Найти в Дзене
Петербургская газета

Закат эпохи великих армий: как дроны перечеркнули стратегии мировых держав

Современные виды вооружений достигли запредельной стоимости: даже могучие мировые державы не могут позволить себе массовое производство и закупку новейших образцов техники. Это касается боевой авиации, систем дальнего ПВО и противоракетной обороны, оперативно-тактических ракетных комплексов, военных кораблей и межконтинентальных баллистических ракет.

Реальные конфликты последних лет демонстрируют парадоксальную ситуацию. Многие дорогостоящие военные разработки оказываются бесполезными на поле боя и в первую очередь это касается средств противовоздушной обороны. На нынешнем этапе развития военных технологий системы ПВО принципиально не способны нейтрализовать ударные возможности противника. Эффективной защиты от воздушных атак сегодня не существует ни у одной страны. К осознанию этой новой реальности приходят в США и Китае. России же приходится усваивать уроки на практике.

Фундаментальная проблема классических систем ПВО кроется в их «родословной». Все они являются развитием технологий и тактических концепций XX века. С 1960-х годов противовоздушная оборона развитых стран создавалась для защиты от конкретных угроз. Основными опасностями считались баллистические и крылатые ракеты, летящие на малых высотах с огибанием рельефа. Также учитывалась угроза со стороны стратегических бомбардировщиков и высотных самолетов-разведчиков.

Тем не менее, крылатые ракеты и самолеты можно было обнаружить по электромагнитному излучению — они не были полными «невидимками» для ПРО. Запуск межконтинентальных ракет (МБР) вообще сложно скрыть. Однако последние пять-десять лет появились принципиально новые средства поражения. Против них традиционные системы ПВО/ПРО бессильны. Это гиперзвуковые баллистические и аэробаллистические ракеты. Но главную опасность представляют рои беспилотных летательных аппаратов.

Наглядной иллюстрацией служит специальная военная операция на Украине. Российско-украинский конфликт развивается в рамках новой парадигмы. Баллистические и крылатые ракеты в сочетании с ударными БПЛА стали массовым оружием. Для отражения комбинированных атак требуется огромное количество зенитно-ракетных систем и дорогостоящих боеприпасов. Даже самые богатые государства сталкиваются с неразрешимой финансово-тактической проблемой.

К уже названным трудностям добавилась совершенно неожиданная угроза. Рои малых БПЛА способны проникать незамеченными в глубокий тыл и такую атаку практически невозможно полностью отразить традиционными методами защиты. Фактор малых дронов свел на нет значение многокилометровых «поясов обороны». Но это не единственное последствие. Миниатюрные дроны-камикадзе подорвали основы классической военной доктрины. Они бросили вызов традиционной тактике и стратегии.

Летние атаки украинских дронов на российские аэродромы под Иркутском и в Оленегорске стали показательным примером. Продемонстрировали, что дешевые БПЛА способны преодолеть самую современную противовоздушную оборону. Организаторам удалось решить ключевую задачу — доставить средства поражения непосредственно к цели. Эта задача, на минуточку, десятилетиями оправдывала экспансию НАТО на Восток. Ради ее решения альянс пренебрегал международными соглашениями: развязывал войны на Балканах, втягивал в свой состав страны бывшего социалистического лагеря. Логика была простой — чем ближе ракеты к территории противника (России), тем меньше времени на ответную реакцию.

Дешевые коммерческие дроны поставили крест на великой «доктрине расширения на Восток». Оказалось, что малые БПЛА могут доставить боезаряд к цели без глобальных политических маневров. Для этого не нужно нарушать клятвы, свергать правительства или разрушать государства. Перекрыть все транспортные артерии в таких огромных странах как Россия или США невозможно. Спецслужбы не в состоянии установить тотальный контроль за перемещениями грузов, под прикрытием которых могут тайно перевозиться дроны-камикадзе. Угроза не поддается линейному устранению. Она работает в обе стороны — сегодня атакована Россия, завтра могут быть атакованы США. Таким образом, десятилетия военных и политических усилий ради расширения альянса теряют смысл.

Американские силы в Африке, на Тихоокеанских островах и Ближнем Востоке используют базы, созданные для предыдущих поколений техники. Американские самолеты, как и российские, стоят на взлетно-посадочных полосах: их прикрывают лишь заборы и охрана. Они беззащитны перед роем БПЛА, запускаемым с короткой дистанции. Пока только Китай адекватно реагирует на новые вызовы. Армия КНР размещает свои самолеты в более чем 3000 бетонных укрытий. В Пекине поняли — эпоха незащищенных военных объектов и классической ПВО закончилась.

Каковой будет противовоздушная оборона будущего? Над этим вопросом предстоит серьезно работать. Современные зенитные ракетные комплексы изначально не предназначены для борьбы с маловысотными и малоразмерными целями. Стоимость их применения чрезмерно высока. Радары плохо обнаруживают пластиковые корпуса дронов. Инфракрасные головки самонаведения на близких дистанциях могут захватить выхлоп двигателя БПЛА. Но FPV-дроны используют аккумуляторы, что делает ИК-системы захвата бесполезными.

В России разработана разумная система противодействия БПЛА. Речь о комплексе «Панцирь-СМД-Е» с малоразмерными ракетами ТКБ-1055 «Гвоздь». Они оснащены осколочно-фугасной боевой частью и имеют индекс 19Я6. Один боекомплект включает 48 таких ракет. На текущем этапе этого достаточно для отражения массированной атаки дронов. Однако будущее, вероятно, за системами ПВО/ПРО, основанными на новых физических принципах. Без них невозможно восстановить паритет между нападением и защитой.

Среди перспективных разработок особый интерес представляют лазерные системы. Хотя они имеют недостатки, в частности — чувствительность к погодным условиям, комбинация наземных, воздушных и космических лазеров могла бы изменить баланс сил. Многообещающе выглядят дроны-перехватчики. Государство, которое первым внедрит систему ПВО/ПРО нового поколения, учитывающую современные угрозы, получит значительное превосходство.

Стремление добиться такого преимущества мотивировало США на создание системы «Золотой щит». Она позиционируется как средство против всех современных угроз. Однако Соединенные Штаты не обладают полным пониманием спектра угроз и необходимыми технологиями. Поэтому право создать эффективную систему ПВО/ПРО нового образца по праву должно принадлежать России.

Читайте также:

В России сосуществуют три разных измерения инфляции: для бедных для богатых и для Москвы

Битва за бюджет: штрафной конвейер заработал на полную мощность

Российская экономика зависла между реальностью и ожиданием

Незаменимый литий: между технологическим прорывом и экологической пропастью