIX–XX веков, когда интерес к романтическому мистицизму был высоким. Люди склонны придумывать истории, приписывать мистические события старым стенам, кровавым историям.
  • Часто детали легенд меняются: кто видел, в каком зале, в какое время ночи — разные версии одного и того же сюжета. Это говорит скорее об устной традиции, чем о чём-то документально надёжном.

Почему люди верят в призраков Кремля

Чтобы понять, зачем такие легенды возникают и почему живут:

  • Эмоциональная мощь истории: Кремль связан с властью, с предательствами, убийствами, интригами, с женами и детьми царей и бояр, с опальным судьбами — всё это создаёт атмосферу, в которой хочется видеть нечто сверхъестественное.
  • Архитектура и атмосфера: старые коридоры, темнота, кремлёвские башни, залы с большим подземным пространством, непростая акустика — все эти условия создают тени, эхo, неожиданные звуки, которые легко интерпретировать как что-то “необычное”.
  • Устная традиция, рассказы туристов, слухи: часто люди пересказывают то, что слышали, и с течением времени детали добавляются и усиливаются.
  • Культурный интерес к мистике: в российской культуре много романтизма и интереса к “мистике прошлого”; призраки — это способ придать истории драму, загадочность.

Вывод: кого “чаще всего” — по легендам

Если попытаться подытожить, на основе легенд и рассказов, кого чаще всего “видят” в Кремле ночью:

  • Не имена и периоды, а аркетипы: цари / князья / те, кто умер трагически; люди, связанные с властью и интригами; мрачные фигуры, скорее тени, чем конкретный человек.
  • Конкретные исторические личности появляются реже, и часто без детальных достоверных подробностей.
  • Образ “чёрного монаха” скорее принадлежит мифологическому фону, чем конкретной легенде, локализованной именно в Кремле (по тем источникам, что я смог найти).