И вдохновивший странное аскетическое движение
Святой Симеон Столпник (Симеон Стилит Старший) с ранних лет проникся христианством. Глубоко тронутый Нагорной проповедью, он поступил в монастырь в шестнадцать лет, решив посвятить жизнь Богу. С самого начала Симеон отличался необычайным стремлением к аскетизму. Он искал тишину, одиночество и полное отрешение от мира.
Со временем его крайняя преданность самоуглублению стала тревожить других монахов. Некоторые посчитали, что он чрезмерен в своих подвигах и не способен к общинной жизни, ведь монашество предполагает братство и совместное служение.
«История в деталях» — телеграм канал для тех, кто любит видеть прошлое без прикрас, через неожиданные факты и забытые мелочи. Погружайтесь в историю так, как будто вы там были. Подписывайтесь!
После этого Симеон удалился в хижину на время Великого поста — сорок дней — и, как утверждали современники, провёл их без пищи и воды. Когда он вышел наружу, измождённый, но живой, это сочли чудом. С тех пор о нём заговорили повсюду. Его стали искать — римляне, христиане, скептики — прося совета, молитвы или заступничества.
Толпы поклонников начали буквально осаждать Симеона, и это сводило его с ума. В поисках покоя и тишины он бежал в сирийскую пустыню. В руинах древнего города Таланиссы он наткнулся на высокий каменный столп. Он пережил множество бурь и катастроф и стоял, как символ стойкости. На его вершине, широкой и плоской, Симеон, наконец, нашёл то, чего искал всю жизнь, — уединение.
Он решил взобраться на этот столп и провести там остаток жизни.
Жизнь на вершине
Симеон послал весть своим ученикам и последователям, чтобы они пришли и увидели его новое жилище.
С этого момента он жил на вершине старого руинированного столпа. Ученики приносили ему еду, воду и священные книги. Симеон молился, медитировал и обращался к людям, которые собирались внизу.
Толпы продолжали приходить. Люди по-прежнему стремились увидеть святого, но теперь он стал живым символом крайнего аскетизма.
Поначалу старшие монахи, знавшие Симеона раньше, относились к этому поступку с подозрением. Им казалось, что он совершил горделивый поступок, желая привлечь внимание, а не смириться перед Богом. Чтобы проверить его намерения, они решили испытать его. Они отправились к нему и попросили спуститься вниз. Если бы он согласился, значит, его подвиг был искренним, и столп не был символом гордыни. Если бы отказался — они бы свалили столп и осудили Симеона за грех высокомерия.
Симеон согласился спуститься. Этот момент стал переломным. Его готовность подчиниться братьям показала, что он не держался за столп из тщеславия. Тогда монахи убедились в его смирении и позволили ему остаться на вершине.
Слава против воли
Симеон не стремился превратить свою жизнь на столпе в публичное служение. Но, как он говорил, «на всё воля Божья». Его слава распространилась далеко за пределы Сирии. Толпы снова начали стекаться. Он пытался уйти — нашёл другой столп, повыше, — но люди следовали за ним. Тогда он увеличил высоту своего столпа до пятнадцати метров. Но и это не помогло. В конце концов, он смирился и принял своё предназначение — служить людям, не сходя с вершины.
Симеон молился, благословлял, давал наставления и даже переписывался с правителями. Среди его корреспондентов были императоры Феодосий и Лев, святая Женевьева Парижская и патриарх Домнин II.
Его образ вдохновил других монахов и отшельников. Они тоже начали воздвигать собственные столпы и жить на них в молитве и одиночестве, полностью завися от щедрости верующих. Хотя некоторые, возможно, делали это скорее ради славы, чем ради Бога.
Конец и наследие
Симеон умер на вершине своего столпа. К этому времени место его подвига превратилось в святыню. Вокруг основания возвели двойную стену, чтобы защитить святыню от толп паломников. Женщинам запрещалось заходить за вторую стену.
Платформа на вершине выросла до площади примерно пятнадцать на пятнадцать метров, с балюстрадой и простейшей мебелью.
Симеон умер во время молитвы. Его тело сначала обрели почести прямо на столпе, а затем похоронили неподалёку. Он умер в 459 году нашей эры, в возрасте 68 лет.
К тому моменту он провёл на вершине столпа от 32 до 42 лет — большинство источников сходятся на цифре 36 лет. Это невероятно долго.
Представьте — десятилетия, проведённые в одиночестве, на ветру, под палящим солнцем, на крошечной площадке над землёй. Это кажется почти невозможным даже для воображения.
Рождение нового пути
Слово столпник (или стилит) происходит от греческого stylos — «столп». После смерти Симеона движение стилитов распространилось по Сирии и всему Леванту.
Симеон был канонизирован и почитается Восточной католической церковью, Древневосточными православными, Восточноправославной и Римско-католической церковью.
Смысл его подвига
Истинная мораль этой истории проста:
если Бог избрал тебя, ты не сможешь уклониться от Его воли, как бы далеко ни бежал.
Пророк Иона пытался сбежать — и оказался в чреве кита.
Симеон пытался скрыться от людей — и оказался на вершине столпа, обращаясь к тысячам.
Он стремился к уединению, но стал проповедником. Хотел тишины — а получил тысячи слушателей.
Так и случается, когда человек пытается избежать предназначенного ему пути.
Сегодня имя святого Симеона Столпника мало известно среди протестантов и современных христиан, но его жизнь и служение остаются поистине уникальной и вдохновляющей страницей истории веры — напоминанием о том, что даже в самых странных формах человеческого подвига может проявляться глубокая преданность Богу.