Перед началом статьи я рекомендую перейти на мой тг-канал, там вы найдете кучу всего интересного из прошлого.
Кто из нас не держал в руках эту небольшую пластиковую коробочку с крошечным дисплеем и парой десятков кнопок? Характерный «кирпичик» Brick Game побывал в руках, пожалуй, каждого ребенка постсоветского пространства. Невзрачная на вид, эта портативная приставка таила в себе сотни, а то и тысячи часов увлекательных игр, благодаря которым целое поколение открыло для себя мир видеоигр.
Кто-то называл её просто «Brick Game» (так она и значилась на упаковке), кто-то окрестил «тетрисом» по главной игре в комплекте. Но как бы ни называли эту штуку, она оставила свой след в детстве миллионов людей по всему миру, став одной из первых доступных портативных игровых консолей в истории.
В конце 1980-х годов (около 1989 года) в Китае появились портативные устройства, которые стали называться «Brick Game». Они задумывались как дешевая альтернатива дорогой приставке Nintendo Game Boy, которая тоже была очень популярна в то время, но недоступна для многих из-за своей высокой стоимости.
История Brick Game неразрывно связана с историей самой игры «Тетрис», которую придумал в 1984 году наш соотечественник Алексей Пажитнов. Как только правила этого увлекательного пазла с падающими фигурками-тетрамино стали известны во всем мире, клоны и портативные версии игры начали появляться одна за другой.
Следуя идеям Дэн Сяопина об «инновационном развитии» и стремясь вывести Китай в технологические лидеры, Subor разработала первую в истории ультрабюджетную мультипрограммную консоль.
До этого портативные продукты были либо бюджетными, но однопрограммными (так называемые «LCD-игры», как серия «Электроника» в СССР), либо мультиигровыми, но архидорогими и на картриджах (вроде Game Boy), что делало их недоступными для массового потребителя. Subor же искали «золотую середину» — компания хотела создать дешевую портативную игру, способную запускать десятки различных игровых программ и тем самым удовлетворить запросы самой широкой аудитории.
Создавая Brick Game, разработчики из Subor взяли за основу лицензированную у СССР в 1990-1991 годах версию «Тетриса» Пажитнова, советскую портативную видеоигру «Электроника», четырехбитный микропроцессор тайваньской разработки — и начали творить, пытаясь уместить все «хотелки» в минимальный ценник.
Результатом их «творения» стали три поколения электронных игр под общим брендом Brick Game: «8 in 1», «18 in 1» и, наконец, легендарная «9999 in 1», каждая из которых увеличивала не только заявленное, но и реальное количество игр.
В роли процессора был выбран четырехбитный Holtek HT200, впоследствии замененный на более совершенный и полностью интегрированный SoC-аналог Holtek HT943, вобравший в себя сам процессор, ОЗУ, ПЗУ и аудио-сопроцессор. Что касается дисплея, то инженеры остановили свой выбор на ЖК-экране с игровым полем размером 10 на 20 пикселей, плюс три цифровых и два алфавитно-цифровых ряда по шесть символов справа для отображения очков, уровня и других данных (позднее в рамках упрощения были сокращены сначала до только цифровых с отображением режима игры в меню, а затем были оставлены лимшь два цифровых индикатора на 6 и 4 символа плюс несколько фиксированных LCD-строк текста — настоящий «минимальный минимум»).
Cамыми популярными играми в консоли были:
- Тетрис - это классика вне времени. Формально — это то, ради чего Brick Game вообще создавался. Несколько режимов «Тетриса»: обычный, с ускорением, с заранее заданными блоками или с препятствиями снизу. Грубая, но узнаваемая мелодия, простые контуры фигур и звук падения, который ты мог услышать даже во сне. Кто играл лучше — считался гением. Особенно если доходил до 200+ очков, когда скорость становилась невыносимой.
- Змейка - Нужно было собирать кубики на игровом поле, увеличиваясь с каждым кубиком в длине и прибавляя скорость.
- Гонки - Езда по трассе, умело объезжая препятствия, вовремя перестраиваясь и набирая скорость с каждым уровнем.
-Танчики - необходимо было защищать свою базу от волн вражеских машин.
-Арканоид - он же по сути теннис, необходимо было отбивать мячик, который так же увеличивал свою скорость со временем.
На консолях типа "9999 in 1" реальное количество различных игр не превышало восьми. Остальные "игры" — это незначительные вариации одной игры, например, с разным уровнем скорости, высоты или узором фигур.
Из интересного:
В ранних экземплярах игры печатная плата занимает всю площадь индикатора, а динамик подключается через ключ на транзисторе. Такая игра быстро сажает батарейки, но это можно исправить, если динамик заменить на пьезопищалку, а транзистор вообще снять и подключить пищалку прямо к микросхеме.
В экземплярах игры, выпускаемых сегодня, плата уменьшена и занимает половину площади индикатора (для чего его цоколёвка соответственно изменена), а усилитель звука стал двухтактным и располагается внутри микросхемы.
Первоначально игры Brick Game выпускались с напряжением питания в 6 вольт. По мере совершенствования технологии изготовления микросхемы начали выпускаться игры с напряжением питания в 4,5, а затем и 3 вольта.
Рядом с микросхемой на плате иногда написано UM6510, что как бы намекает, что её микропроцессорное ядро, возможно, совместимо с 6502.
Частой поломкой советских игр «Электроника» («Ну, погоди!» и проч.) является высыхание токопроводящих резинок, соединяющих экран и плату. Проводимость теряется и изображение пропадает. А вот Тетрис, что характерно, не высыхает, и спустя 20 лет, продолжает работать, работать и работать. Дело в том, что эластомерические коннекторы в Тетрисах (и других китайских девайсах с ЖК-экраном) проклеены с двух сторон обычными резинками, что уберегает их от высыхания, коррозии и скукоживания. А в «Электрониках» они просто всунуты в пластиковую рамочку. Так вот, поскольку Тетрисы всё ещё находятся в продаже и стоят копейки, можно ремонтировать «Электроники», переставляя резинки из Тетрисов в них. На одну «Электронику» уходит два «Тетриса».
Популярность консоли Brick Game, основанных на игре "Тетрис", начала снижаться к концу 1990-х – началу 2000-х годов с появлением более продвинутых портативных игровых устройств и консолей. Хотя "Тетрис" остается одной из самых продаваемых игр в истории, массовый рынок игровых систем с простой электроникой и 2-3 играми быстро сменился более сложными и разнообразными устройствами.
Но несмотря на все, Brick Game все равно стали народными игрушками, особенно популярными благодаря своей доступности и простоте, что позволило многим людям познакомиться с цифровыми играми.
В наше время по прежнему можно купить консоль Brick Game на различных маркетплейсах, вполне по доступным ценам и погрузиться в свое детство.
Друзья, переходите на мой канал в ТГ, там вы найдете кучу интересного из детства и юности.