Понятие "тело" можно отнести к любому из нескольких носителей проявленности, которые эго, или "Я" испускает из собственной сущности, чтобы те служили посредниками его самовыражения, деятельности. В отношении человека - наиболее выраженными телами являются - физическое, витальное, астральное, эмоциональное. Эти тела не всегда доступны обычному зрению или чувственному восприятию.
Разум представляет собой совокупность многочисленных инстинктов и побуждений, оживленная или ускоренная лучом рациональной энергии исходящим из того, что древние называли "Я" - духовой Сверхсущности к которой крепится личность. Разум является посредником между духом и телом , средоточием их общности. Положение , которое разум занимает в человеке - посередине между незримой причиной и видимым следствием - положило начало почти всем мировым религиям.
Душа - понятие, в которое вкладывают самый разнообразный смысл. Чаще всего слово "Душа" считают синонимом "Духа", однако "Душа" это интуитивное тело, которое человек выстраивает в процессе накопления опыта. Душа это - духовное золото, получаемое посредством трансмутации низших инстинктов и эмоций.Универсальность духа проявляется в его способности преодолевать противоположность между частным и всеобщим, между личным и сверхличным. Это не означает подавления индивидуального общим, а наоборот – конкретизирует личность в её единственности.
Духовная природа человека целостна и всеобща, в отличие от души, которая всегда фрагментарна и частична. Именно дух вносит единство и смысловую связь в душевную и телесную жизнь человека, выводя его за пределы ограниченного пространства и времени.
Важнейшие характеристики духа:
- Аксиологический характер (дух есть истина, красота, добро, смысл, свобода).
- Трансцендирующая сила (способность выходить за пределы и границы).
- Свобода от детерминации.
- Способность к имманентному присутствию в человеке.
Важно понимать, что универсальность духа не противопоставлена телесному или материальному. Духовность не отрицает телесность, а преображает её, достигая высшей качественности целостного человека.
Личность реализуется через победу духа над хаотическими душевными и телесными элементами. При этом дух неотрываем от человеческого элемента и действует в соединении с ним, воплощая тайну богочеловечности.
Соборность как проявление духовного единства людей также подтверждает универсальность духа. Она означает качество общности личностей, где «мы» не существует вне этих личностей, а является их имманентным качеством, пронизанным духовностью.
Таким образом, универсальность духа проявляется в его способности объединять в себе личностное и всеобщее, частное и целостное, создавая уникальную основу для развития человеческой личности.
Дух означал Жизнь, но жизнь не в ее физическом аспекте запаса сил, а Всеобщее Жизненное Начало, которое проницает, оживляет и поддерживает все сущее..Дух универсален, он не принадлежит какой то личности , но присутствует во всех личностях. В Духе завершается любое многообразие, он неделим. Люди это множество разных личностей, разнящихся по форме, но нераздельных в Духе.
Продолжение следует