КГА выдал задание на проектирование преобразования в пешеходные Думской улицы и Перинной линии. Срок подготовки проекта — один год. Это важная новость: если проект будет реализован, то в самом центре Петербурга появится новое общественное пространство. Его востребованность очевидна, рядом Невский проспект, который публика при малейшей возможности делает пешеходным — вспомним недавнюю перекладку асфальта. В то же время две, а фактически — одна широкая улица, на которой расположен музей Думской башни, Гостиный Двор, точки общепита и, надеюсь, когда‑нибудь откроется концертная площадка в помещении исторического Александровского зала петербургской Городской думы, просто просится быть пешеходной.
На Думской улице и Перинной линии сосредоточена едва ли не вся история архитектуры Петербурга. Старейшее здание — Большой Гостиный Двор — было построено в 1785 году. Самое новое — Перинные ряды — в 2002‑м. Часто в отношении последнего здания используется термин «воссоздание» рядов Джакомо Кваренги, снесенных в 1963 году при строительстве станции метро «Невский проспект». Но достаточно сравнить архивные и современные фото, чтобы убедиться: речь идет о новом строительстве «по мотивам». Типичный пример постмодернизма в архитектуре.
Тогда же, в 1963 году, был снесен классицистический Портик Перинной линии, более известный как Портик Луиджи Руска.
Часовня Христа Спасителя — образец русского стиля — находилась перед портиком и простояла совсем недолго, с 1861‑го по 1929 год.
В середине шестидесятых годов прошлого века, когда приближалось 50‑летие Октябрьской революции, на месте портика появился огромный, ростом с Гостиный Двор, бетонный памятный знак, на котором была воспроизведена карта Петрограда и указаны места боев 24 и 25 октября 1917 года. Это был, пусть и довольно скромный, образец архитектуры ленинградского модернизма.
В 1972 году революционный знак разобрали, и по проекту известного архитектора-реставратора Ирины Бенуа был воссоздан Портик Руска. В данном случае было именно воссоздание с использованием иконографии и всех доступных на тот момент архивных источников. В 1999 году портик был объявлен памятником архитектуры. Конечно, время воссоздания было указано, и это стало хорошим примером бережного отношения к истории, когда фактически памятником были объявлены не камни, а идея портика, его облик и место в городском пространстве.
Время от времени появляются предложения воссоздать часовню Христа Спасителя. Но это потребует капитальной реконструкции станции метро «Невский проспект», поэтому идея остается на уровне мечтаний. Несколько лет назад музыканты и композиторы предложили установить перед Портиком Руска памятник Петру Чайковскому.
Мотивация была такой: великий композитор — самый известный в мире россиянин прошлого — достоин увековечения на Невском проспекте. Но был проведен конкурс на памятник Чайковскому, и ему определили другое место — перед Концертным залом Мариинского театра. По разным причинам установка памятника на улице Декабристов поставлена на паузу.
Все упомянутые истории и многие другие, достаточно назвать деятельность Городской думы по развитию транспорта и коммунального хозяйства Петербурга, достойны того, чтобы рассказать о них в новом общественном пространстве. Как сделать это заманчиво, интересно, ненавязчиво — задача отдельного проектирования. Возможно, конкурсного.
Наверное, единственный серьезный недостаток будущего общественного пространства — пешеходной улице хорошо бы иметь сквозной характер. То есть, стартовав в одной важной точке, люди должны иметь возможность попадать в другую, не менее значимую. В данном случае, начав путь у станции метро «Невский проспект», публика закончит его у скромной улицы Ломоносова, которая в задании на проектирование обозначена как «магистральная улица районного значения». Вот если бы она тоже стала пешеходной и приводила публику к Банковскому мосту, тогда большой поток людей новому общественному пространству был бы обеспечен.
Впервые проблема «тупиковости» пешеходных зон обсуждалась почти 30 лет назад, когда была задумана первая в Петербурге пешеходная улица. В качестве таковой была выбрана Малая Конюшенная. Логика движения пешеходов противоположна нумерации домов. Маршрут начинается от Невского и заканчивается у непешеходного Шведского переулка. И это обстоятельство уменьшает поток людей, а свободные пространства быстро заняла парковка, стихийная или организованная, в данном контексте не так важно.
Тогда же обсуждался вариант превращения в пешеходную Большой Конюшенной улицы, но он был отвергнут по настоянию специалистов по городскому транспорту.
В начале XXI века, когда в связи с планами реставрации Конюшенного ведомства родились предложения сделать пешеходной Конюшенную площадь, появились идеи пробить Малую Конюшенную улицу до этой площади. Тут на защиту исторической застройки дружно встали общественность и специалисты по сохранению культурного наследия.
Если вернуться к планируемому общественному пространству, назову его для краткости «Думская-Перинная», то необходимо заранее продумать, как бороться с «тупиковостью». Иначе автомобилисты под любыми предлогами начнут вытеснять людей из пешеходного пространства. Забор и другие преграды не решение проблемы: пешеходная улица должна быть 24/7 беспрепятственно доступна для спецтранспорта.
Что касается Александровского зала в здании Городской думы, то он был полностью отреставрирован в 2016 году. Однако все, что вокруг него, включая самые необходимые технические помещения, требуют капитальной реставрации. Средств на нее пока нет.
Читайте также:
В Петродворцовом районе города открыли несколько новых общественных пространств
Шаги по Пескам: чем привлекательна прогулка по этому историческому району города