Найти в Дзене

Светский Раут в особняке Хомича – Кофейная история

Хотите побывать в старинном особняке и познакомиться со нравами дореволюционной России? Тогда наш музей может предложить Вам сразу два повода. Каждую пятницу в 17.00 в Изумрудном доме устраивается «Девичий чай», где Вы можете примерить женские, мужские и детские костюмы представителей томского высшего света, сфотографироваться в столетней усадьбе архитектора Станислава Хомича и, конечно, многое узнать про одежду и нравы конца XIX – начала XX вв. от хозяйки Салона Преображений «Мадам Фламинг» (предварительная запись по телефону 23-58-73). Также этой осенью на Светском Рауте Вы сможете познакомиться с дворянскими увеселениями, в том числе с гаданием на кофейной гуще. Потому мы снова осмелимся предложить Вашему вниманию письмо госпожи Ксении Зеленовой, фигуры вымышленной, но разбирающейся во всем понемногу, в том числе в кофейной жизни старого Томска. (текст письма является выдумкой, основанной на материалах томских газет) *** Дражайшая Мари! Недавно у нас были гости, и им подавали привез

Хотите побывать в старинном особняке и познакомиться со нравами дореволюционной России? Тогда наш музей может предложить Вам сразу два повода. Каждую пятницу в 17.00 в Изумрудном доме устраивается «Девичий чай», где Вы можете примерить женские, мужские и детские костюмы представителей томского высшего света, сфотографироваться в столетней усадьбе архитектора Станислава Хомича и, конечно, многое узнать про одежду и нравы конца XIX – начала XX вв. от хозяйки Салона Преображений «Мадам Фламинг» (предварительная запись по телефону 23-58-73). Также этой осенью на Светском Рауте Вы сможете познакомиться с дворянскими увеселениями, в том числе с гаданием на кофейной гуще. Потому мы снова осмелимся предложить Вашему вниманию письмо госпожи Ксении Зеленовой, фигуры вымышленной, но разбирающейся во всем понемногу, в том числе в кофейной жизни старого Томска.

(текст письма является выдумкой, основанной на материалах томских газет)

***

Дражайшая Мари!

Недавно у нас были гости, и им подавали привезенный батюшкой яванский кофе. Хорош ли этот кофе с его ореховой и дымной нотой? или стоило бы добавить в него больше цикория? или пить на венский манер со взбитыми сливками? Мнения разделились, но все понемногу вспоминали разные курьёзы. Батюшка вспомнил, что обычай пить кофе в наши края привез прадед Пушкина, Абрам Ганнибал, но сам же выразил скепсис по этому поводу и назвал виновными в распространении этой «петербургской забавы» нижегородских купцов с их ярмаркой.

Один из гостей, В., сказал, что в его молодости кофе звали «утехою старушек» (смех в том, что сам он молод и от кофе никогда не откажется). Его слова задели бабушку, и она, словно пикируясь с ним, рассказала много любопытнейшего. В её молодости любителей кофе обвиняли в том, что они чересчур франтоваты и далеки от родных обычаев. Сама она, будучи блистающей звездой балов, посчитала это вызовом своему вкусу и потому пила только лишь кофе, хотя в те годы он не особо ей нравился. Бабушка дала нам совет, что кофе будет хорош, только если подавать его в серебряной посуде и с «хранцузским ситечком» внутри. Она часто вздыхает, что в её молодости ели и пили с серебра, потому не знаю, стоит ли верить её советам…

В наших семейных турках кофе, как мне кажется, самый лучший! Но ещё кофе хорош у моей дражайшей подруги Л., в доме которой кофе варит её маменька при гостях, сразу в бульотке на звериных лапах и на синем спиртовом пламени – это просто священнодейство какое-то!

А недавно я увидела у нашей кухарки Меланьи кофейник из меди, граненый и с таким горлышком, словно его корова жевала. Но Меланья так нежно прижимала его к груди, что я поняла, как невероятно дорог ей этот предмет. Купила она его несколько лет назад в магазине Баукина, который в доме Вяткина на Почтамтской, а в руках держит так, будто достался ей по наследству. Признаюсь, я тоже нашла в нём свою прелесть – от времени стенки его покрылись патиной, и с этими разводами кофейник кажется сделанным из полированного эбенового дерева.

Но мне дорог и наш фарфоровый кофейный сервиз, который сработали на фабрике Кузнецова - недавно у нас в городе магазин его открыли. Весьма удобно попросить у приказчика каталог и выбрать все по своему вкусу. Батюшка так и сделал: сначала выбрал набор «тет-а-тет», потом подумал и ещё заказал к нему чашек с блюдцами, чтобы вся семья могла собираться за одним столом, за одним фарфоровым чудом. Мне нравится глубокий зелёный цвет этого сервиза, изящные витиеватые ручки, а золочёный декор и античные пары на фоне райских кущ приводят меня в восторг. Я всегда воображаю, что это наша, сибирская природа нарисована неизвестным мне художником. А матушка считает, что это картинка – в манере знаменитой Ангелики Кауфман. Да ты и сама его увидишь, когда будешь гостить у нас в следующий раз, если, конечно, не выберешь голубой веджвудский сервиз «эгоист».

Дальше беседа пошла о вкусах, хоть и говорят, что о них не спорят. Бабушка сказала, что ей всегда был больше по вкусу мокко из Аравии, потому что есть в нем привкус шеколада. Другой гость батюшки, господин Д., сказал, что сам он любит дымный кубинский кофе и пьет по-немецки без цикория, в то время как всё его семейство требует кофе бурбон, в котором им чудится вкус наших сибирских ранеток. После чего Д. грустно добавил, что Фортуна не на его стороне в кофейных покупках – всё время попадается нехорошее зерно, хоть заменяй всё цикорием и больше масла при жарке добавляй. На что бабушка пошутила, что тогда это будет не кофе, а каша из цикория.

Погода на следующий день стояла теплая, и даже матушка решила покинуть свою уединённую обитель. Мы уже помирились и отправились в кондитерскую Бронислава на Магистратской в доме №4. Иногда мне кажется, что выбор у него даже слишком велик – глаза разбегаются! Пришлось ограничить свой аппетит, и всё же взяли мы чересчур много: мятные пряники и торт «микадо», заказали бланманже с миндалем, а ещё конфекты, упакованные в милые бонбоньерки, – подарю крёстной. Для тебя я взяла гостинцем шеколадную соломку – пальчики оближешь! Модный «Любительский» кофе, правда, закончился перед нами (приказчик предложил выписать его из Москвы, с фабрики Ивана Иванова), а цельное жареное и молотое зерно нам не понравилось ни видом, ни запахом. А может, просто погода стояла слишком теплая, и мы хотели ещё погулять по Томску.

Там же мы посмотрели брошюру кофе «Здоровье» Марии Годзелинской (тоже из Москвы) с портретами двух дам. Это оказалось занятнейшее чтение! Мы так смеялись от историй, что уж и забыли, что это брошюра о кофе, пока не добрались до рекламы американского зубного порошка доктора Белла – это несколько расстроило мою матушку, ведь кофе и вправду чернит зубы.

Мальчишка на улице громко скандировал, что нынче будут подавать в ресторане «Россия», и я, думая о прошедшем вечере, лишь потому обратила на него внимание, что он прокричал «кофе»! Оказалось, мальчишка рекламировал новое пирожное «кофе по-испански». Однако, там слишком дорого, а сладостей мы и так набрали порядком.

В бакалейном магазине Козьминой на Большой Подгорной (в доме №26) мы купили по банке «Жоржа Бормана» и «Ншан Тер-Карабедян». Про судьбу кофейной банки «Бормана» я знаю наперед – кухарка насыплет в неё рис, а в банку «Бормана» из-под риса – сахар. Ей кажется, что так кухня останется лишь её царством и владением, потому что никто другой там не сумеет разобраться. И всё же, хочу тебе сказать, реклама – ужасное дело! Мы не собирались брать ещё сладостей, но, когда рядом лежат бормановские конфекты «Мурка», «Жмурка» и «Грибочки», сияя оберткой, кто же устоит? Рачительная моя матушка здраво сказала – оставим лишнее на гостинцы и будущие праздники. Когда ты приедешь ко мне, тоже устроим праздник, и я покажу тебе подарок, который подарил мне Н. И сходим с тобой в Рижскую кофейную, в дом Крюгера на Магистратской? Там такие вкусные виноградные пирожные!

Ах, совсем забыла написать ещё кое о чем. На будущий Раут к Хомичам приглашена известная гадалка, которая особенно ясно читает будущее на кофейной гуще, а если и не угадывает, то это такой спектакль, которого всю жизнь не забудешь. А ведь я с Л. ходила в Татарскую улицу к одной гадалке. Она увидела в моей чашке овал, знак скорого предложения руки и сердца, и птицу – моё будущее счастье. Интересно, повторятся ли эти знаки на Рауте?

Прощаюсь с тобой, милая моя подруга, и жду ответного письма,

Ксения.

***

Кофейник из кофейного сервиза. МИТ КП 723/2.
Владимирская губерния, Дулёвский фарфоровый завод «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова», 1910-е гг. 
Фарфор, деколь, позолота. Высота - 22,7 см. Поздний венский стиль (в манере Ангелики Кауфман).
Кофейник из кофейного сервиза. МИТ КП 723/2. Владимирская губерния, Дулёвский фарфоровый завод «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова», 1910-е гг. Фарфор, деколь, позолота. Высота - 22,7 см. Поздний венский стиль (в манере Ангелики Кауфман).
Газета «Томский листок». №1 (1 января 1897 г.)
Газета «Томский листок». №1 (1 января 1897 г.)
Газета «Томский листок». №61 (17 марта 1901 г.)
Газета «Томский листок». №61 (17 марта 1901 г.)
Газета «Сибирская жизнь». №36 (15 февраля 1905 г.)
Газета «Сибирская жизнь». №36 (15 февраля 1905 г.)
Газета "Томский листок". №204 (21 сентября 1897 г.)
Газета "Томский листок". №204 (21 сентября 1897 г.)

***

Использованные источники:

Детективная история с ароматом утреннего кофе // Музей истории Томска

https://vk.com/muzeum_tomsk?w=wall-16690880_14323

17 апреля, в день итальянского эспрессо... // Музей истории Томска

https://vk.com/wall-16690880_14577

Газета «Томский листок»:

№1 (1 января 1897 г.)

№204 (21 сентября 1897 г.)

Газета «Сибирская жизнь»:

№61 (17 марта 1901 г.)

№36 (15 февраля 1905 г.)

Бритенкова Л.В. Самовары-кофейники и кофейные традиции имперского Петербурга

https://www.samovarmuseum.ru/o-samovarah-i-bulotkah/samovarcoffeepotspeterburg/

Булгакова А. «Хранители напитков»: ремесло, соперничающее с искусством // Поиск. Версия. Атрибуция. 2015. №02 (10).

Волынец Алексей. «Хлебали ложками, как щи»: история кофе в России

https://profile.ru/lifestyle/xlebali-lozhkami-kak-shhi-istoriya-kofe-v-rossii-62212/?ysclid=mfta86n67e590830783

Некрасова Анастасия. Кофе в дореволюционной России

https://yarcenter.ru/articles/history/kofe-v-dorevolyutsionnoy-rossii-69915/

Проданик Н.В., Таранов Д.П. Кофе в русской лирике начала XIX века : семантические акценты и семиотический потенциал // Слово. Текст. Контекст. 2022. № 2 (10). С.46-52.

Ржановъ Н. Китайский чай. Москва: Типографiя В.Готье, 1856. 59 с.

***

Текст подготовила Котенко Александра

#музейисториитомска #музей #раут