Лисянский Юрий Федорович (1773–1837)
Русский мореплаватель, исследователь, писатель, военный моряк. Наиболее известен как командир шлюпа «Нева» во время первой русской кругосветной экспедиции. Капитан 1-го ранга.
Родился 13 августа 1773 г. в городе Нежине. Выходец из дворянской семьи. Воспитывался в Кадетском корпусе в Москве.
С 1786 года гардемарин Балтийского флота. Участник русско-шведской войны
1788—1790 годов. В 1789 г. произведён в мичманы.
Входил в число 16 молодых русских морских офицеров, направленных по указу Екатерины II в Англию.
В течение пяти лет служил в британском флоте, совершил несколько морских плаваний, участвовал в сражениях с французским флотом и с пиратами.
В марте 1798 г. Лисянский вернулся в Россию и, будучи произведён в капитан-лейтенанты, служил на кораблях Балтийского флота.
В 1803 года вместе с Иваном Федоровичем Крузенштерном отправился в первое кругосветное плаванье, совершённое русскими моряками на шлюпах «Надежда» и «Нева».
До Гавайских островов они шли вместе, а в июле 1804 года Лисянский начал самостоятельное плавание, направившись к северо-западному берегу Америки. На острове Ситка у побережья Аляски он отбил захваченный индейцами русский торговый город Новоархангельск. На обратном пути мореплавателем были открыты острова архипелага Александра.
В ноябре 1804 г. он соединился с Крузенштерном, но у мыса Доброй Надежды шлюпы вновь расстались. Впервые в истории мореплавания Лисянский провёл парусный корабль вокруг Южной Африки, из Кантона (Гуаньчжоу, Китай) до Портсмута (США) без захода в порты.
В июне 1806 г. он вернулся в Кронштадт и был произведён за это путешествие в капитаны 2-го ранга, после чего до января 1809 г. служил в Балтийском флоте.
В отставку вышел в чине капитана 1-го ранга. Оставил после себя воспоминания «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг.» на русском и английском языках.
Скончался 6 марта 1837 г. в Петербурге. Будучи человеком основательным, Юрий Федорович Лисянский заранее озаботился о месте своего последнего покоя и не только приобрел место на Тихвинском кладбище, но и оставил эскиз памятника, который он хотел бы видеть над своей могилой.
Надгробие представляет собой саркофаг из темного гранита, на крышке которого установлен большой чугунный якорь.
На торцах саркофага накладные восьмиугольные медальоны, на которых воспроизведены аверс и реверс жетона в память кругосветной экспедиции, выдававшегося участвовавшим в плаванье нижним морским чинам.
На боковых сторонах саркофага надписи выпуклыми литерами.
На восточной стороне:
Флота Капитанъ 1-го ранга/ ЮРIЙ ФЕДОРОВИЧЪ ЛИСЯНСКIЙ / Командовавшiй кораблемъ НЕВА во время первого путешествiя / Русскихъ вокругъ секта съ 1803 по 1806 годъ/Род. 2 Апреля 1773 г. ± 22 Февраля 1837 года.
На западной стороне
Прохожiй не тужи о томъ, кто кинулъ якорь здъсь
Онъ взялъ съ собою паруса подъ коими
Взлетитъ въ пределъ небесъ.
Лядова-Иванова Вера Александровна (1839–1870)
Популярная балерина и артистка оперетты. Дочь дирижера А. Н. Лядова, жена балетмейстера Л. И. Иванова. Племянница главного дирижёра Мариинского театра Константина Николаевича Лядова и двоюродная сестра композитора Лядова Анатолия Константиновича.
Как и большинство детей, рожденных в театральных семьях, с детства готовила себя к артистической карьере и в 10-летнем возрасте поступила в театральное училище при Петербургской императорской труппе.
В 1858 году окончила класс балета и была принята в петербургскую императорскую труппу — балериной характерных танцев. Постепенно её стали приглашать участвовать в водевилях и драматических постановках.
Её час пробил, когда в конце 60-х годов 19 века в Петербурге началось повальное увлечение опереттой.
В 1868 году весь Петербург буквально ломился на оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» с Верой Лядовой-Ивановой в главной роли.
Она мгновенно стала одной из главных знаменитостей не только Петербурга, но всей Российской империи.
Вот что писал по этому поводу журнал «Будильник»:
„Прекрасную Елену“ невиданный успех сопровождал с первых же представлений. Билеты на спектакль добывались чудом — лишь по предварительной записи в театральной конторе; „стоны, обмороки, проклятия — вот что совершается перед кассою во время раздачи билетов“.
Но как известно громкий успех порождает зависть и рождает самые мерзкие сплетни и слухи. Желтая пресса была, наверное, всегда и действовала теми же методами что и сегодня.
Популярный в то время репортер скандальной хроники. А Суворин, то ли для самопиара, то ли по чьему-то заказу развернул целую компанию собирая и публикуя все подробности частной жизни молодой актрисы. Как это бывает и сегодня публика, ещё вчера боготворившая Лядову, стала с наслаждением рыться в её белье.
Как известно все болезни от нервов и актриса которой едва исполнился 31 год угасала буквально на глазах. Она с невероятными усилиями доигрывала каждый спектакль и чувствовала себя все хуже. Вера Александровна Лядова-Иванова скончалась 24 марта (5 апреля) 1870 года. И опять же, как это бывает и сегодня она мгновенно стала всеми любима и обожаема.
Проводить её в последний путь собралась огромная толпа. Артисты императорских театров несли её гроб на руках от Большой Миллионной улицы, где она жила до Смоленского православного кладбища, а за ними следовала огромная толпа.
Вскоре был объявлен сбор средств на памятник молодой актрисе. Денег, очевидно, собрали не мало, потому что памятник получился весьма неординарный.
Стела белого мрамора с закругленным верхом, окаймленная с лицевой стороны резной гирляндой из листьев плюща и акантом по периметру основания, на прямоугольном постаменте и цоколе. На лицевой стороне - овальный медальон с барельефным портретом актрисы в роли Елены Прекрасной, обрамленный дубовыми листьями. Под портретом надпись выпуклыми литерами:
Въръ Александровнъ / Лядовой-Ивановой / отъ Друзей / Почитателей ея таланта, / и Сотоварищей.
Изготовлено надгробие было в мастерской А. А. Баринова на 17-й линии Васильевского Острова. В 1936 году Вера Александровна Лядова была перезахоронена в «Некрополе мастеров искусств»
Маркелов Иван Иванович (1756–1840)
Купец первой гильдии, за успехи в трудах на благо России был пожалован званием коллежского асессора и потомственным дворянством.
Сведений об этом человеке практически не сохранилось, но судя по тому, что он был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры человеком он был заслуженным и весьма богатым.
Надгробие представляет собой саркофаг белого мрамора, установленный на прямоугольном постаменте и цоколе, украшенный орнаментальной резьбой.
Крышка плоская, обрамленная волютами. Изначально на крышке был установлен вертикальный крест, по всей видимости сломанный в недоброй памяти времена государственного атеизма.
На торцах: с западной стороны рельеф дворянского герба Маркеловых, представляющего собой щит с двумя орденами и медалью.
С восточной - рельефный четырехконечный крест. На боковой южной стороне вырублена надпись:
Коллежскiй ассъссоръ и кавалер
Иванъ Ивановичъ Маркеловъ
родился 19 октября 1756 года,
скончался 8 ноября 1840 года.
Автор надгробия точно не известен, но по характеру резьбы, используемому материалу (итальянский мрамор) и некоторым другим характерным деталям, можно допустить, что памятник изготовлен в петербургской мастерской итальянского мастера Пауля Катоцци
Рядом с мужем похоронена
Маркелова (урожденная Паскевич) Татьяна Васильевна (1777–1846)
Стилистически памятник представляет собой саркофаг белого мрамора, с килевидной крышкой, установленный на постаменте и цоколе.
Резьба на крышке имитирует черепичное покрытие.
На западном торце в тимпане рельеф герба, на восточном - круглый остекленный киот (образок утрачен), под ним вырублена надпись:
Вдова Коллежского Ассъссора Татиана Васильевна
Маркелова урожд. Паскевичъ
Родилась 25 декабря 1777 г./Скончалась 25 марта 1846г.
Уважаемые читатели и подписчики в своих комментариях вы иногда задаете мне вопрос:
«А зачем вообще переносить могилы с одного кладбища на другое? Зачем превращать место вечного упокоения в музей?».
В ближайшее время я хочу поподробнее ответить на эти, и некоторые другие ваши вопросы и рассказать о некоторых шедеврах мемориальной скульптуры, которые были просто на просто уничтожены.
Ну а пока позвольте ненадолго прерваться. Прежде чем пожелать вам всего доброго хочу напомнить, что