Горно-геологический консалтинг пришел в Россию в 1990-х годах. До этого, в условиях плановой экономики, когда все предприятия находились в государственной собственности, а их финансирование строго контролировалось соответствующими министерствами, потребность в подобных услугах отсутствовала.
В 1990-е годы начал появляться частный бизнес, в том числе и в горнодобывающей промышленности. В то время сделки “M&A” назывались приватизацией и осуществлялись без отчетов Компетентного лица, однако дальнейшая жизнь предприятий или освоение новых месторождений требовала привлечения финансирования на стандартных рыночных условиях.
В тот период в России не было экспертов, способных подготовить отчёты по оценке ресурсов и запасов или провести технико-экономический аудит проектов. Безусловно, российские специалисты обладали значительным профессиональным опытом, но у них отсутствовало понимание сути работы консультанта, поскольку никто ранее не занимался подобной деятельностью.
Консультант должен уметь видеть не только «черное» и «белое» – соответствует проект требованиям регламентирующих документов или нет, есть запасы или нет. Он должен уметь объективно оценивать вероятность и влияние различных рисков и факторов на успешность реализации проекта и его экономические показатели. Иными словами, консультант должен смотреть на проект глазами акционера или банкира.
Надо сказать, что еще в 2010-х годах, когда я начинал свою карьеру в горно-геологическом консалтинге, я регулярно сталкивался с тем, что специалисты на предприятиях не понимали, чем мы занимаемся, почему для этого необходимо привлекать иностранных экспертов и зачем им так много платить.
В советское время не все предприятия умели считать деньги, развитой финансовой культуры просто не было – ведь прибыль шла в бюджет, а не акционеру. Это нередко приводило к перекосам в технических решениях. Инженерам было проще заложить дополнительные резервы, чтобы гарантировать бесперебойную работу – уголь же выдаем, значит все в порядке, а отсутствие прибыли при этом никого не беспокоила. Ситуация кардинально изменилась в 1990-е годы. Акционеры стремились выжать из предприятий максимум, экономя на всём, поскольку жили в условиях постоянной неопределённости и ориентировались исключительно на краткосрочную выгоду. При этом мало кто задумывался о том, что такие действия в долгосрочной перспективе снижают стоимость компании и ее доходы.
Независимые консультанты должны были выявлять все риски и недостатки в стратегии предприятия, а также оценивать реальную экономику месторождений. Тогда же начался процесс размещения российских компаний на мировых фондовых биржах, где отчет независимого Компетентного лица являлся обязательным требованием. По сути, Нью-Йоркская и Лондонская биржи способствовали созданию и развитию культуры независимого консалтинга в России.
Отвечая на вопрос о высокой стоимости услуг консультанта, следует отметить, что на самом деле она вполне обоснована. Консультант несет финансовую и дисциплинарную ответственность за результаты своей работы. Финансовая ответственность подразумевает возмещение убытков, понесенных кредитором или инвестором по вине консультанта. Дисциплинарная ответственность предполагает возможность исключения из ассоциации экспертов. Такой уровень ответственности требует привлечения в команду Консультанта только лучших специалистов, чьи услуги не могут стоить дешево.
Со временем российские эксперты переняли опыт зарубежных компетентных лиц, их методы, культуру, принципы независимости и подход к оценке рисков, получили членство в международных институтах, входящих в ассоциацию CRIRSCO, и право подписи отчетов. Это привело к снижению потребности в иностранных экспертах. Однако сохранился стереотип о том, что настоящим Компетентным лицом может быть только иностранный специалист. Изначально российские предприятия относились к иностранцам с недоверием, но, оценив качество их работы, сформировали устойчивое мнение, что только иностранные эксперты способны проводить технико-экономический аудит и оценку ресурсов и запасов по Кодексу JORC.
Период с 2015 по 2020 год стал временем разрушения этого стереотипа. Российские финансовые организации и частные инвесторы стали больше доверять отечественным экспертам. Причина такого изменения проста – мы лучше ориентируемся в регуляторных особенностях российской горнодобывающей отрасли: аспектах охраны окружающей среды и землепользования, степени влияния социального окружения, особенностях исходно-разрешительной документации и инфраструктуры регионов. В этих аспектах заключено множество рисков и объективно оценить их вероятность и последствия способен эксперт, хорошо знакомый со спецификой отрасли.
В компании CMT Consulting, еще со времен работы под брендом SRK Consulting, традиционно сильное развитие получило направление полевых исследований. У нас сформирована команда опытных геологов, гидрогеологов и геомехаников, имеется собственная база оборудования и признанные в отрасли методики. Благодаря этому мы часто знакомы с проектом еще со стадии разведки, что позволяет нам лучше понимать его специфику и точнее оценивать риски.
В связи с признанием ценности российских специалистов началась работа по созданию кодекса НАЭН, стало активно развиваться Общество экспертов России по недропользованию (ОЭРН).
Несмотря на это, процесс смены стереотипа шел медленно. Сила привычки оказалась серьезным препятствием на пути к переменам. Однако 2022 год значительно ускорил этот процесс, лишив клиентов выбора между иностранными и российскими экспертами.
Сегодня отчёты с оценкой ресурсов и запасов, подписанные российским Компетентным лицом, или технико-экономические аудиты востребованы ведущими банками РФ. Можно даже сказать, что банкам удобнее работать с российскими экспертами, поскольку они лучше знакомы с российской реальностью. Это вполне логично, ведь банк или инвестор также заинтересованы в справедливой оценке проекта.
Российская команда экспертов CMT Consulting успешно выполнила уже более 20 проектов по техническим аудитам и оценке запасов для банков под новым брендом. Мы видим, что сегодня в горной отрасли важны не иностранные специалисты, а компетентные эксперты и надёжные партнёры. Нас ценят также за то, что несмотря на санкции и резкие организационные изменения, мы остались на рынке, сохранили сильную команду и выполнили свои обязательства даже в самые сложные периоды внутренней перестройки.