Благоустройство участка с помощью тротуарной плитки. Сегодня мы подробно расскажем: как с нуля сделать дорожку, как подготовить основание (землю), какие материалы выбрать.
⠀
1. Выборка плодородного грунта
⠀
Первый этап – выборка плодородного грунта. Необходимо удалить верхний плодородный слой грунта, примерно на глубину 20-35 см, в зависимости от рельефа местности.
⠀
Снятый грунт куда-то вывозить. И это дополнительные затраты – на трактор и самосвал, которые нужно учитывать. Но не вывозите весь грунт, оставьте немного чернозёма для обратной засыпки под клумбы.
⠀
Трактор или погрузчик, который вывезет лишний грунт, может завести песок и щебень на участок. После того как грунт снят и вывезен, можно завозить бордюры и плиту.
⠀
Совет: если площадь участка не позволяет развернуться, не привозите тротуарную плитку на участок заранее, иначе будут проблемы где ее разместить или она будет мешаться.
⠀
⠀
2. Прокладка коммуникаций
⠀
На участке, подготовленном под мощение, необходимо предусмотреть уклон от середины участка к краям. Это необходимо для того, чтобы вода не застаивалась на плитке. Но также нужно предусмотреть дополнительную систему отвода воды: с крыш и дорожек.
Не важно, какое у вас основание – щебеночное или бетонное, нужно сделать продольный или поперечно-продольный уклон, оптимальная величина которого составляет 1 см. на 1 м.
При использовании наружной ливневки ее элементы монтируются в бетон, также как и бордюры с предварительной подготовкой из песка и щебня.
Совет. Важно, если у вас есть подземные коммуникации, которые будут пересекать тротуар, нужно заранее их проложить (до установки бордюров). И на глубину не менее глубины выборки грунта. В нашем случае ливневка надземная, поэтому ее можно сделать позже.
⠀
⠀
3. Подготовка основания для дорожек
⠀
После того как установили бордюры можно приступать к подготовке основания. Это самая важная часть работ при создании садовых дорожек.
⠀
Подготовка основания под садовую дорожку всегда состоит из трех этапов:
1. Выравнивающий слой – песок;
2. Основной слой: геотекстиль, щебень, геотекстиль;
3. Подстилающий слой: песок; отсев щебня/песок/ЦПС/бетон.
⠀
Грунт сняли. Теперь нужно засыпать слой песка, хорошо утрамбовать его виброплитой или укладчиком. Затем покрыть утрамбованную поверхность геотекстилем. На геотекстиль насыпать слой щебня толщиной 15-18 см. Щебень
будет выполнять роль дренажа для сбора и отвода поверхностных и талых
вод.
Геотекстиль – это материал синтетического происхождения, универсальный и износоустойчивый, производится из прочных полимерных волокон. Он решает проблемы просадки плитки, образования колеи, деформации тротуарного покрытия.
⠀
Чтобы правильно выбрать геотекстиль, стоит учесть:
- Плотность зависит от предполагаемых нагрузок: чем выше нагрузки – тем плотнее геотекстиль;
- Геотекстиль должен пропускать воду, но чем выше его плотность, тем выше шанс, что он забьётся пылью, грязью и перестанет пропускать воду.
Наличие дренажного слоя (геотекстиля и щебня) предотвратит:
- Скопление влаги в основании и последующее вспучивание грунта в
зимний период времени, что приводит к повреждению готового покрытия; - Проникновение влаги в элементы мощения, которая является
причиной замерзания материала в холодное время года и, как следствие,
его разрушения.
⠀
Щебень нужно утрамбовать. Поверх щебня снова положить геотекстиль – его
функция пропускать воду вниз, не допуская её возврата.
⠀
Если не использовать его при укладке тротуарных дорожек, то щебень будет перемешиваться с песком в процессе эксплуатации и, как следствие, появятся неровности, провалы из-за перемещений грунта.
⠀
Засыпать слой песка на геотекстиль и тщательно его утрамбовать.
⠀
⠀
4. Установка бордюров
⠀
Бордюры устанавливаются в бетонный замок по направляющей нити с подготовкой основания под ним из щебня и песка. Под ним создается основание из щебня и песка, чтобы предотвратить смешивание основания с грунтом и расползание.
Бордюр может быть установлен выше плитки или вровень с её
поверхностью. Бордюры должны плотно прилегать к друг другу, чтобы исключить намывание грунта на тротуарную плитку и обеспечить целостность её граней и чёткую фиксацию на участке мощения. Установленный бордюр с наружных сторон подсыпается грунтом, который уплотняется трамбовкой.
Бордюр может быть как бетонный, так и металлический. О плюсах и минусах мы писали в нашей статье
⠀
⠀
5. Выбор материалов для благоустройства
⠀
Слой щебня фракции 20-40 подойдет под пешеходные садовые дорожки. А под парковку лучше использовать более крупные фракции.
⠀
На что укладывать плитку? Какой должен быть подстилающий слой?
Читайте в нашей статье, плюсы и минусы, песка, ЦПС, отсева щебня и бетона.
⠀
⠀
Важно перед началом работ:
- Наличие проекта упрощает ведение и приемку работ. Стоимость проекта занимает небольшую долю в общей смете на благоустройство.
- При ограниченном бюджете можно разделить этапы благоустройства на 2 года. В первый год сделать мощение, во второй год озеленение.
⠀
⠀
Как выбрать толщину плитки?
- Для садовых дорожек, отмостки фундамента можно взять плитку 40-60 мм.
- Для зон въезда легкового авто и парковки подойдет плитка толщиной 60 мм.
- Для надежности парковки или грузовых авто толщина плитки составляет 80 мм.
⠀
⠀
6. Укладка тротуарной плитки
⠀
Что нужно для укладки плитки?
- Тачка
- Киянка с резиновым оголовком
- Перчатки
- Рулетка
- Шнурка (строительный шнур-нить)
- ПравИло и уровень
- Болгарка (углошлифовальная машинка), камнерезный станок или гильотина для раскалывания.
⠀
Первым дело размечаем шнуркой направления основных швов. Начинаем выкладку с главных элементов участков: входы и выходы к объектам, чтобы в этих местах было минимум подрезанных элементов.
Выравниваем отсев или песок или ЦПС при помощи правила. Проверяем на горизонтальность уровнем и после выравнивания начинаем выкладку плитки.
Выкладку ведем с одного угла, чтобы не потерять прямолинейность при укладке, швы должны быть прямые, пользуемся шнуркой.
Плитку в соответствии с рисунком мощения укладывают на подстилающий слой и слегка подбивают по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному резиновой киянкой. Сначала укладываются все целые плитки, а потом вымеряются, подрезаются и укладываются доборные.
Если брусчатка узкой формы, то вдоль движения транспорта ее не укладывают, чтоб избежать колей в будущем. Плитку кладут перпендикулярно движению.
⠀
Еще одно полезное правило при укладке тротуарной плиты – метод пяти поддонов.
⠀
Зачем он нужен?
- Плитка, производимая в разных партиях может отличаться оттенками и это не является браком.
- Для равномерного распределения цвета по всей поверхности, а не цветовыми пятнами, укладывать плитку нужно так, чтобы соседние камни максимально отличались друг от друга по цвету. Более тёмные плитки должны соседствовать с более светлыми как в одном ряду, так и по отношению к плиткам соседних рядов.
- Перед укладкой идет подготовка рабочего места. Подносится плитка к месту укладки. Плитка должна быть выбрана из разных поддонов. Необходимо брать некоторое количество плиты с одного поддона, потом со второго, третьего и приносить к месту укладки, и уже там по очереди в хаотичном порядке выкладывать.
⠀
Выбор направленности полосок цвета на плитках может существенно изменить визуальное восприятие мощения.
⠀
Первый способ: односторонняя направленность.
Полоски цвета на каждой плитке ориентируются в одном направлении, создавая эффект вытянутой дорожки. Это визуально удлиняет пространство и направляет взгляд, что может быть полезно для создания ощущения движения и направления.
⠀
Второй способ: прерывистый рисунок.
Элементы мощения укладываются в разных направлениях, как в вертикальном, так и в горизонтальном. Это создает динамичный и разнообразный узор, позволяя поверхности тротуара играть цветами в двух плоскостях. Такой подход добавляет глубину и интерес к общему виду покрытия, делая его более живым и многогранным.
Оба способа имеют свои уникальные преимущества и могут быть выбраны
в зависимости от желаемого эффекта и стиля оформления.
⠀
⠀
7. Затирка швов тротуарной плитки
⠀
Финальным этапом после укладки всей плитки является прометание-заполнение швов.
Поверхность вибропрессованных элементов мощения пористая и использовать смеси для заполнения швов на основе цемента нельзя, т.к. невозможно вымыть затвердевший в порах цемент, что приведёт к безвозвратной потере цвета и ухудшению эстетического восприятия покрытия.
⠀
Швы между плиткой нельзя заполнять:
- Негашенным пескоцементом, ЦПС в мешках;
- Песком с большим количеством глиняных (пылевато-глинистых) частиц. Иначе после дождя плитка станет серой или рыжей;
- Нежелательно использовать модифицированный песок.
⠀
Чем можно заполнять швы между плиткой после укладки:
Швы прометаются песком с минимальным количеством глиняных частиц (намывной или речной). Он, как правило, серого цвета. Прометание и проливание с помощью метлы делается несколько раз с помощью щетки и шланга с водой, чтобы песок в шквах осел и расклинил плитку.
Шов между плитками заполняется не до конца, остается примерно 1-2 см от поверхности, чтобы при дожде мокрая вода и грязь не образовывалась на плитке.
⠀
⠀
В какую погоду можно делать благоустройство и укладку плитки?
⠀
Можно производить в дождливую погоду:
- Выемка грунта;
- Подготовку основания (без подстилающего слоя - песка);
- Трамбование;
- Установка бордюров.
⠀
Нельзя производить в дождливую погоду:
- Бетонировать бордюры;
- Подготавливать подстилающий слой;
- Укладывать плитку;
- Просыпать швы.
⠀
Внимание!
При минусовых температурах не рекомендуется вести работы по подготовке основания и вести работы по укладке плиты, т.к. по весне грунт даст усадку и бордюры с плиткой сядут. И если плиту легко поправить, то бордюры придётся покупать заново. Но можно произвести выемку чернозёма до промерзания грунта!
Можно ли вести работы в холодное время года? Да, можно, но это долго и дорого. Необходим постоянный прогрев грунта и материалов, например, песка, бетона. Или завоз свежего, просушенного песка.
⠀
⠀
Рекомендации для сохранения тротуарных дорожек
⠀
Проведение строительных и ремонтных работ в непосредственной близости от незащищенной поверхности покрытия. Цементная и кирпичная пыль, пятна бетона и раствора внедряются в пористую поверхность элементов мощения, что приводит к ухудшению эстетической привлекательности покрытия.
Если ремонтных работ на участке не избежать, необходимо укрыть покрытие влаго-пыленепроницаемым материалом.
- Проезд тяжелого грузового автомобиля по покрытию, а также небольшое, но постоянное превышение запланированных нагрузок на пешеходной дорожке. Это приводит к разрушению элементов мощения, повышает их подвижность, нарушает правильный сток воды.
- Проводить регулярную профилактическую чистку покрытия два
раза в год с использованием специальных средств. Чистка проводится весной после таяния снега и осенью. Уход заключается в промывке плитки и очистке швов. Такие работы продлевают срок службы покрытия и сохраняют яркость цвета элементов мощения.
⠀
⠀
Надеемся, вам была полезна эта статья! Желаем успехов в благоустройстве вашего участка. Изучайте материалы или выбирайте профессионалов.
⠀
Другие наши статьи