Не первый раз удивлюсь тем книгам, которые выбирает наш литературный клуб. Так, в этот раз выбор пал на киносценарий Жана - Поля Сартра "Ставок больше нет", по которому в 1947 году снят фильм "Последний шанс".
Пьер - молодой революционер, которого подло убивают на просёлочной дороге. Ева - состоятельная девушка, которую отравил собственный муж ради наследства и её юной сестры. Они никогда бы не познакомились в жизни земной, но влюбляются в жизни загробной. Теперь, будучи призраками, они не разделены ни политическими взглядами, ни положением в обществе, ни семейным положением. Жаль лишь, что они не могут по-настоящему дотронуться друг до друга, потанцевать, обнять....или могут?
Небесная канцелярия внезапно выясняет, что Пьер и Ева были созданы друг для друга. И раз в жизни они не были вместе, то получают второй шанс. Ровно на сутки они возвращаются на землю, в свои тела, чтобы полюбить друг друга в реальной жизни. Если им это удастся, они будут жить дальше. Если нет, вернутся в загробный мир.
Книга очень маленькая, буквально на пару часов, с лёгким слогом и стремительным повествованием. Так как это сценарий, сюжет лишен ненужной лирики и отступлений, равно как и описания героев. С одной стороны, это странно. Все события книги можно уложить, наверное, в двое суток. За которые герои должны пожить, умереть, полюбить, воскреснуть, найти друг друга и определить свой дальнейший путь. И ты понимаешь, что невозможно ни влюбиться, ни категорически поменять свою жизнь за считанные часы, но иначе, как выражался мой папа, "кина не будет".
С другой стороны, весь сюжет и стиль изложения изначально кажется стёбом, пардон за жаргон, скептичного философа.
Пока мои коллеги спорили, существует ли любовь с первого взгляда, существуют ли созданные друг для друга люди, можно ли начать жизнь с чистого листа, можно ли уйти от сценария своей жизни, почему долг превосходит любовь...итд...итп...мне почему-то думалось, что французский экзистенциалист просто посмеялся над всеми нами.
Посмотрите на его загробный мир: никакого ада, рая, врат на небеса - ничего. Только очереди да бюрократические кабинеты с досье на каждую вновь прибывшую душу, где даже за признание тебя мертвым надо расписаться в гроссбухе.
А чем занимаются мёртвые? Например, всем почившим семейством по мужской линии по пятам следуют за своим живым отпрыском. Зачем? Чтоб дождаться когда он помрет и "как следует ему всыпать".
И даже тот самый второй шанс, который получают герои, благо ли? И Ева, и Пьер оказываются в положении кота Шрёдингера: они живы и мертвы одновременно и решить эту коллизию может лишь любовь.
Узнать друга друга... понять...ссоры, примирения...на это всё нет времени! Они ОБЯЗАНЫ полюбить, если хотят выжить! Это ли шанс? Это ли свобода, когда выбора-то и нет?
Сартр разносит в пух и прах все традиционные клише и спрашивает нас - на что мы готовы ради ещё одного завтра?
"Труп не может лгать. Но живой — обязан».
«Ад — это не другие. Ад — это ты, запертый в клетке своих завтра».