Найти в Дзене
Лит-ра

«Есть в осени первоначальной...» Почему это нельзя учить во втором классе

В мире детской педагогики существует негласное правило: учебный материал должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка. К сожалению, это правило нередко нарушается, когда речь заходит о заучивании стихов.
На днях с большим удивлением обнаружила, что стихотворение Фёдора Тютчева «Есть в осени первоначальной...» предлагается к заучиванию... во втором классе! Искренне не могла в это поверить! Кому могла прийти в голову настолько несусветная идея?!
Бесспорно, Тютчев — певец природы, гений слова, неподражаемый поэт. И произведение это — прекрасное, музыкальное, живописное.
И все же оно совершенно не подходит для заучивания наизусть второклассниками.
А для начала вспомним эти строки, написанные Тютчевым в 1857 году, по дороге из наследного поместья в Москву. Интересно, что одно из главных «осенних» стихотворений русской классики было написано не осенью. Это произошло 22 августа. Окружающий пейзаж так впечатлил классика, что он достал блокнот и поспешил сделать наброски.
Оглавление

В мире детской педагогики существует негласное правило: учебный материал должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка. К сожалению, это правило нередко нарушается, когда речь заходит о заучивании стихов.

На днях с большим удивлением обнаружила, что стихотворение Фёдора Тютчева «Есть в осени первоначальной...» предлагается к заучиванию... во втором классе!
Искренне не могла в это поверить! Кому могла прийти в голову настолько несусветная идея?!

Бесспорно, Тютчев — певец природы, гений слова, неподражаемый поэт. И произведение это — прекрасное, музыкальное, живописное.

И все же оно
совершенно не подходит для заучивания наизусть второклассниками.

Почему? Давайте разберёмся.


А для начала вспомним эти строки, написанные Тютчевым в 1857 году, по дороге из наследного поместья в Москву.

-2

Интересно, что одно из главных «осенних» стихотворений русской классики было написано не осенью. Это произошло 22 августа. Окружающий пейзаж так впечатлил классика, что он достал блокнот и поспешил сделать наброски.

Но сейчас не об этом. Вернёмся к второклашкам.

Что делает произведение Тютчева неподходящим для начальной школы?

Прежде всего, размер стиха. Тютчев использует пятистопный ямб с пиррихиями. Это сложная ритмическая структура, где чередование ударных и безударных слогов создаёт особую мелодику.

Для взрослого ценителя поэзии это прекрасно, но для ребёнка 8-9 лет такой ритмический рисунок превращается в настоящую головоломку!

Вслушайтесь: «Есть в О-се-ни пер-во-на-ЧАЛЬ-ной / Ко-РОТ-ка-я, но ДИВ-на-я по-РА...». Ребёнок, пытающийся запомнить это, сбивается с ритма, путается и, в конце концов, теряет уверенность в своих силах.

Вторая сложность — меняющаяся схема рифмовки. В первой строфе мы видим перекрёстную рифму, во третьей — опоясывающую! Это высший пилотаж поэтического мастерства, но для второклассника — огромная нагрузка на память.

Обратите внимание и на неравномерную длину строк. Такое чередование создаёт дополнительные трудности при запоминании — ребёнок постоянно ощущает, что что-то не так: то строчка слишком длинная, то слишком короткая.

А что происходит с ребёнком, когда он сталкивается с задачей, превышающей его возможности? Правильно: фрустрация, разочарование, ощущение собственной неполноценности. «Я глупый, я не могу запомнить простое стихотворение», — думает маленький ученик. И вместо того, чтобы полюбить литературу, он начинает её бояться.

Фрагмент картины Ф. Решетникова «Опять двойка»
Фрагмент картины Ф. Решетникова «Опять двойка»

Эмоциональная составляющая здесь не менее важна. Тютчев рисует меланхоличный, философски насыщенный пейзаж, передаёт тонкие оттенки настроения через метафоры и эпитеты. Способен ли второклассник прочувствовать смысл «праздной борозды» или «чистой и теплой лазури»? Большинство детей воспринимают эти образы просто как набор странных, непонятных слов, которые почему-то нужно запомнить.

Заставляя детей заучивать сложные поэтические тексты, мы невольно формируем у них представление о литературе как о чём-то мучительном и непонятном. Вместо радости открытия приходит страх ошибки, вместо любви к слову — отторжение.

Не лучше ли в начальной школе обратиться к поэзии, которая соответствует детскому восприятию? К стихам с ясным ритмом, понятными образами и близкими ребёнку темами? Тютчева же оставить для более старшего возраста, когда ученик сможет по-настоящему оценить его гений.

Любовь к литературе - как и любая другая - не возникает из принуждения. Она рождается из удивления, радости и понимания. Как бы хотелось не отнимать у детей этот шанс, заваливая их непосильными задачами...

А ЧТО ДУМАЕТЕ ВЫ?