Найти в Дзене

У каждого была такая! Легендарная консоль Brick Game.

Перед началом статьи я рекомендую перейти на мой тг-канал, там вы найдете кучу всего интересного из прошлого.
Кто из нас не держал в руках эту небольшую пластиковую коробочку с крошечным дисплеем и парой десятков кнопок? Характерный «кирпичик» Brick Game побывал в руках, пожалуй, каждого ребенка постсоветского пространства. Невзрачная на вид, эта портативная приставка таила в себе сотни, а то и тысячи часов увлекательных игр, благодаря которым целое поколение открыло для себя мир видеоигр. Кто-то называл её просто «Brick Game» (так она и значилась на упаковке), кто-то окрестил «тетрисом» по главной игре в комплекте. Но как бы ни называли эту штуку, она оставила свой след в детстве миллионов людей по всему миру, став одной из первых доступных портативных игровых консолей в истории.
В конце 1980-х годов (около 1989 года) в Китае появились портативные устройства, которые стали называться «Brick Game». Они задумывались как дешевая альтернатива дорогой приставке Nintendo Game Boy, котор
Варианты расцветок
Варианты расцветок

Перед началом статьи я рекомендую перейти на мой тг-канал, там вы найдете кучу всего интересного из прошлого.

Кто из нас не держал в руках эту небольшую пластиковую коробочку с крошечным дисплеем и парой десятков кнопок? Характерный «кирпичик» Brick Game побывал в руках, пожалуй, каждого ребенка постсоветского пространства. Невзрачная на вид, эта портативная приставка таила в себе сотни, а то и тысячи часов увлекательных игр, благодаря которым целое поколение открыло для себя мир видеоигр.

Кто-то называл её просто «Brick Game» (так она и значилась на упаковке), кто-то окрестил «тетрисом» по главной игре в комплекте. Но как бы ни называли эту штуку, она оставила свой след в детстве миллионов людей по всему миру, став одной из первых доступных портативных игровых консолей в истории.

«Brick Game»
«Brick Game»

В конце 1980-х годов (около 1989 года) в Китае появились портативные устройства, которые стали называться «Brick Game». Они задумывались как дешевая альтернатива дорогой приставке Nintendo Game Boy, которая тоже была очень популярна в то время, но недоступна для многих из-за своей высокой стоимости.

 Nintendo Game Boy
Nintendo Game Boy

История Brick Game неразрывно связана с историей самой игры «Тетрис», которую придумал в 1984 году наш соотечественник Алексей Пажитнов. Как только правила этого увлекательного пазла с падающими фигурками-тетрамино стали известны во всем мире, клоны и портативные версии игры начали появляться одна за другой.

Алексей Пажитнов с сыном.
Алексей Пажитнов с сыном.

Следуя идеям Дэн Сяопина об «инновационном развитии» и стремясь вывести Китай в технологические лидеры, Subor разработала первую в истории ультрабюджетную мультипрограммную консоль.

До этого портативные продукты были либо бюджетными, но однопрограммными (так называемые «LCD-игры», как серия «Электроника» в СССР), либо мультиигровыми, но архидорогими и на картриджах (вроде Game Boy), что делало их недоступными для массового потребителя. Subor же искали «золотую середину» — компания хотела создать дешевую портативную игру, способную запускать десятки различных игровых программ и тем самым удовлетворить запросы самой широкой аудитории.

Создавая Brick Game, разработчики из Subor взяли за основу лицензированную у СССР в 1990-1991 годах версию «Тетриса» Пажитнова, советскую портативную видеоигру «Электроника», четырехбитный микропроцессор тайваньской разработки — и начали творить, пытаясь уместить все «хотелки» в минимальный ценник.
Результатом их «творения» стали три поколения электронных игр под общим брендом Brick Game: «8 in 1», «18 in 1» и, наконец, легендарная «9999 in 1», каждая из которых увеличивала не только заявленное, но и реальное количество игр.

В роли процессора был выбран четырехбитный Holtek HT200, впоследствии замененный на более совершенный и полностью интегрированный SoC-аналог Holtek HT943, вобравший в себя сам процессор, ОЗУ, ПЗУ и аудио-сопроцессор. Что касается дисплея, то инженеры остановили свой выбор на ЖК-экране с игровым полем размером 10 на 20 пикселей, плюс три цифровых и два алфавитно-цифровых ряда по шесть символов справа для отображения очков, уровня и других данных (позднее в рамках упрощения были сокращены сначала до только цифровых с отображением режима игры в меню, а затем были оставлены лимшь два цифровых индикатора на 6 и 4 символа плюс несколько фиксированных LCD-строк текста — настоящий «минимальный минимум»).

Cамыми популярными играми в консоли были:

- Тетрис - это классика вне времени. Формально — это то, ради чего Brick Game вообще создавался. Несколько режимов «Тетриса»: обычный, с ускорением, с заранее заданными блоками или с препятствиями снизу. Грубая, но узнаваемая мелодия, простые контуры фигур и звук падения, который ты мог услышать даже во сне. Кто играл лучше — считался гением. Особенно если доходил до 200+ очков, когда скорость становилась невыносимой.

Тетрис
Тетрис

- Змейка - Нужно было собирать кубики на игровом поле, увеличиваясь с каждым кубиком в длине и прибавляя скорость.

Змейка
Змейка

- Гонки - Езда по трассе, умело объезжая препятствия, вовремя перестраиваясь и набирая скорость с каждым уровнем.

Гонки
Гонки

-Танчики - необходимо было защищать свою базу от волн вражеских машин.

Танчики
Танчики

-Арканоид - он же по сути теннис, необходимо было отбивать мячик, который так же увеличивал свою скорость со временем.

Арканоид
Арканоид

На консолях типа "9999 in 1" реальное количество различных игр не превышало восьми. Остальные "игры" — это незначительные вариации одной игры, например, с разным уровнем скорости, высоты или узором фигур.

Из интересного:

В ранних экземплярах игры печатная плата занимает всю площадь индикатора, а динамик подключается через ключ на транзисторе. Такая игра быстро сажает батарейки, но это можно исправить, если динамик заменить на пьезопищалку, а транзистор вообще снять и подключить пищалку прямо к микросхеме.

В экземплярах игры, выпускаемых сегодня, плата уменьшена и занимает половину площади индикатора (для чего его цоколёвка соответственно изменена), а усилитель звука стал двухтактным и располагается внутри микросхемы.

Первоначально игры Brick Game выпускались с напряжением питания в 6 вольт. По мере совершенствования технологии изготовления микросхемы начали выпускаться игры с напряжением питания в 4,5, а затем и 3 вольта.

Рядом с микросхемой на плате иногда написано UM6510, что как бы намекает, что её микропроцессорное ядро, возможно, совместимо с 6502.

Частой поломкой советских игр «Электроника» («Ну, погоди!» и проч.) является высыхание токопроводящих резинок, соединяющих экран и плату. Проводимость теряется и изображение пропадает. А вот Тетрис, что характерно, не высыхает, и спустя 20 лет, продолжает работать, работать и работать. Дело в том, что эластомерические коннекторы в Тетрисах (и других китайских девайсах с ЖК-экраном) проклеены с двух сторон обычными резинками, что уберегает их от высыхания, коррозии и скукоживания. А в «Электрониках» они просто всунуты в пластиковую рамочку. Так вот, поскольку Тетрисы всё ещё находятся в продаже и стоят копейки, можно ремонтировать «Электроники», переставляя резинки из Тетрисов в них. На одну «Электронику» уходит два «Тетриса».

Популярность консоли Brick Game, основанных на игре "Тетрис", начала снижаться к концу 1990-х – началу 2000-х годов с появлением более продвинутых портативных игровых устройств и консолей. Хотя "Тетрис" остается одной из самых продаваемых игр в истории, массовый рынок игровых систем с простой электроникой и 2-3 играми быстро сменился более сложными и разнообразными устройствами.
Но несмотря на все, Brick Game все равно стали народными игрушками, особенно популярными благодаря своей доступности и простоте, что позволило многим людям познакомиться с цифровыми играми.

В наше время по прежнему можно купить консоль Brick Game на различных маркетплейсах, вполне по доступным ценам и погрузиться в свое детство.

Друзья, переходите на мой
канал в ТГ, там вы найдете кучу интересного из детства и юности.