Фильм «Жмурки» стоит в фильмографии Алексея Балабанова особняком. Сам режиссер называл её комедией; в посвящении в титрах сказано — «Для тех, кто выжил в 90-е»; многие зрители находят картину мрачной, хотя и сравнивают её с «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино и «Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи. Но практически все считают, что Балабанов снял шедевр на уровне двух своих «Братьев», и отношение к фильму примерно такое же — как к шедевру, который можно обсуждать и осуждать, но смотреть — обязательно. Хотя бы затем, чтобы знать, кто «выжил в 90-е».
Эти «девяностые» Балабанов нашел в Нижнем Новгороде, в городе, в котором когда-то учился на переводчика в педагогическом институте иностранных языков. И локации выбирал такие, чтобы они чуть ли не однозначно указывали на то, что действие происходит именно в девяностые; из кадра старались убрать все машину, которые были старше 1995 года. Ну а всё остальное сделали улицы и здания Нижнего.
Похожий трюк, кстати, пытались провернуть создатели сериала «Камбэк», чтобы показать Нижний нулевых. Но за прошедшие со времен «Жмурок» двадцать лет город сильно изменился, и если не использовать балабановские локации, но остается не так уж и много мест, не тронутых людьми.
Стадион «Водник»
На этом стадионе, который был построен в 1936 году (в его строительстве принимал участие летчик Валерий Чкалов), получилась одна из самых цитируемых сцен «Жмурок». Трое приятелей в исполнении Сергея Маковецкого, Анатолия Журавлёва и Григория Сиятвинды (бандиты Корон, Бала и Баклажан) обсуждают национальность чернокожего Баклажана, а когда тот называет себя русским, небрежно бросают: «Ну нам-то не гони!».
Стадион долгое время находился в заброшенном состоянии, хотя скамейка, на которой сидели эти персонажи, сохранилась, как и поручень перед ней — то есть любой желающий мог повторить этот кадр, если найдет нужный ракурс. Впрочем, сейчас попасть на территорию стадиона нельзя — с августа 2025-го он закрыт для посторонних, а к концу года власти города обещают представить проект реконструкции всей территории; само поле и беговые дорожки вокруг обещают оставить.
Ковалихинские бани
Морг, в котором бандит Палач (Кирилл Пирогов) собирался пытать очередную жертву, создали в весьма известных в Нижнем Новгороде банях. Эти бани достаточно старые — построены в 1868 году; названы они по реке Кове, которая когда-то текла по Ковалихинскому оврагу — по указанию Николая Первого речку заключили в трубу, овраг засыпали, и он стал Ковалихинской улицей.
Морг киношники организовали просто — на роль «трупов» позвали актеров местного театра, их загримировали подходящей краской, но всё равно эта массовка оказалась беспокойной, потому что вздрагивала от звуков холостых выстрелов. Это, кстати, заметно в фильме, хотя Балабанов снимал несколько дублей для каждой сцены.
Баня работает и сейчас, но, разумеется, по своему прямому назначению и уже без «трупов».
Улица Максима Горького
Перекресток улиц Максима Горького и Малой Ямской Балабанов явно выбрал за «древний» вид — в те годы там стояла пара деревянных домов на кирпичном фундаменте. Сейчас этих домов уже нет — место одного из них занимает, например, многоэтажное здание по адресу улица Максима Горького, 43. Впрочем, если пройти чуть дальше по Малой Ямской, то можно увидеть ту самую «древнюю» застройку — часть домов там признана памятникам.
Большая Печёрская улица
Ещё одно знаменитое место из фильма — здесь Саймон (Дмитрий Дюжев) пил воду из автоматов советской эпохи. Балабанов наверняка выбрал эту локацию из ностальгических соображений — институт, в котором он учился, одним из фасадов выходил на Большую Печерскую, и, возможно, будущий режиссер и сам когда-то пил из этих автоматов. Сейчас, правда, нужную локацию отыскать сложно — ближе к Сенной площади застройка поменялась, вид в сторону институт тоже закрыла большая башня, но, в принципе, по трамвайным путям узнать место можно. На Большой Печерской находится ещё одно место съемок — так называемая усадьба В.М.Рукавишникова, из которой выходят главные герои. Здесь тоже сложно признать кадр из «Жмурок» — проведен ремонт, крыльцо поменяло форму; но несколько лет назад на одной из стен было нанесено граффити — почти с кадром из фильма.
Церковь Илии Пророка
Эта церковь находится под Нижегородским Кремлем, на Ильинской улице; в советское время она не работала, после распада СССР была открыта вновь. Именно рядом с ней происходит одна из самых нелепых перестрелок в отечественном кино. Ну а Ильинская улица переходит в одну из частей Федоровской набережной — соединяющий эту набережную пешеходный мост попал в сериал «Камбэк», а герои «Жмурок» искали на ней милиционера по прозвищу Легавый (Виктор Сухоруков). Зрители заодно увидели старую стрелку рек Волги и Оки — ещё без благоустроенной к 800-летию Нижнего набережной и без выстроенного к чемпионату мира по футболу стадиона «Нижний Новгород».
Бонус: московская снесенная локация «Жмурок»
В самом финале выжившие бандиты оказались в Москве, заняли влиятельные посты (не все, но некоторые), а из их окна видны храм Василия Блаженного и Кремль. Скорее всего, Балабанов снял эти кадры в гостинице «Россия», которой уже нет — она была закрыта в 2006 году, через несколько месяцев после выхода «Жмурок», ещё несколько лет ушло на полный снос. Сейчас на месте гостинцы расположен парк «Зарядье», из которого тоже можно увидеть и Кремль, и храм Василия Блаженного.
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo