Найти в Дзене

Интервью с ветераном СВО Рамилем Мурзахановым

- Рамиль Эдуардович, в данный момент вы являетесь ветераном специальной военной операции. Когда вы приняли решение отправиться в зону боевых действий?

- Несколько лет я служу в Военно-морском флоте. Побывал на семи морях. Когда была объявлена мобилизация, я работал на корабле. В 2024 году понял, что я, как военнослужащий, обязан идти на фронт, увидеть своими глазами, что там происходит. Прошло шесть месяцев службы, и я получил ранение. Все произошло быстро. Нужно было пополнить запасы воды, я взял канистры и направился к колодцу. Казалось бы, все, как обычно, и вдруг, откуда ни возьмись, появился дрон, и я попал под обстрел. Встретил местную «Бабу-ягу»… Левая часть тела была полностью в осколках. Те, которые можно было извлечь хирургическим путем, достали, но в ноге все-таки остались, и от них уже не избавиться. Врачи говорят, что во время операции будут задеты нервы, и, скорее всего, я не смогу ходить и стану инвалидом.

- Недавно на Сабантуйской площади села Мишкино был проведен Кросс нации, где вы заняли третье место в своей возрастной категории. Во время забега осколочное ранение дало о себе знать?

- К сожалению, да. До финиша оставалось несколько метров, и нога занемела. Приходится терпеть боль. Отношусь к этому, как к испытанию. Занятия спортом в юношеские годы научили меня терпению и выносливости. До переезда в деревню Нижнесорокино, я жил в Кайраково, где занимался легкой атлетикой и лыжным спортом. Физическую форму, в любом случае, необходимо поддерживать: проблем у каждого из нас достаточно, а чтобы их решать, нужны силы.

- Когда вы прибыли на фронт, к чему вы не были готовы?

- К тому, что придется идти на крайности. Каждый день я молился, чтобы эта жестокость закончилась. Начал относиться к религии намного серьезнее после одного случая. Я выполнял поясной поклон, и в это время услышал от сослуживцев: «Воздух! Блиндаж!». Как обычно – дроны, а мне нельзя двигаться в этот момент. В моей голове были мысли: «Если суждено, умру». Остался жив…

- После СВО вы продолжили работу военнослужащего. Где теперь служите?

- В Мурманске. Северный флот, но уже на суше. С супругой приехали проведать родителей. Можете меня поздравить, буквально на днях стал отцом. Безумно счастлив, что теперь я папа.

- Находясь здесь, вы посетили Ирсаевскую школу. Как прошла встреча с юными патриотами?

- Приятно было вновь увидеться с учителями, директором Анатолием Александровичем Назмиевым. С Ирсаевской школой у меня сохранились только хорошие воспоминания, несмотря на то, что учился здесь всего лишь год. На встрече с обучающимися я был в военной форме, ребята смотрели на медали, интересовались, как они называются. Чувствовалось уважительное отношение с их стороны. Постарался кратко рассказать, как проходила моя служба. Обо всем говорить детям нельзя. Война – дело страшное. Это смерть, кровь, стрельба… Главное сейчас, чтобы дети учились, занимались своим образованием, участвовали во всевозможных мероприятиях в школе, общественной жизни района. Я три года выступал в народном ансамбле танца «Эрвел», недавно встретился с молодым составом, спасибо Ирине Елисеевне Имаевой за приглашение. Когда учился в Мишкинском агропромышленном колледже, тоже активно принимал участие в мероприятиях.

- Какой у вас был позывной?

- Рэм. Рамиль Эдуардович Мурзаханов, нужно сложить первые буквы инициалов. Позже мне рассказали, что в нашем же подразделении был боец из Сибири с таким же позывным, но он погиб. Из нашей республики были «Башкир», «Сага», служили вместе. Вместе с нами были и дагестанцы, и удмурты. Наш старшина был из Армении, позывной - «Ворчун». Огромная ему благодарность за то, что помогал в тыловой линии, без него мы бы не смогли выполнять боевые задачи. Кстати, встретил его в Мурманске. Я так был рад увидеть его снова. Такие встречи с сослуживцами дорогого стоят – живые, на своих ногах.

- Как специальная военная операция повлияла на вашу жизнь?

- Больше начал ценить жизнь. Не хочу терять время на какие-то бессмысленные разборки. Что я могу сделать сегодня хорошего, полезного для меня, моей семьи, близких, общества? Вот, о чем надо думать.

- Рамиль Эдуардович, вам 25 лет, но за вашими плечами большой жизненный опыт, а на военной форме довольно серьезные награды, и к тому же вы обучаетесь в республиканском проекте «Герои Башкортостана». Расскажите об этой программе поподробнее.

- Это высшая школа государственного управления для участников и ветеранов специальной военной операции, чтобы в будущем они могли работать в органах власти и местного самоуправления, организациях и предприятиях. Что касается наград, самая высокая из них – это медаль Александра Суворова, также я награжден «За воинскую доблесть» II степени.

- Мы все верим в победу. Вернутся наши земляки, участники СВО. Как вернуться в мирную жизнь после ожесточенных боевых действий?

- Найти смысл жизни, осознать, для чего жить. Что-то делать, двигаться, развиваться, не терять себя. У кого есть семья, это хорошо, значит, солдат знает, ради чего он живет. Но если семьи нет, то попробовать просто помогать другим, заниматься волонтерской деятельностью, быть примером для молодого поколения, например, в спорте. Человек нуждается в чувстве собственной ценности. Каждый из нас хочет быть нужным. Специальная военная операция – это испытание. Главное - остаться человеком. Сохранить в себе добро, веру. Не терять надежду, особенно на фронте. Моральная поддержка с тыла очень важна. Когда мы получали письма с гумконвоем, слова благодарности от детей доводили до слез даже самого закоренелого бойца и, действительно, поднимали боевой дух. То, что делают наши тыловики, жители района, старшее и молодое поколения, это огромная работа. Спасибо каждому, кто занимается сбором гуманитарной помощи, плетет сети, приобретает необходимые вещи бойцам, не жалея денег и сил. Большое человеческое спасибо! Победа будет за нами!