Изящные руки, осиная талия, свободное и естественное положение тела — кто она, прекрасная амазонка, грациозно восседающая на английском скакуне? Кого изобразил непревзойденный мастер русской кабинетной бронзы Евгений Лансере? Достоверный и точный ответ остался в прошлом. Но нас так сильно увлек этот вопрос, что мы провели небольшое исследование, изучили разные форумы и прочитали множество статей, чтобы разобраться, кто же стал прототипом скульптурной группы «Большая Амазонка», и готовы поделиться своими наблюдениями с подписчиками и читателями.
Талант, воплотившийся в бронзе
В истории есть немало примеров того, как люди, не получившие художественного образования, добились успеха в искусстве и стали знаковыми фигурами своего времени. Одним из них был Евгений Александрович Лансере. Родившись в 1848 году в Тамбовской губернии, он обучался в классической гимназии, а позже на юридическом факультете Петербургского Университета. Но отсутствие профильного образования не помешало мастеру завоевать признание в скульптуре. За свою жизнь он создал более 400 произведений. Многие из них были высоко оценены современниками скульптора, удостоены наград на международных выставках, а сегодня представлены в экспозиции крупнейших музеев России и мира.
Жизнь и творчество Евгения Лансере были неразрывно связаны с лошадьми. Именно они стали главной темой его работ. При этом мастер был удивительно внимателен к деталям. Для творческой манеры скульптора характерна тонкая, почти ювелирная проработка животных, людей, неодушевленных предметов. Благодаря такой детализации произведения Лансере преисполнены движения и жизни. Не стала исключением и «Большая Амазонка». Кажется, еще секунда и грациозная молодая женщина сбросит оцепенение и заговорит, а благородный английский скакун, горделиво взирающий на окружающих, переступит тонкими ногами, поведет головой, темпераментно зазвенит трензелем. Реалистичность и живость — те качества, которые превыше всего ценят поклонники таланта скульптора-анималиста.
Как появилось название «Большая Амазонка»?
Скульптурная композиция «Большая Амазонка» изображает женщину в асимметричном платье для верховой езды, которая грациозно сидит на коне английской породы. На первый взгляд название произведения кажется странным и нелогичным, ведь молодая особа ничем не напоминает отважную воительницу из племени амазонок.
Разгадка кроется в неоднозначности слова. Амазонка — это не только женщина-воин, но и платье для верховой езды в дамском седле. Сначала оно имело классический для того времени крой. Однако в последней четверти XIXвека в моду вошли модели с асимметричной зауженной юбкой, подчеркивающей тонкую талию всадницы. Именно в такое платье одета героиня Лансере.
Что же касается слова «большая», то оно объясняется еще проще. Ранее мастер создал другую скульптуру, изображавшую молодую женщину в амазонке верхом на коне. Из-за меньшего размера первая получила название «Маленькая Амазонка», а вторая — «Большая Амазонка».
Сплетение судеб
Ну что ж, с названием произведения мы разобрались. Осталось понять, кого же изображает скульптура. Может показаться, что в этом нет ничего сложного, ведь в каталоге Третьяковской галереи указано, что «Большая Амазонка» — это скульптурный портрет жены коннозаводчика Н.П. Малютина. Однако имя супруги не упоминается. В этом-то и кроется проблема, ведь Николай Павлович был женат дважды. И каждая из его супруг теоретически могла послужить прототипом для скульптуры. Попробуем разобраться!
Малютин Николай Павлович, родившийся в 1852 году, происходил из старинного и богатого купеческого рода. Среди прочих его активов особый интерес для нас представляет конезавод, основанный в 1875 году в Курской губернии. Будучи страстным любителем лошадей, Малютин занимался племенной деятельностью и профессионально работал со знаменитыми орловскими рысаками.
В первой половине 70-х годов XIX века Николай Павлович приобретает подмосковную усадьбу Мысово, которая находилась поблизости от усадьбы Киреево. Последняя принадлежала представителю другого известного купеческого рода — Федору Ивановичу Мамонтову и его супруге Ольге Ивановне. В то время в Киреево действовал ипподром. И Малютин, который любил лошадей, наверняка посещал его. А это значит, что с высокой долей вероятности Николай Павлович уже в начале 70-х годов был знаком с супругами Мамонтовыми. Чуть ниже вы поймете, почему этот факт играет важную роль в нашем расследовании.
История не сохранила точной даты женитьбы Николая Павловича, но судя по косвенным данным случилось это в конце 1870-х годов. Его избранницей стала Марья Николаевна, девичья фамилия которой на сегодняшний день не установлена. Сведения о ней сохранились только частично. Однако известно, что Марья Николаевна слыла очень набожной и отношения в браке были сложными. Дальнейшая судьба Малютиной неизвестна. По одним данным, первая жена Николая Павловича скончалась, по другим — супруги развелись.
А теперь вернемся к Ольге Ивановне Мамонтовой. Ее супруг скончался в 1874 году. Меньше чем через год она вступает во второй брак и получает фамилию Бетлинг. В 1877 году именно под этой фамилией Ольга Ивановна приобретает особняк у Николая Павловича Малютина. И если об их знакомстве в начале 70-х годов XIX века можно говорить только предположительно, то при оформлении сделки они познакомились наверняка.
Второй супруг Ольги Ивановны умирает в 1882 году. Довольно долгое время она живет одна, не вступая в официальные отношения. Сведений об этом периоде ее жизни почти не сохранилось. Но достоверно известно, что в начале 1890-х годов Ольга Ивановна вышла замуж за Николая Павловича Малютина. На тот момент они были знакомы около пятнадцати или двадцати лет.
Возвращаясь к «Большой Амазонке»
И все-таки, с кого была создана скульптура? К сожалению, точной информации на этот счет нет. Но можно предположить, что это была Ольга Ивановна. В пользу данной версии говорят следующие аргументы:
- Продолжительное знакомство. Достоверно известно, что уже в 1877 году Малютин был знаком с Ольгой Ивановной. Но возможно, что знакомство случилось четырьмя годами ранее, когда Николай Павлович приобрел усадьбу Мысово.
- Вдовство Ольги Ивановны. Ее второй брак закончился в 1882 году. И гипотетически в 1885 году, когда была создана «Большая Амазонка», Ольга Ивановна могла находиться в романтических отношениях с Николаем Павловичем.
- Неудачный брак Малютина. По свидетельству некоторых современников, первая супруга Николая Павловича была очень набожна. Также имеются сведения, что их брак с самого начала не сложился. В частности, в своих воспоминаниях Яков Бутович пишет, что Малютин разошелся с женой.
Логично предположить, что Николай Павлович Малютин заказал скульптуру для женщины, в которую был влюблен и на которой хотел жениться, нежели для супруги, брак с которой к тому моменту распался или был близок к тому. А значит, «Большая Амазонка» с большой долей вероятности является скульптурным портретом Ольги Ивановны.
Насколько эта версия соответствует действительности? Сложно сказать, ведь точная информация до наших дней не дошла. Но мы допускаем подобную вероятность. Ольга Ивановна — будущая жена Николая Павловича — вполне могла стать прототипом скульптурной композиции.
Сегодня скульптура «Большая Амазонка» Евгения Лансере остаётся одним из лучших примеров русской бронзы конца XIX века. Эта работа, а также многие другие произведения мастеров своего времени, представлены в наличии в нашем антикварном магазине. Больше предметов и историй — в нашем Telegram-канале @antique_buro_moscow