Яков Георгиевич Чернихов (1889–1951) — выдающийся русский архитектор, график, педагог и теоретик архитектуры, один из ключевых представителей конструктивизма. Родился 5 (17) декабря 1889 года в Павлограде (ныне Украина) в бедной еврейской семье из 11 детей. Его отец владел ресторанами на кораблях Добровольного флота, но после банкротства семья переехала в Одессу, а затем вернулась в Павлоград.
Чернихов учился в Одесском художественном училище у Геннадия Ладыженского и Кириака Костанди, а в 1914 году перебрался в Петроград, где в 1916-м поступил на архитектурный факультет Императорской Академии художеств под руководством Леона Бенуа. Умер 9 мая 1951 года в Москве.
Чернихов работал в духе конструктивизма, под влиянием футуризма и супрематизма Казимира Малевича (с которым был лично знаком), создав около 17 000 рисунков и проектов. Его называли «советским Пиранези» за фантастические архитектурные композиции, предвосхищавшие крупные советские проекты, такие как Дворец Советов (1932) и здание МГУ на Воробьёвых горах (1955).
См. также:
Однако из-за недоверия сталинского режима к авангарду большинство его идей не было реализовано — единственный сохранившийся пример, башня завода «Красный гвоздильщик» в Санкт-Петербурге, была отреставрирована в 2021 году. Чернихов сосредоточился на преподавании, разрабатывая методики графического обучения, и на создании «архитектурных фантазий» — не предназначенных для строительства работ, которые стали его главным вкладом.
Графические работы
Графическое творчество Чернихова — это синтез архитектуры, типографики и орнамента, где он подчеркивал роль рисунка как основы творчества, сравнивая его с грамотностью.
В конце 1920-х — начале 1930-х, когда конструктивизм был запрещен, он обратился к «нейтральным» темам: изучению шрифтов и орнаментов. Его рисунки сочетают точность чертежника (сопоставимую с Пиранези или Рембрандтом) и футуристическую фантазию, предвосхищая дизайн XX века.
Ключевые публикации с графическими работами (выпущенные в Ленинграде между 1927 и 1933 годами):
- Искусство графического изображения (1927) — основы графического представления.
- Основы современной архитектуры (1930) — анализ форм, предсказывающий небоскребы.
- Конструкции архитектурных и машинных форм (1931) — геометрические конструкции.
- Архитектурные фантазии. 101 композиция (1933) — последний авангардный арт-бук в сталинскую эпоху, с цветными иллюстрациями фантастических зданий, сочетающими динамику и геометрию; пример передового полиграфического исполнения.
Книга Якова Чернихова «Искусство начертания» (1927) открыла новые горизонты в графике и рисунке, вводя понятия беспредметного искусства. Чернихов подчеркивал важность воображения и пространственного мышления, предпочитая визуализацию идей точному воспроизведению натуры.
Он писал о пространственных композициях, супрематизме и кристаллических формах, утверждая, что построение супрематических изображений требует равновесия прямых линий, длины, толщины и цвета, с доминированием чёрной краски.
Вторая книга Чернихова, «Основы современной архитектуры» (1930), развивала идеи конструктивизма. Он акцентировал внимание на функциональности и художественной выразительности архитектуры, подчеркивая значимость конструктивных элементов и их эмоционального воздействия на людей.
Чернихов в книге «Конструкция архитектурных и машинных форм» подчеркнул важность конструктивной логики в архитектуре и промышленности. Он считал архитектуру искусством, удовлетворяющим сложные потребности общества.
Графически книга делится на три категории: абстрактные решения, предметно-натуралистические формы и конструктивные фантазии, последняя из которых не имеет практической пользы.
В типографике Чернихов создал детальные рисунки исторических алфавитов (для учебника по архитектуре), включая кириллицу, славянский, латынь, греческий, финикийский, персидскую клинопись, иврит, арабский, грузинский и другие (всего около 20 систем).
Буквы размещены на сетках с пометками пропорций и геометрии, в табличном формате для сравнения; рисунки полихромны, с акцентом на классические формы, а не ренессансные рационализации (включая исследования алфавитов Дюрера и Тори).
Исследование «архитектурных фантазий»
На разных этапах развития архитектуры появилась необходимость визуализировать концепции в фантастических формах, отклоняющихся от традиционных норм.
Это позволяло архитекторам экспериментировать с композициями и представлять новые решения. Исследования и эксперименты предоставили данные для комплексного подхода. Работы по исследованию «архитектурных фантазий» включали:
- Переход от линейных форм к объемным.
- Эволюцию от простых фасадов до сложных аксонометрий.
- Развитие форм до изысканных композиций.
- Использование иллюминации и технических воспроизведений.
- Изменение приемов в зависимости от сочетаний.
- Применение фоновой обработки и акцентов.
- Введение фантастических комбинаций для обогащения проектов.
Эти этапы помогли представить организацию пространства и обогатить решения.
Архитектурные концепции визуализируют идеи архитектора. Они раскрывают совершенство элементов, передают величие и гармонию здания. Эти композиции показывают новые этапы развития архитектуры и помогают выразить уникальность проекта.
Концепции рождаются из желания выйти за рамки традиций. Их цель — создать формы, отражающие проблему, но не ограниченные утилитарностью. Вопрос: можно воплотить интересные замыслы без строгих условий? Важно ли отображать множество идей и аспектов мышления?
Работа над концепциями может быть графической и не иметь практической цели, но вызывает эмоции у автора и зрителей. Нельзя сводить творчество архитектора к интеллектуальному процессу без визуального выражения.
Визуализация фантазий важна для работы архитектора. Этот этап интересен и ценен и заслуживает внимания.
Практическое значение фантазий очевидно: они предлагают новые решения, развивают чувство формы и цвета, стимулируют креативность и помогают решать сложные задачи.
Образные средства в архитектурных фантазиях можно применять на практике, улучшая качество проектов. Они также могут быть полезны для обучения начинающих архитекторов. Эти аргументы подчеркивают большой потенциал и положительные эффекты архитектурных фантазий. Поэтому важно подходить к этому этапу творчества с вниманием и осторожностью.
Орнаменты — это нефигуративные композиции в «конструированном» стиле: сложные узоры из тысяч ручных кружков, создающие живые жесты, напоминающие спиральные рисунки, но с точностью исламских орнаментов.
Архитектурные рисунки включают фантазии 1924–1931 годов: динамичные формы, интерлейсы кривых (например, «Dimensional Curve Interlace», 1928–1930, в коллекции MoMA).
Посмертно вышла книга Строение буквенных форм (1959) с анализом классических шрифтов. В 2008 году вышла книга Графические шедевры Якова Георгиевича Чернихова (DOM publishers, лимитированный тираж 500 экз.) — альбом из коллекции сына Дмитрия, с полноцветными факсимиле рисунков шрифтов, архитектурных фантазий и орнаментов из тетрадей; включает эссе о жизни и дневники (на русском).
Наследие
Работы Чернихова повлияли на теорию архитектуры. В 2006 году из архивов пропали сотни рисунков на $1,3 млн, часть восстановлена. Его творчество освещено в книгах вроде Russian Constructivism and Iakov Chernikhov (1989) и Chernikov: Fantasy and Construction (1984). Сегодня Чернихов — символ авангарда, чьи фантазии вдохновляют современный дизайн.
Часть материалов предоставлена:
* Архитектурным благотворительным фондом имени Якова Чернихова
** Российским государственным архивом литературы и искусства