Найти в Дзене
Антикварное бюро

Кто ты, «Большая Амазонка» Евгения Лансере?

Изящные руки, осиная талия, свободное и естественное положение тела — кто она, прекрасная амазонка, грациозно восседающая на английском скакуне? Кого изобразил непревзойденный мастер русской кабинетной бронзы Евгений Лансере? Достоверный и точный ответ остался в прошлом. Но нас так сильно увлек этот вопрос, что мы провели небольшое исследование, изучили разные форумы и прочитали множество статей, чтобы разобраться, кто же стал прототипом скульптурной группы «Большая Амазонка», и готовы поделиться своими наблюдениями с подписчиками и читателями. В истории есть немало примеров того, как люди, не получившие художественного образования, добились успеха в искусстве и стали знаковыми фигурами своего времени. Одним из них был Евгений Александрович Лансере. Родившись в 1848 году в Тамбовской губернии, он обучался в классической гимназии, а позже на юридическом факультете Петербургского Университета. Но отсутствие профильного образования не помешало мастеру завоевать признание в скульптуре. За
Оглавление

Изящные руки, осиная талия, свободное и естественное положение тела — кто она, прекрасная амазонка, грациозно восседающая на английском скакуне? Кого изобразил непревзойденный мастер русской кабинетной бронзы Евгений Лансере? Достоверный и точный ответ остался в прошлом. Но нас так сильно увлек этот вопрос, что мы провели небольшое исследование, изучили разные форумы и прочитали множество статей, чтобы разобраться, кто же стал прототипом скульптурной группы «Большая Амазонка», и готовы поделиться своими наблюдениями с подписчиками и читателями.

Евгений Лансере, «Большая амазонка»
Евгений Лансере, «Большая амазонка»

Талант, воплотившийся в бронзе

В истории есть немало примеров того, как люди, не получившие художественного образования, добились успеха в искусстве и стали знаковыми фигурами своего времени. Одним из них был Евгений Александрович Лансере. Родившись в 1848 году в Тамбовской губернии, он обучался в классической гимназии, а позже на юридическом факультете Петербургского Университета. Но отсутствие профильного образования не помешало мастеру завоевать признание в скульптуре. За свою жизнь он создал более 400 произведений. Многие из них были высоко оценены современниками скульптора, удостоены наград на международных выставках, а сегодня представлены в экспозиции крупнейших музеев России и мира.

Евгений Александрович Лансере — русский скульптор-анималист, почётный вольный общник Императорской Академии художеств
Евгений Александрович Лансере — русский скульптор-анималист, почётный вольный общник Императорской Академии художеств

Жизнь и творчество Евгения Лансере были неразрывно связаны с лошадьми. Именно они стали главной темой его работ. При этом мастер был удивительно внимателен к деталям. Для творческой манеры скульптора характерна тонкая, почти ювелирная проработка животных, людей, неодушевленных предметов. Благодаря такой детализации произведения Лансере преисполнены движения и жизни. Не стала исключением и «Большая Амазонка». Кажется, еще секунда и грациозная молодая женщина сбросит оцепенение и заговорит, а благородный английский скакун, горделиво взирающий на окружающих, переступит тонкими ногами, поведет головой, темпераментно зазвенит трензелем. Реалистичность и живость — те качества, которые превыше всего ценят поклонники таланта скульптора-анималиста.

Как появилось название «Большая Амазонка»?

Скульптурная композиция «Большая Амазонка» изображает женщину в асимметричном платье для верховой езды, которая грациозно сидит на коне английской породы. На первый взгляд название произведения кажется странным и нелогичным, ведь молодая особа ничем не напоминает отважную воительницу из племени амазонок.

Разгадка кроется в неоднозначности слова. Амазонка — это не только женщина-воин, но и платье для верховой езды в дамском седле. Сначала оно имело классический для того времени крой. Однако в последней четверти XIXвека в моду вошли модели с асимметричной зауженной юбкой, подчеркивающей тонкую талию всадницы. Именно в такое платье одета героиня Лансере.

Что же касается слова «большая», то оно объясняется еще проще. Ранее мастер создал другую скульптуру, изображавшую молодую женщину в амазонке верхом на коне. Из-за меньшего размера первая получила название «Маленькая Амазонка», а вторая — «Большая Амазонка».

Сплетение судеб

Ну что ж, с названием произведения мы разобрались. Осталось понять, кого же изображает скульптура. Может показаться, что в этом нет ничего сложного, ведь в каталоге Третьяковской галереи указано, что «Большая Амазонка» — это скульптурный портрет жены коннозаводчика Н.П. Малютина. Однако имя супруги не упоминается. В этом-то и кроется проблема, ведь Николай Павлович был женат дважды. И каждая из его супруг теоретически могла послужить прототипом для скульптуры. Попробуем разобраться!

Малютин Николай Павлович
Малютин Николай Павлович

Малютин Николай Павлович, родившийся в 1852 году, происходил из старинного и богатого купеческого рода. Среди прочих его активов особый интерес для нас представляет конезавод, основанный в 1875 году в Курской губернии. Будучи страстным любителем лошадей, Малютин занимался племенной деятельностью и профессионально работал со знаменитыми орловскими рысаками.

В первой половине 70-х годов XIX века Николай Павлович приобретает подмосковную усадьбу Мысово, которая находилась поблизости от усадьбы Киреево. Последняя принадлежала представителю другого известного купеческого рода — Федору Ивановичу Мамонтову и его супруге Ольге Ивановне. В то время в Киреево действовал ипподром. И Малютин, который любил лошадей, наверняка посещал его. А это значит, что с высокой долей вероятности Николай Павлович уже в начале 70-х годов был знаком с супругами Мамонтовыми. Чуть ниже вы поймете, почему этот факт играет важную роль в нашем расследовании.

История не сохранила точной даты женитьбы Николая Павловича, но судя по косвенным данным случилось это в конце 1870-х годов. Его избранницей стала Марья Николаевна, девичья фамилия которой на сегодняшний день не установлена. Сведения о ней сохранились только частично. Однако известно, что Марья Николаевна слыла очень набожной и отношения в браке были сложными. Дальнейшая судьба Малютиной неизвестна. По одним данным, первая жена Николая Павловича скончалась, по другим — супруги развелись.

Кузнецова Ольга Ивановна - жена купца Мамонтова Ф.И., врача Бетлинга Н.П. и купца Малютина Н.П.
Кузнецова Ольга Ивановна - жена купца Мамонтова Ф.И., врача Бетлинга Н.П. и купца Малютина Н.П.

А теперь вернемся к Ольге Ивановне Мамонтовой. Ее супруг скончался в 1874 году. Меньше чем через год она вступает во второй брак и получает фамилию Бетлинг. В 1877 году именно под этой фамилией Ольга Ивановна приобретает особняк у Николая Павловича Малютина. И если об их знакомстве в начале 70-х годов XIX века можно говорить только предположительно, то при оформлении сделки они познакомились наверняка.

Второй супруг Ольги Ивановны умирает в 1882 году. Довольно долгое время она живет одна, не вступая в официальные отношения. Сведений об этом периоде ее жизни почти не сохранилось. Но достоверно известно, что в начале 1890-х годов Ольга Ивановна вышла замуж за Николая Павловича Малютина. На тот момент они были знакомы около пятнадцати или двадцати лет.

Возвращаясь к «Большой Амазонке»

И все-таки, с кого была создана скульптура? К сожалению, точной информации на этот счет нет. Но можно предположить, что это была Ольга Ивановна. В пользу данной версии говорят следующие аргументы:

  • Продолжительное знакомство. Достоверно известно, что уже в 1877 году Малютин был знаком с Ольгой Ивановной. Но возможно, что знакомство случилось четырьмя годами ранее, когда Николай Павлович приобрел усадьбу Мысово.
  • Вдовство Ольги Ивановны. Ее второй брак закончился в 1882 году. И гипотетически в 1885 году, когда была создана «Большая Амазонка», Ольга Ивановна могла находиться в романтических отношениях с Николаем Павловичем.
  • Неудачный брак Малютина. По свидетельству некоторых современников, первая супруга Николая Павловича была очень набожна. Также имеются сведения, что их брак с самого начала не сложился. В частности, в своих воспоминаниях Яков Бутович пишет, что Малютин разошелся с женой.

Логично предположить, что Николай Павлович Малютин заказал скульптуру для женщины, в которую был влюблен и на которой хотел жениться, нежели для супруги, брак с которой к тому моменту распался или был близок к тому. А значит, «Большая Амазонка» с большой долей вероятности является скульптурным портретом Ольги Ивановны.

Евгений Лансере, «Большая амазонка»
Евгений Лансере, «Большая амазонка»

Насколько эта версия соответствует действительности? Сложно сказать, ведь точная информация до наших дней не дошла. Но мы допускаем подобную вероятность. Ольга Ивановна — будущая жена Николая Павловича — вполне могла стать прототипом скульптурной композиции.

Сегодня скульптура «Большая Амазонка» Евгения Лансере остаётся одним из лучших примеров русской бронзы конца XIX века. Эта работа, а также многие другие произведения мастеров своего времени, представлены в наличии в нашем антикварном магазине. Больше предметов и историй — в нашем Telegram-канале @antique_buro_moscow