Найти в Дзене
Подземелье дяди Вани

Контрзаклинание в ДнД: как сказать «нет» чужой магии

Оглавление

Всем доброго времени суток. Дядя Ваня с вами! В этой статье разберём, как говорить чужой магии твёрдое «нет», каким слотом хлопнуть по пальцам, и как не превратить героический контр в жалобное «ой». Садись ближе, не шурши свитками — сейчас будет практично, как молоток и чуть-чуть язвительно, как я по утрам.

Контрзаклинание [Counterspell] в ДнД — это кнопка «выкл.» для чужой магии. Нажал реакцией — и чьи‑то великие планы рассыпались в пух и прах. Из всех трюков у магов в бою этот самый ломовой: правильно воткнул — и враг потратил действие и слот, а в итоге — лучше бы покурил. Естественно, работает это только против заклинателей. Против парня с топором оно, как зонтик в шахте.

Как это вообще работает

  • Кастуется реакцией по существу в 60 футах, которое прямо сейчас накладывает заклинание. Компоненты — только соматика: слов не надо, но нужна свободная рука. Связан по локти — извини, придется подставлять вторую щеку.
  • Кому доступно: чародеи, колдуны, волшебники; паладины Клятвы Искупления и Клятвы Стражей; барды через Магические Тайны. В общем, весь клуб “я ненавижу чужие фаерболы”.

Механика, по‑людски

  • Если цель кастует заклинание, уровень которого ниже или равен слоту твоего Контрзаклинания — отмена с ходу. Никаких спасбросков, никаких «а вдруг». Просто хлоп — и нет.

Пример: Родрик-волшебник кидает Контрзаклинание 3‑го уровня и гасит Фредерикин Фаербол 3‑го уровня. Фредерика остаётся с промокшими дровами и без спичек.

  • Если цель швыряет заклинание выше уровнем, чем твой слот Контрзаклинания — бросаешь проверку способности с модификатором твоей заклинательной характеристики… интеллекта/харизмы/мудрости (у кого что). Сложность = 10 + уровень вражеского заклинания.

Пример: Родрик контрит Фредерикину Цепную молнию 6‑го. Кидает d20 + Инт, СЛ 16. Абъюры‑заучки из школы Ограждения могут подкрутить шансы — у них там свои хитрости.

Контрить Контр — можно

  • Да, Контрзаклинание можно контрить Контрзаклинанием. Сначала Фредерика кастует Фаербол, Родрик контрит, Фредерика контрит его контр — разбираем в обратном порядке. Контр Фредерики отменяет контр Родрика, Фаербол летит дальше. Цепочка может длиться, пока у всех не закончатся реакции и нервы.
  • Реакции обычно не упираются в лимит «одно заклинание в ход» — особенно вне твоего хода. Но если на своём ходу ты уже бахнул заклинание бонусным действием, есть нюанс правил: второй уровневый в этот же ход тебе не дадут.

Границы чудес

  • Нельзя контрить то, что уже наложено. Если друид заранее вызвал Призыв молнии [Call lightning], а потом тратит действие, чтобы грохнуть очередной разряд — это не новый каст, контрить нечего.
  • Дистанция всего 60 футов. Многие враги любят кидаться магией издалека. Хочешь достать — метамагия Distant Spell удвоит до 120 футов.
  • Цели — только существа. Если магическая колонна/руна/ловушка шмаляет Фаерболом — это не существо, твой контр мимо кассы. Зелье скорости тоже мимо: это не каст, это химия. А вот жезлы, посохи, кольца и прочая филигрань, через которые именно существо «кастует заклинание» — такое можно контрить.

Зачем все так его любят

  • Потому что одной реакцией ты превращаешь вражеский выпад в пук. Это как щёлкнуть по носу архимагу: приятно и полезно.
  • Минус: против мужика с дубиной бесполезно. Плюс: против мага — лучший друг, после щита и крепкой брони.
  • Контрзаклинание — ремень строгого батяниного режима: прекращает веселье сразу. Учи тайминги, держи свободную руку и не жадничай слотами, когда на тебя летит что‑то яркое, громкое и очень смертельное.
-2

Нужно ли сначала опознать заклинание, чтобы его контрить?

Короткий ответ: нет. Увидел, что кто-то начинает шаманить с руками/словами — хватай Контрзаклинание и бей по пальцам. Всё. Опознание не обязательно.

По уму:

  • В Xanathar’s сказано: опознать заклинание — это реакция. А Контрзаклинание — тоже реакция. Две реакции за раунд тебе не выдавали, так что «опознать и тут же контрить» — это из сказки про эльфийские пенсии.
  • Значит, контришь по сути вслепую. Увидел жесты и бормотание — щёлк! Это как мухобойкой в темноте: может и мимо, но если попал — то всмятку.
  • Иногда Мастер добрый и подскажет. Типа: варлок узнаёт «Удержание личности», потому что такое-же у него в списке. Но это не правило, это милость сверху.
  • Даже не зная, что именно кастуют, контрить обычно выгодно. Ты тратишь реакцию, враг — целое действие. Хороший обмен. А если поймал что-то реально опасное — спас партию от ковша с кипятком.

Dispel Magic (Рассеивание магии) против Counterspell (Контрзаклинания) — кто тут батя?

В бою чаще рулит Контрзаклинание. Оно не даёт магии вообще случиться, обнуляет ход противника и твое действие цело. Приятно, как найти золото там, где копал картошку.

Но Рассеивание магии [Dispel magic] — это не «младший брат, который таскает сумки». Это рабочая лошадь:

  • Кастуется действием, действует на существо, предмет или магический эффект и снимает с цели все соответствующие чары: до 3 уровня — автоматом, выше — через проверку. Дальность 120 футов — то есть можно махать руками из безопасного угла, как дирижёр.
  • Решает задачки вне боя: мерцающая колонна бьёт током? Снял чары — и пошел дальше. Висят магические сопли в воздухе — тоже туда же.
  • Есть у половины книжного клуба: артифайсеры, барды, клерики, друиды, паладины, сорки, варлоки, визарды. Особенно вкусно классам, которые умеют перекидывать выученные спеллы по ходу кампании.

Почему Контрзаклинание так сильно:

  • Реакция и упреждение. Ты выдёргиваешь вилку из розетки до того, как проводка вспыхнет.
  • Не надо потом мутить Сферу неуязвимости и Антимагическое поле — ты просто не даёшь гадости появиться. Как закрыть дверь перед тем, кто несёт в подарок взрывчатку.

Где Рассеивание блестит ярче, чем Контра:

  • В разгар замеса — чтобы снять несколько эффектов сразу: с союзника «Удержание», «Кислотную стрелу» и ещё баффы врагов типа «Скорости». Тогда действие окупается, как мешок гречки.
  • В экстренных ситуациях: если без снятия чар кому-то светит постоянная болячка или «минус персонаж».
  • Но помнить надо: действие — это жирно. Большинство кастеров в этот ход могли бы уже жарить толпу огнём или провести контроль. Так что жмёшь, когда действительно нужно снять два и более эффектов, или когда, волосы на бороде уже горят.

Хочешь научиться гасить чужие заклинания поувереннее?

Садись, сейчас дядя Ваня расскажет, как из твоего Counterspell сделать кувалду, а не мокрую тряпку.

Вообще-то, когда контришь заклинание уровнем выше третьего, ты делаешь обычную проверку характеристики — без профы, без плясок с бубном. Приятного мало. Самый надёжный способ — кинуть Counterspell более высоким слотом. Слот равен или выше цели — и всё, шапку на бок, магия улетела в трубу без проверок.

Но жизнь — она как мимик: выглядела сундуком, а оказалась болью. Пришлось третьим уровнем лезть на чье-то Исполнение желаний (Wish). Что поможет не опозориться?

  • Волшебники школы Ограждения (Abjuration Wizard). Их фича позволяет добавлять бонус мастерства к проверкам, которые делаешь во время каста заклинания. Твой «плюс примерно 5» превращается в где-то «+11». Красота, как свежий шрам.
  • Всё, что бафает проверки ментальных характеристик (Инт/Мдр/Хар), заходит на ура. Bardic Inspiration (Вдохновение барда) и Guidance (Напутствие) докатывают кубики, Enhance Ability (Улучшение характеристики) даёт преимущество. Только голову не теряй: баф должен быть на тебе заранее.
  • Расовые фишки тоже в кассу, если работают с ментальными проверками. Например, Hobgoblin’s Fortune of the Many — та ещё страховка от кривых рук.
  • Glibness (Красноречие) — сказка для бардов и колдунов. Вместо броска по Харизме берёшь 15. С Харизмой 20 это итоговые 20. А 20 — это «до свидания» любому заклинанию в игре. Даже Исполнение желаний (Wish) поперхнётся.
  • Бонусы к непрофильным проверкам — тоже хлеб. Jack of All Trades (Мастер на все руки) у барда — отличный пример: половинка мастерства — а приятно.
  • Камень удачи (Luckstone) даёт +1 ко всем проверкам. Мелочь, а в домино выигрывает.
  • Теоретически союзник может дать тебе преимущество через действие Помощь (Help), если это вообще разумно объяснить в сцене. Но тогда ему надо читать противника, как открытую книгу, и стоять наготове, словно кошка у мышиной норы.

И помни: лучший контр — это тот, что сработал. А лучший план — тот, где у тебя слот повыше, чем у гадёныша напротив. Остальное — шаманство и удача, как у гнома на первом свидании.

-3

Контрзаклинание — это не про понты, это про тайминг, позицию и здравый смысл: слот повыше, реакция не на мусор, и голова включена. Если сомневаешься — не контри, прибереги «нет» на то, что действительно больно, и помни: лучше один точный отбой, чем три гордых промаха. А если что-то пошло криво — сделай серьёзное лицо и скажи, что это была шутка.

🎲 А коль понравилось читать - то подпишись, уважь дядю Ваню!

#dnd #dnd5e #днд #подземельяидраконы #dungeonsanddragons #настолки #настольныеигры